Влияние профессиональной деятельности на личность психолога

Профессия психолога принадлежит к числу социономных профессий и связана с другими людьми, на которых психолог оказывает действие и каковые, со своей стороны, оказывают воздействие на психолога.

Профессия психолога-консультанта часто ведет к следующим негативным последствиям:

S угрозе потерять идентичность и раствориться в клиентах;

S отрицательному действию на личную судьбу; S возможности психологических нарушений из-за постоянных столкновений с чёрными сторонами судьбы и психологической патологией.

Спецификой профессии психолога есть психотерапевтическая и физическая изоляция: необходимость проводить большое количество времени наедине с клиентами; соблюдение принципа конфиденциальности; истощение от контактов с людьми и др. Как следствие специфической профессиональной деятельности появляется твёрдый самоконтроль, эмоциональная закрытость от родных людей, склонность применять интерпретации в отношениях с приятелями и в семье. Психолог-консультант может неуместным образом реагировать как на фантазии и идеализацию о всемогуществе со стороны вторых людей, так и на их попытки и нападки обесценить его профессию и личность. Помимо этого, существует твёрдая борьба в опытном сообществе. Все эти факторы смогут вычисляться потенциальными источниками стресса, воздействующими не только на самого терапевта, но и на его отношения с окружающими.

Психологам кроме этого угрожает «синдром сгорания». Это сложный психофизиологический феномен, что определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки. Синдром выражается в депрессивном состоянии, опустошённости и чувстве усталости, недочёте энтузиазма и энергии, потере свойств видеть хорошие результаты собственного труда, отрицательной установке в жизни и отношении работы по большому счету. Существует вывод, что люди с определенными чертами личности (неспокойные, чувствительные, эмпа-тичные, склонные к интроверсии, имеющие гуманистическую жизненную установку, склонные отождествляться с другими) больше подвержены этому синдрому.

Дабы избежать «синдрома сгорания», консультант обязан время от времени вспоминать о том, живет ли он так, как ему хочется. Появлению данного синдрома мешают следующие составляющие:

S сочетание работы консультанта с другими видами профессиональной деятельности (научная работа, участие в исследованиях и семинарах, педагогическая деятельность);

S забота о собственном здоровье, соблюдение режимов сна и питания;

S наличие в референтном круге лиц нескольких друзей, желательно вторых профессий;

S открытость новому опыту;

S умение давать себе адекватную оценку;

S умение проигрывать без аутоагрессии и саморазрушительных действий;

S чтение не только опытной, но и второй литературы для собственного наслаждения;

S сотрудничество с сотрудниками, дающее возможность обсудить опытные и индивидуальные неприятности;

V наличие хобби (Р. Кочюнас).

Негативное влияние профессиональной деятельности на психолога — любимая тема кинематографистов и писателей. Ярким примером может послужить рассказ Роджера Желязного «Мастер снов».

Его главный герой, Чарльз Рендер — психолог будущего, нейро-соучастник, «творец». Он — один из 200 особенных аналитиков, чья психика разрешает входить в прямой контакт с бессознательным клиентом при помощи особой автомобили. В жизни Рендера была трагедия: в автокатастрофе погибли дочь и жена. Он добровольно подвергся -«инъекции новокаина» в самую больного область собственной души. Сейчас его личный мир лишен переживаний и базируется на рассудке и логике, а эмоции и чувства находятся под твёрдым контролем. Рендер живет в настоящем времени, не вспоминая о прошлом.

в один раз он знакомится со слепой дамой-психиатром, которая хочет стать нейросоучастником, как и Рендер. Сначала он отказывается от ее предложения, растолковывая ей, что эмоции пациента и эмоции врача на протяжении сеанса находятся в тесном контакте, в одном электрическом поле. Главное слово в нейротерапии — соучастие. В сеансе участвуют два мозга, две нервных совокупности. В том случае, если отклонение больного лежит в психотическом диапазоне, психолог не ^сможет осуществлять контроль процесс. Состояние сознания психолога может очень сильно ухудшиться. ‘ Рендер знает о тех случаях, в то время, когда нейросоучастники по окончании работы с психотическими больными окончательно попадали в лечебницу из-за органических повреждений мозга. Но неповторимая задача — научить даму, слепую от рождения, помогать вторым заметить собственные неприятности, оказывается для Рендера заманчивой и занимательной. И он соглашается разбирать слепую даму — врача Эйлин Шалотт.

Рендеру приходится стать настоящим творцом. Он постепенно воображает ей последовательность зрительных феноменов, показывает образы животных, птиц, полей, лугов, ручьев, воссоздает ее саму: наружность, фигуру — так как она себя ни при каких обстоятельствах не видела. Разбирая

доктора Шалотт, Рендер начинает через чур довольно часто думать и вспоминать о ней. В кое-какие моменты нахождения «в другом мире» Рендер теряет контроль над происходящим, правильнее, его отбирает пациентка, которая желает сама творить собственный мир.

Но и это не пугает Рендера. Встреча с сотрудником, что предостерегает его от работы с данной пациенткой, ничего не дает. Рендер защищается, утверждая, что отыскал только стабильного индивидуума — психиатра, уже израсходовавшего много времени на простую личную психотерапию. Проницательный сотрудник догадывается, что время от времени Рендер теряет контроль над образами, и о наличии контрпереноса. Он пробует объяснить Рендеру, что нереально привнести извне и создать у другого человека безграничную концепцию мира и его самого… «В какой-то момент вы имеете возможность сделать что-то, продемонстрировать ей какое-то зрелище либо какой-то метод видеть, что-то переломится в ее личности и — пфф! Как будто бы пробито дно водоема. В следствии — водоворот, что унесет все… куда? Я не желаю иметь вас в качестве больного, исходя из этого прошу не продолжать»,— говорит Рендеру сотрудник.

Но Рендер настойчиво продолжает анализ. Кроме того в то время, когда понимает, что с Эйлин что-то не так, он решает совершить сеанс. Во время сеанса Рендер теряет контроль над обстановкой, а обращенные к Эйлин слова «Я ненавижу вас!» погружают его во тьму. И в данной волне чужого сумасшествия, накрывшей его, он возвращается к ситуации, в которой частично погиб он сам — к дочери и гибели жены.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие конкретно этапы включает подготовка опытных психологов-консультантов?

2. Какова роль супервидения в опытном становлении психолога?

3. Через какие конкретно стадии опытной идентичности проходит психолог-консультант в собственном опытном развитии?

4. Как именно опытная деятельность воздействует на личность психолога? Назовите методы предотвращения «синдрома сгорания».

Литература

Бурцева Е.А. Думая о супервизии // Гештальт-2000: Сб. материалов Москов. Гештальт Ин-та за 1999 г.

Джейкобе Д., Дэвид П., Мейер Д.Д. Супервизорство: Техника и способы корректирующих консультаций. СПб., 1997.

Кочюнас Р. Базы психотерапевтического консультирования. М., 1999. Нвльсон-Джоунс Р. практика и Теория консультирования. СПб.,

2000.

Спиркина Е.А. Подготовка психологов и психотерапевтов-консультантов (неприятности адаптации западного опыта) // Психолог, журн. 1994.

№ 15, 6.

Хамитова И.Ю. Развитие опытной идентичности психотерапевта: Шесть стадий процесса супервизии // семейная терапия и Семейная психология. 1999. № 3.

Глава 4 КЛИЕНТ

Видеть людей полностью. Психотерапевтические защиты


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: