Внешние эффекты. положительные и отрицательные внешние эффекты и проблема размещения ресурсов в рыночной экономике

Как мы знаем, что рыночная экономика способна обеспечить эффективность распределения ресурсов, в то время, когда отсутствуют препятствия чтобы рыночная цена несла адекватную данные о предложении и спросе на рынке. Потому, что в реальности совершенная модель свободного рынка не существует, видятся обстановке неэффективного распределения ресурсов. В большинстве случаев к ним относят несовершенную борьбу, неполную и асимметричную информированность участников рынка, отсутствие рыночных цен и рынков, адекватно отражающих данные о уникальности блага и о его других издержках. В последнем случае существует «скрытая» цена (shadow price), которая не улавливается рынком, в следствии чего ресурсы распределяются неэффективно. Такая обстановка характерна для публичных благ и внешних эффектов (экстерналий).

Традиционно рыночные сделки заключаются добровольно и их результаты касаются выигрышей и издержек только их ярких участников. Но время от времени последствия личной сделки воздействуют на экономическое положение посторонних лиц, каковые в одних случаях несут непредвиденные издержки, а в других – приобретают некомпенсируемые пользы, но это не отражается в рыночной цене. Следовательно, настоящие издержки либо пользы тут постоянно превышают те, о которых информирует рыночная цена. В следствии соответствующие товары производятся или в недостаточном, или в избыточном количестве если сравнивать с действенным уровнем выпуска, соответственно, ресурсы общества распределяются неэффективно. Обстановка, в то время, когда последствия личной сделки воздействуют на экономическое положение посторонних субъектов, именуется внешним эффектом, либо экстерналией.

С позиций последствий внешние эффекты делятся на хорошие и отрицательные.

Хороший внешний эффект существует, в то время, когда посторонние субъекты извлекают пользу без соответствующей компенсации, и исходя из этого публичная полезность превышает личную. Потому, что полезность товара либо услуги не всецело отражается в рыночной цене, то связанные с хорошими внешними эффектами товары выпускаются в недостаточном количестве.

Отрицательный внешний эффект свидетельствует непредвиденные издержки посторонних субъектов и сопровождается разрывом между публичными и частными издержками. Выпуск товаров, которые связаны с отрицательными внешними эффектами, осуществляется в количестве, превышающем действенный уровень, из-за отсутствия всех данных об издержках в рыночной цене.

По методу проявления внешние эффекты бывают технологическими и пекуниарными. Технологические внешние эффекты – это последствия экономической деятельности, каковые не охватываются рыночными процессами и предполагают наличие технологической цепочки действия на третьи лица. Как раз они изучаются теорией внешних эффектов и требуют соответствующей корректировки. Пекуниарные внешние эффекты находят соответствующее ценовое выражение и не ведут к нарушению эффективности.

В зависимости от участников внешние эффекты подразделяются на:

• потребительские, каковые появляются, в то время, когда экономическая деятельность потребителя в лице домашнего хозяйства воздействует на уровень полезности одного либо более домашних хозяйств , но не оказывает влияния на производственную сферу экономики;

• производственные, при которых экономическая деятельность компании воздействует на производственные результаты одной либо более компаний, но не оказывает влияния на уровни полезности домашних хозяйств;

• производственно-потребительские, при которых экономическая деятельность домашнего хозяйства воздействует на производственные результаты одной либо более компаний либо экономическая деятельность компании воздействует на уровень полезности одного либо более домашних хозяйств.

Механизм внешнего результата возможно разглядеть при помощи микроэкономических моделей. Разглядим модель отрицательного внешнего результата.

Рисунок 1 Отрицательный внешний эффект

Предположим, компания создаёт экологически негативную продукцию, количество выпуска которой представлен на оси абсцисс. Предложение данной продукции характеризует кривая S, в один момент являющаяся кривой частных предельных издержек данной компании PMC (private marginal cost). Спрос на продукцию компании продемонстрирован посредством кривой D. Выпуск продукции сопровождается внешним эффектом. С учетом этого публичные предельные издержки SMC (social marginal cost) являются суммой частных предельных предельного ущерба и издержек, т. е. SMC = РМС + MD.

Действенным есть выпуск Q* при цене Р*, что соответствует точке пересечения кривой публичных предельных издержек и кривой спроса на этот товар D. Настоящий выпуск Q0 определяется пересечением кривой спроса с кривой частных предельных издержек. Разумеется, что Q0 Q*, т. е. настоящий выпуск превышает действенный.

Хороший внешний эффект представляет собой неоплаченные пользы.

Рисунок 2 Хороший внешний эффект

Предельные публичные пользы (MSB) равны сумме предельных частных польз (MPB) и предельных внешних польз (MEB). Действенный количество продукции соответствует равенству предельных публичных предельных издержек и выгод. Но, фактический количество производства соответствует равенству предельных предельных частных и издержек польз.

Лекция 18: Понятие внешнего результата. Обстоятельства происхождения внешних эффектов


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: