Влияние изменений дохода и цен

Мы видели, что бюджетная линия зависит от дохода и цен на товары —Рр и P0 Но цены и доходы довольно часто изменяются. Посмотрим, что происходит наряду с этим с бюджетной линией.

Трансформации дохода. Что случится с бюджетной^ линией, в то время, когда изменяется доход? Из уравнения линейной функции (рис. 3.9) направляться, что при трансформации дохода изменяется протяженность отрезка, отсекаемого на вертикальной оси, но угол наклона остается неизменным (так как цена никого из товаров не изменилась). На рис. 3.9 продемонстрировано, что при удвоении Дохода (с 40 до 80 долл.) бюджетная линия сдвигается вправо (от линии Li к линии L2). Отметим, но, что L2 остается параллельной li. При жажде дама может удвоить закупки как продуктов питания, так и одежды. В случае если же ее доход сокращен наполовину (с 40 до 20 долл.), бюджетная линия смещается влево (от Li к La).

Трансформации стоимостей. Что случится с бюджетной линией, в случае если цена одного товара изменяется, а цена другого остается без трансформации? Мы можем применять уравнение С = (1/Рс) — (Pp /Рс) F, дабы обрисовать влияние трансформации цены продуктов питания на бюджетную линию. Предположим, цена продуктов питания F понижается наполовину, с 1 до 0,5 долл. Тогда отрезок, отсекаемый на веР™-калькой оси, останется неизменным, но угловой коэффициент изменится с —pf/Pc = 1 ДОЛЛ./2 долл. = j до

0,5 долл./2 долл. ^ _ J- . На рис. 3.10 мы приобретаем но-

20 40 60 30

Продукты пцтания.единиц

Рис. 3.9. Влияние величины дохода на бюджетную линию

вую бюджетную линию Lg методом вращения начальной линии li против часовой стрелки относительно точки пересечения с вертикальной осью. Человек, что потребляет лишь С (одежду), а не F (продукты питания), не подвержен трансформации цены. Но человек, закупающий значительное количество продуктов питания, существенно увеличивает собственную покупательную свойство. В конечном итоге предельное число продуктов питания, которое он может закупить, удвоилось в следствии понижения их цены.

Иначе, в то время, когда цена продуктов питания удваивается с 1 до 2 долл., бюджетная линия вращается по часовой стрелке к линии Ls, поскольку платежеспособность понижается. И снова человек, что потребляет только одежду, не будет подвержен влиянию роста цен на продовольственные товары.

Что случится, в случае если обе цены (и на еду, и на одежду) изменяются, но изменяются так, что соотношение стоимостей остается неизменным? Так как угловой коэффициент бюджетной линии равен отношению стоимостей, угол наклона остается тем же самым. Наклон бюджетной

20

60 30

Продукты питания,единиц

Рис. 3.10. Влияние трансформации цен на бюджетную линию

линии обязан сдвинуться так, что новая линия останется параллельной ветхой. К примеру, в случае если цены обоих товаров уменьшаются наполовину, то наклон бюджетной линии не изменяется, но оба отрезка на осях возрастают в два раза и бюджетная линия перемещается вправо.

Это говорит нам кое-что об определяющих факторах платежеспособности потребителя — его способности покупать товары. Платежеспособность определяется не только доходами, но и стоимостями. К примеру, платежеспособность может удвоиться как из-за роста дохода в 2 раза, так и из-за понижения стоимостей всех товаров в 2 раза.

Напоследок посмотрим, что случится, в случае если возрастет в 2 раза и цена на оба вида товаров, и доход потребителя (это может произойти в экономике, подверженной инфляции). В связи с тем что обе стоимости удвоились, соотношение стоимостей не изменилось и, следовательно, не изменяется и наклон бюджетной линии. Так как цена одежды удвоилась совершенно верно равно как и доход, предельное число, которое возможно приобретено, остается неизменным.

То же самое происходит и с продуктами питания. Значит, инфляция, при которой все цены и уровни дохода поднимаются пропорционально, не повлияет ни на покупательную свойство, ни на бюджетную линию.

Потребительский выбор

Изучив предпочтения и бюджетные ограничения потребителя, мы сейчас можем продемонстрировать, как отдельные потребители выбирают, сколько товаров каждого вида закупить. Мы предполагаем, что потребители делают таковой выбор рациональным методом. Под этим мы подразумеваем, что они выбирают товары так, дабы достигнуть большого удовлетворения потребностей при заданном ограниченном бюджете.

Оптимальный комплект потребительских услуг и товаров обязан отвечать двум требованиям. Во-первых, он обязан пребывать на бюджетной линии. Чтобы выяснить, из-за чего это так, увидим, что любой комплект потребительских товаров слева либо ниже бюджетной линии оставляет неизрасходованной некую часть дохода, которая имела возможность бы расширить удовлетворение потребностей потребителя. Само собой разумеется, потребители смогут, — а время от времени так и поступают, — отложить часть доходов для будущего потребления. Но это значит, что выбор сделан не просто между одеждой и продуктами питания, а между продовольствием и одеждой на данный момент и в будущем. Тут мы упрощаем обстановку, предполагая, что целый доход расходуется на данный момент. Напомним, что любой комплект потребительских услуг и товаров справа и выше бюджетной линии не может быть закуплен в рамках имеющегося дохода. Так, выбор вероятен лишь из совокупности комплектов, расположенных на бюджетной линии. Второе ответственное условие пребывает в том, что оптимальный комплект потребительских услуг и товаров обязан дать потребителю их самоё предпочтительное сочетание. Эти два условия сводят проблему максимизации удовлетворения потребностей потребителя к выбору подходящей точки на бюджетной линии.

В отечественном примере с продуктами и одеждой питания, как и с любыми видами товаров, мы можем графически проиллюстрировать решение проблемы потребительского выбора. На рис. 3.11 три кривые безразличия дают описание предпочтений человека довольно продуктов одежды и питания. Отыщем в памяти, что среди трех кривых самая крайняя Из дает громаднейшее удовлетворение, кривая Иа дает следующую степень удовлетворения, а кривая hi — мельчайшее.

Во-первых, увидим, что точка В на кривой безразличия И) не есть самый предпочитаемым выбором,

T

ю

20

Продукты питания, единиц

Рис. 3.11. График максимизации удовлетворения потребностей потребителя

по причине того, что перераспределение дохода, при котором больше тратится на продовольствие и меньше на одежду, может расширить степень удовлетворения потребностей. В частности, передвигаясь к точке А, потребитель расходует то же количество денег и достигает более большого уровня удовлетворения потребностей, ассоциируемого с кривой безразличия И2. Во-вторых, комплект потребительских услуг и товаров справа и выше кривой безразличия И2, к примеру в точке С на кривой безразличия Из, снабжает еще более большой уровень удовлетворения потребностей, что, но, не может быть достигнут при существующем доходе. Следовательно, точка А максимизирует удовлетворение потребностей потребителя.

Из этого мы видим, что комплект, что снабжает большое удовлетворение потребностей, обязан лежать на пересечении самой высокой кривой безразличия с бюджетной линией. Точка А является точкой пересечения кривой бюджетной линии и безразличия Ид. На точке А наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия. Так как предельная норма замещения представляет собой отрицательную величину углового коэффициента кривой безразличия, мы можем заявить, что большое удовлетворение потребностей (при за-

данном бюджетном ограничении) достигается в точке, где

MRS = IV/Pc.

(3.3)

\

Итог крайне важен: удовлетворение максимизируется, в то время, когда предельная норма замещения (F на С) равна соотношению стоимостей (F и С). Так, потребитель приобретает большое удовлетворение потребностей, устанавливая потребление товаров F и С так, дабы MRS равнялась соотношению стоимостей. Иначе говоря норма, при которой потребитель готов заменить продовольствие на одежду, должна быть равна рыночной норме, при которой эта замена вероятна.

Условие, приведенное в уравнении (3.3), является примером определенного рода условий оптимальности в экономике. В данном примере максимизация достигается, в то время, когда предельная польза, т. е. польза, которая связана с потреблением одной дополнительной единицы продовольствия, равна предельным (маржинальным) издержкам. Предельная польза измеряется MRS. B точке А она равняется ‘/2 (в данной точке на бюджетной линии PF= I и Рс =2), что свидетельствует, что потребитель обязан отказаться от ‘/2 единицы одежды, для получения 1 единицы продуктов питания. В данной же точке предельные издержки измеряются величиной углового коэффициента бюджетной линии, она кроме этого равна ‘/2, по причине того, что затраты на приобретение одной единицы продовольствия окупаются при отказе от затрат на ‘/2 единицы одежды.

В случае если MRS меньше либо больше указанного соотношения стоимостей-, максимум не достигается. Сравните точку В на рис. 3.11 с точкой А. В точке В потребитель получает 10 единиц продуктов единиц и 15 питания одежды. Соотношение стоимостей (либо предельных издержек) равняется ‘/2, по причине того, что продовольствие стоит 1 долл., а одежда — 2 долл. Но MRS (либо предельная польза) больше ‘/2 (она равна приблизительно 1). В итоге потребитель готов заменить одну единицу продовольствия единицей одежды, не снижая удовлетворения потребностей. Так как продукты питания дешевле одежды, в его заинтересованностях закупить больше продовольствия и меньше одежды. В случае если потребитель закупает на одну единицу одежды меньше, то, к примеру, 2 долл. смогут быть израсходованы на приобретение двух единиц продовольствия, в то время, когда нужна одна единица, дабы поддержать удовлетворение его потребностей на прошлом уровне.

Перераспределение бюджета длится подобным образом (это соответствует перемещению на протяжении бюджетной линии) , пока мы не достигаем точки А, по причине того, что на А соотношение стоимостей ‘/2 равняется такому же соотношению MRS. Это указывает, что потребитель готов пожертвовать одной единицей одежды для двух единиц продуктов питания. Лишь тогда, в то время, когда MRS = ‘/2 = pf/Pc, возможно достигнуто большое удовлетворение потребностей потребителя.

Как изменение цены воздействует на Вашу прибыль? Как поднять прибыль?


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: