Виды управленческих решений (в раздаточном)

Дополнение к семинару «Управленческое ответ»

Рисунок 1 – Подходы принятия управленческих ответов

Виды управленческих ответов (в раздаточном)

1. По степени влияния на будущее организации они делятся на стратегические и тактические.

Первые определяют главные дороги ее развития, вторые — конкретные методы продвижения по ним.

2. По степени самостоятельности ответа подразделяются на инициативные и предписанные.

Первые принимаются управлением организации под действием обстоятельств, вторые конкретизируют поступающие сверху (к примеру, от головной компании) указания.

3. По масштабам ответа смогут быть глобальными, затрагивающими всю организацию в целом, и локальными, касающимися лишь одной ее части (стороны деятельности). Реализация глобальных ответов, часть которых, как полагают, образовывает около трети, в большинстве случаев, испытывает недостаток в высокой степени энтузиазма и вовлеченности работников.

4. В соответствии с временным горизонтом возможно сказать о перспективных решениях, последствия которых будут ощущаться долгое время (к примеру, об инвестировании), и текущих, ориентированных на потребности сегодняшнего дня (об изыскании средств для выплаты заработной платы).

5. В зависимости от длительности периода реализации принято выделять долговременные (более чем 5 лет), среднесрочные (от года до 5 лет) и кратковременные (до одного года) ответа.

Долговременные ответы в большинстве случаев имеют прогнозный темперамент, потому что касаются будущей обстановки, которую не всегда возможно совершенно верно просчитать. Они самый рискованны и смогут так и остаться на бумаге, в случае если предположения не оправдаются.

Среднесрочные ответы находят воплощение уже в необходимых для выполнения программах и планах, в соответствии с которыми осуществляются конкретные мероприятия. В чрезвычайных событиях они смогут корректироваться.

Кратковременные ответы отражаются в своевременных распоряжениях.

6. В соответствии со степенью предопределенности результата различают вероятностные и детерминированные (однозначные) ответы, каковые относительно редки.

Вероятностные ответы принимаются в условиях неопределенности, на базе частичной информации, причем не всегда вправду нужной (одновременно с этим и избыточная информация не обязательно может улучшить ответ). В этом случае одному и тому же действию соответствует пара результатов, вероятность наступления которых не всегда возможно оценить, тогда только перечисляются ожидаемые последствия.

Такие ответы допускают корректировку на непредвиденности, неточности, столкновение с другими заинтересованностями.

В случае если возможность получения некоего результата возможно вычислить посредством математических способов, она считается объективной. В другом случае — субъективной, либо предполагаемой.

7. По степени регламентированности выделяют контурные ответы (предоставляют широкую свободу исполнителям); структурированные (допускают инициативу во второстепенных вопросах); алгоритмизированные, где инициатива исключена.

8. По направленности действия ответа смогут быть внешние (касаются окружения) либо внутренние.

9. По степени обязательности выполнения они подразделяются на директивные, рекомендательные и ориентирующие, что зависит, к примеру, от уровня, сроков действия, степени важности.

Директивные ответы в большинстве случаев принимаются высшими органами управления в стабильных условиях по поводу самые важных неприятностей организации и требуют необходимого выполнения.

Рекомендательные подготавливаются совещательными органами (разного рода комитетами либо рабочими группами). Их выполнение нужно, но не обязательно, потому, что те, к кому эти ответы относятся, формально не подчиняются тем, кто их принимает.

Ориентирующие ответы предназначены для субъектов, свободных от тех, кто эти решения принимает. Ориентирующими, по сути, можно считать и прогнозные ответы, являющиеся как бы «маяком» для плановых.

10. По функциональному назначению возможно выделить организационные, координирующие, регулирующие, активизирующие и осуществляющие контроль ответы.

Примером организационного есть ответ о распределении служебных обязанностей.

Регулирующие ответы значительно чаще предписывают метод осуществления в определенных обстановках тех либо иных действий, отражаемый в правилах, распорядках, графиках, нормах, нормативах и т. д.

Координирующие ответы носят по большей части своевременный темперамент (к примеру, распределение текущей работы среди подчиненных).

Осуществляющие контроль ответы помогают для оценки результата тех либо иных действий исполнителей.

Активизирующие ответы связаны, к примеру, с премированием.

11. По степени охвата неприятности возможно выделить выборочные и целые решения. Первые в большинстве случаев касаются одного либо нескольких родных качеств рассматриваемой неприятности, а вторые охватывают ее в целом.

12. По степени сложности ответа разделяются на простые, сложные и уникальные.

13. По способам выработки различаются шаблонные и творческие.

14. В зависимости от числа разработчиков ответа делятся на личные и коллективные.

По методу принятия последние, со своей стороны, бывают консультативными, совместными и парламентскими.

Консультативные ответы предполагают, что лица, каковые их совсем принимают, советуются с окружающими (подчиненными либо специалистами) и с учетом их рекомендаций единолично делают окончательный выбор.

Совместные ответы принимаются в следствии обоюдного согласия всех участников на базе консенсуса, сложившегося в ходе их подготовки. Парламентские базируются на том, что большая часть причастных к ним лиц высказывает с ними собственный согласие.

15. По широте охвата выделяются неспециализированные и особые ответы. Первые касаются однообразных для всех вопросов (к примеру, о времени окончания и начала рабочего дня) и вносят в деятельность организации элемент стабильности. Вторые относятся к узким проблемам, свойственным лишь одному субъекту.

16. С позиций предопределенности ответа принято дробить на запрограммированные и незапрограммированные.

К принятию первых приводит либо логика развития обстановки, в то время, когда иного выхода нет, либо ее стандартность, обусловливающая выбор в соответствии с процедурами и готовыми правилами только степени начала и момента действий их интенсивности.

Незапрограммированные ответы принимаются в новых либо неизвестных событиях, в то время, когда требуемые шаги тяжело заблаговременно совершенно верно расписать. Они определяют последовательность и набор грядущих действий и требуют творческого подхода, интегрирующего этот анализ, опыт, чутьё и искусство менеджера.

17. По методу влияния на объект ответа возможно поделить на кос и прямыевенные. Первые воздействуют конкретно на него, вторые — на создание таких условий, под влиянием которых он сам поменяет в нужную сторону собственный поведение.

18. По сфере реализации ответа смогут быть связаны с производством, сбытом, научными изучениями и т. п.

19. По форме ответа бывают правовыми и неправовыми.

20. По содержанию ответа в рамках организации бывают техническими, экономическими, социальными.

Технические ответы принимаются по поводу объективных факторов деятельности организации — применения оборудования, разработок и проч.

Экономические ответы связаны в конечном итоге с затратами, каковые она несет, и обусловленными ими результатами.

Социальные ответы принимаются в отношении персонала и касаются вопросов оплаты, льгот, обеспечений, личности и развития человека. Они призваны создать благоприятные условия труда, содействовать увеличению инициативы работников, развитию личности, а исходя из этого должны учитывать личные изюминки и психологию людей. Оказывая действие на их мысли и поступки, они создают более благоприятные условия реализации производственных заданий.

21. По достоверности и степени полноты применяемой информации выделяют:

— решения, принимаемые в условиях полной определенности;

— решения, принимаемые в условиях частичной определенности;

— решения, принимаемые в условиях полной неопределенности.

22. По методам принятия выделяют интуитивные, адаптационные и рациональные решения.

Интуитивное ответ основывается на предположении начальника, что его выбор верен (интуиция — свойство предугадывать, предполагать, предвидеть). На него воздействует так именуемое «шестое чувство», собственного рода озарение, посещающее самые опытных менеджеров, владеющих широким кругозором.

Такое ответ принимается в условиях, в то время, когда существует возможность выбора, а отсутствие времени не разрешает продолжительно раздумывать над обстановкой. Тут велик риск неточностей, исходя из этого оно возможно только в крайнем случае, скорее как исключение.

Адаптационное ответ основывается на неспециализированных знаниях, здравом смысле — осмысленном опыте судьбы, профессиональной деятельности, обостренном эмоции действительности. Оно предполагает осуществление тех шагов (с поправкой на сегодняшний сутки), каковые в подобной обстановке в прошлом были успешными. Положительной стороной для того чтобы ответы являются оперативность и простота принятия, но оно страдает рядом пороков.

Так, здравый суть на практике видится очень редко, опыт, на что наряду с этим возлагаются столь громадные надежды, может отсутствовать, в особенности в случае если решение принимается в первый раз. Действуя же по аналогии в известном направлении, легко потерять другие, значительно более удачные варианты.

Недочётом обоих видов есть их субъективность, обусловленная особенностями личности принимающего ответ, глубиной понимания им проблемы и ситуации.

Рациональное ответ предполагает применение научных способов и объективных параметров. Но полный рационализм кроме этого неосуществим.

Во-первых, люди не смогут знать все вероятные альтернативы, верить в надежности информации, предугадать последствия собственных действий. Во-вторых, принятие рациональных ответов всегда представляет собой психологический процесс, а у многих людей присутствуют чувстве и отсутствует логика. В-третьих, возможности внимания, памяти, понимания неприятностей у людей ограниченны. В следствии различные люди, кроме того владеющие однообразной компетентностью, на основе одного и того же комплекта фактов смогут формулировать разные идеи. Исходя из этого человек, принимающий ответ, довольно часто ищет не оптимальный, а удовлетворительный по минимуму требований выбор и вариант собственный делает на базе упрощенной картины мира независимо от целей текущей обстановке и ее восприятия, прошлого опыта данного лица.

Изучения говорят о том, что в 45 процентах случаев ответа не принимаются из-за неприятной неприятности; в 35 процентах случаев — из-за нечеткого распределения обязанностей; в 20 процентах случаев принимаются неправильные ответы.

Так, на практике каждые ответы содержат элементы иррациональности и субъективизма. Это предъявляет определенные требования к личности того, кто эти решения принимает.

Психологи уверены в том, что нужные в этом случае трезвость, выдержка, умение системно мыслить и т. п. приходят к практически всем людей в возрасте около 45 лет и по крайней мере до 60 лет по-прежнему сохраняются навысокой отметке. Действительно, с возрастом ослабевает оперативность реакции, исходя из этого считается, что пожилых людей целесообразно применять в рамках совещательных органов и в качестве консультантов.

Формы разработки УР

В зависимости от реализации и условий разработки УР смогут употребляться разные формы разработки, указ, закон, приказ, распоряжение, указание, акт, протокол, инструкция, соглашение, соглашение, замысел, договор, оферта, акцепт, положение, правила, модель.

Указ — ответ главы страны, утвержденное парламентом. К примеру, Указ Главы Российской Федерации, утвержденный Думой РФ. Указ имеет силу закона.

Указание — ответ, носящее методический, технологический темперамент. Указание реализуется в форме наставления
либо разъяснения.

Закон — ответ высшей власти, носящее общеобязательный и непреложный темперамент. К примеру, Конституция страны. Закон о несостоятельности (банкротстве), Закон об акционерных обществах.

Акт — ответ широкого круга национальных и публичных организаций. К примеру, акт о передаче чего-либо в собственность.

Приказ (письменный либо устный) — это решение начальника, облеченного властью в организации либо большом ее подразделении. Приказ необходим для выполнения его подчиненными и может подготовиться по вопросам, входящим в компетенцию начальника. Это нормативный документ, что возможно обжалован в более высоких управленческих инстанциях либо в суде.

Распоряжение — это решение начальника, не наделенного административными функциями. Распоряжение в большинстве случаев касается вопросов разработки, организации труда и техники безопасности. Оно в обязательном порядке для выполнения яркими подчиненными начальника.

Протокол — ответ об отражении каких-либо событий, событий, правил. К примеру, протокол прошедшего собрания, дипломатический протокол.

Инструкция — ответ, устанавливающее способ и порядок исполнения каких-либо действий. К примеру, инструкция по составлению бизнес-замысла.

Контракт — ответ о проведении совместных работ с указанием обоюдных прав и обязательств в коммерческих и некоммерческих сферах деятельности. К примеру, контракт о портфельных инвестициях.

Соглашение — ответ, формирующее неспециализированную хорошую инфраструктуру для какой-либо деятельности. К примеру, соглашение о намерениях.

Замысел — ответ, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, время и методы их реализации. К примеру, бизнес-замысел.

Договор — ответ, в большинстве случаев коммерческого характера, о проведении совместных работ с указанием обоюдных
прав и обязательств. Договор есть подвидом соглашения. К примеру, договор купли-продажи.

Оферта — ответ, в большинстве случаев коммерческого характера, о предложении конкретному (любому) лицу заключить контракт на указанных условиях. Оферта есть одной стороной договора.

Акцепт — ответ о приеме предложения о заключении сделки на предложенных в оферте условиях. Акцепт – это вторая сторона договора, акцепт и оферта составляют договор.

Положение — ответ, воображающее собой комплект законов, инструкций и правил, регламентирующих какую-либо деятельность. К примеру, положение об нормализации и отделе стандартизации.

Правила — ответ, учитывающее традиции организации и воображающее комплект предлагаемых для выполнения устоявшихся деятельности и норм поведения определенных групп работников. К примеру, правила внутреннего распорядка.

Формы реализации УР

Это деловая беседа, предписание, убеждение, разъяснение, принуждение, наставление, сообщение, персональный пример, обучение, совет, деловые игры (тренинги), заседания, совещания, отчет, деловое слово.

Предписание — официальное извещение какому-либо должностному лицу об необходимом исполнении приведенного решения в установленный срок.

Деловая беседа — намерено организованная начальником встреча с подчиненным, группой подчиненных либо приглашенными экспертами для обмена мнениями по заблаговременно оговоренной теме.

Убеждение — деловая беседа, проводимая начальником с целью добиться у подчиненного требуемых прочных взоров либо понятий по содержанию УР для его исполнения (к примеру, убеждение в необходимости соблюдения техники безопасности на рабочем месте).

Разъяснение- деловая беседа, проводимая начальником с целью растолковать, сделать более понятным сущность и содержание УР.

Принуждение- деловая беседа, проводимая начальником с целью осознанно вынудить работника выполнить УР методом угроз либо повышенного вознаграждения.

Наставление — деловая беседа, проводимая начальником с целью научить, передать опыт для успешного исполнения УР.

Сообщение — деловая беседа, проводимая начальником с целью передачи дополнительной информации, нужной для исполнения УР.

Персональный пример — действия начальника в среде подчиненных по заблаговременно подготовленному сценарию для
развития у них результата подражания авторитетам в технике исполнения УР.

Обучение- деловая беседа, проводимая начальником с целью дать новые знания либо данные для исполнения УР.

Совет — деловая беседа, проводимая начальником с целью поделиться собственными взорами на пути исполнения УР. Совет не есть необходимым для выполнения подчиненным.

Деловая игра (тренинг) — намерено организованная интенсивная деятельность работников по реализации и разработке УР на базе имитационных моделей настоящих процессов. В ходе рабочий игры закрепляются навыки РУР многократным повторением однотипных обстановок, технологий и методов РУР.

Заседания — коллективные деловые беседы, проводимые начальником с целью своевременного доведения до под чиненных конкретных задач, применения коллективного разума, обмена информацией и накопленным опытом для исполнения серьёзных УР.

Совещания- узко опытные заседания для ответа по большей части вопросов организационного характера (к примеру, совещание профкома, совещание президиума и т.д.).

Отчет- ответ эксперта о итогах личной либо коллективной проделанной работы по исполнению УР. Отчет возможно письменным и устным.

Деловое слово — ответ начальника, данное подчиненному в устной форме, подкрепленное авторитетом начальника как среди подчиненных, так и среди вышестоящего управления.

20 Методы разработки управленческих ответов


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: