Внутренняя природа мышления

Человеческое сознание довольно молодо, его история насчитывает не более 1,6 млн. лет – с того времени, в то время, когда начали складываться язык, социальные отношения и мышление. А завершился данный процесс антропосоциогенеза только 35–40 тысяч лет назад. За это время сознание проделало громадный и сложнейший путь от первобытного мышления к современному научному мировоззрению технотронно-информационной цивилизации, кардинально меняющей всю интеллектуальную деятельность человечества, в том числе и в области журналистики.

Мышление – одна из самых сложных категорий, которая изучается на базе философской теории познания конкретными науками– формальной логикой, социологией и психологией.

Логика исследует логические формы мышления – понятия, умозаключения и суждения (силлогизмы). Для обычного протекания интеллектуальной деятельности нужны индукции и логические формулы дедукции. «Благодаря им всякое мышление делается доказательным, убедительным, непротиворечивым, – отмечает А.В. Брушлинский, – и, значит, верно (адекватно) отражающим реальность»11.

Психология изучает закономерности самого мыслительного процесса (как рождается идея) и чувственного познания – ощущения, восприятие, представления, эмоции.

Мышление человека – это неизменно социальный процесс, на что воздействуют социально-культурные факторы, жизнь социумов, обычаи, традиции, знания и общение и т.д. Эти явления изучают социальные психологи и социологи. Высшие формы общения, свойственные человеку, вероятны лишь посредством языка, мышления и речи. «Имеется все основания разглядывать значение слов не только как речи и единство мышления, но и как общения и единство обобщения, мышления и коммуникации»12, – писал Л.С. Выготский в собственном фундаментальном труде «речь и Мышление».

Так, и логика, и психология, и социология изучают одну и ту же интеллектуально-познавательную деятельность человека, но с различных сторон. Мышление – это анализирована, синтезирование и обобщение, каковые включают в себя порождение и динамику смыслов, целей, оценок, потребностей и мотивов. Оно постоянно развёртывается как процесс ответа задачили разрешения проблемных обстановок в практической и умственной деятельности человека, это «процесс ориентировки субъекта при ответе интеллектуальных задач на мышление»13. Где нет проблемной ситуации, а задачи решаются на базе прошлых знаний, стереотипов, привычек и опыта, в том месте нет потребности в мышлении, поскольку оно начинается с анализа неприятностей. Согласно точки зрения С.Л. Рубинштейна, в качестве главного предмета психотерапевтического изучения мышление выступает как деятельность, оно не только отражает реальность, но и высказывает активность субъекта. «Мышление, – пишет А.В. Брушлинский, – это неизменно открытие и искание значительно нового»14. Предвосхищение искомого относится к наибольшему уровню интеллектуальной и познавательной деятельности человека, его способности искать – обнаружить – открывать – создавать новое (мысли, образы, технологии и действия).

Психологи в большинстве случаев выделяют три главных вида мышления, исторически сложившиеся в филогенезе и онтогенезе человека:

1) словесно-логическое (характерно лишь человеку);

2) наглядно-действенное;

3) наглядно-образное.

Все эти виды сосуществуют в сознании человека, но на протяжении ответа задач проявляется доминантный вид (понятийный, образный и т.д.). В психологии мышления выработана и так называемая парная классификация: теоретическое (научное) и практическое мышление; интуитивное и аналитическое (логическое); реалистическое и артистическое (желаемое); продуктивное и репродуктивное и т.д.

Мышление есть «ядром» сознания и занимает позицию лидера в его структуре. Для наглядности воспользуемся схемой структуры сознания, предложенной психологом В.А. Ганзеном15 (схема 6).

СХЕМА 6.

СТРУКТУРА СОЗНАНИЯ

Эта схема позволяет наглядно представить себе главные компоненты сознания, их сотрудничество и ведущие функции. Отметим, что в большинстве случаев выделяют следующие наиболее значимые функции сознания: познание, целеполагание, отношения и идентификация (формирование Я-образа).

К функциям мышления относится познание как верховная ступень отражения, метод перехода от явления к сущности, нахождение нового в ходе ответа проблемных обстановок (задач), «речевое мышление» как деятельность и процесс, восприятие, воображение, обобщение и т.д. Л.С. Выготский сформулировал для понятийного мышления закон единства его функции и структуры: «что функционирует до известной степени определяет как функционирует». Иными словами, функции мышления производны, зависимы от структуры мысли. Ученый думал, что единицей речевого мышления выступает значение. «Значение представляет собой важную часть слова как такового, оно в собственности царству речи в такой же мере, как и царству мысли. Слово без значения имеется не слово, но звук безлюдной»16. В ходе функционирования мышления выделяются четыре стадии: подготовка, созревание ответа, проверка и вдохновение отысканного ответа.

Особенного внимания заслуживает творческое и критическое мышление, анализ которого в свое время совершили американские психологи Г. Линдсей, К.С. Халл, Р.Ф. Томпсон. «Творческое мышление направлено на создание новых идей, – писал Р. Ф. Томпсон, – а критическое выявляет их эффекты и недостатки»17. Одним из действенных и сейчас общепринятых способов творческого мышления есть предложенный А.Ф. Осборном способ «мозговой атаки». Препятствиями для творческого мышления выступают конформизм, стереотипы, внутренняя цензура мысли, ригидность, желание отыскать ответ срочно и неумение критически мыслить. В базе мышления лежат знания, но умен не тот, кто большое количество знает, а тот, у кого организованы механизмы приобретения, применения и организации знаний.

Определяющим для понимания социальной и психотерапевтической природы умственной деятельности есть верное представление соотношения мышления, сознания и бессознательного. Остановимся на понятиях «сознательное» и «бессознательное».

Вдумаемся в само слово «сознание». Приставка «со» свидетельствует совместность, обоюдную сообщение, объединение. Именно она показывает на социальную сущность сознания: знание, которое приобретается совместно с другими, в деятельности и единстве общения. В противном случае говоря, это деятельное отношение к миру с опорой не только на личный, личный запас информации, но и на те сведения, которыми располагает целый социум, все люди. «Мыслят не люди как таковые, и не изолированные индивиды реализовывают процесс мышления, – писал психолог К. Манхейм, – мыслят люди в определенных группах, каковые создали своеобразный стиль мышления на протяжении нескончаемого последовательности реакций на обычные обстановки, характеризующие неспециализированную для них позицию»18. В далеком прошлом установлено, что вне группы интеллектуальный и духовный потенциал личности не имеет возможности раскрыться до конца. Говоря о соотношении социальной человека и среды, субъекта и объекта, К. Маркс отмечал: «события в такой же мере творят людей, в какой люди творят события»19.

В подходе к бессознательному психологи до сих пор разделяются на представителей теории психоанализа (родоначальник 3. Фрейд) и теории неосознаваемой психотерапевтической установки (школа Д.Н. Узнадзе). Более детально мы разглядим эти направления пара позднее, а на данный момент напомним, что большинство психологов выделяют четыре класса проявления бессознательного:

1)надсознательные явления (бесконтрольная психологическая активность в ответе творческих задач);

2)неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы, установки, нереализованные влечения);

3)неосознаваемые регуляторы деятельности;

4)проявление субсенсорного восприятия.

Феномен бессознательного в мышлении значительно чаще проявляется в форме установок, каковые не являются чисто субъективными факторами, а определяются и объективными условиями. Исходя из этого вероятен акт «объективизации мышления», выработка установки на базе мнимой обстановке либо актуализации прошлого опыта.

Так, посредством мышления обеспечивается один из уровней психологического отражения, включающий в себя как осознанные, так и неосознанные компоненты, само мышление как деятельность регулируется этим отражением. Продукты мышления входят в интегральное образование, именуемое «образом мира» (А.Н. Леонтьев). Мышление включено в общение людей и совместную деятельность, а также в рефлексию личности.

Известное изречение Декарта «Cogito ergo sum» («Я мыслю, следовательно, я существую»), если не растолковывать его философской стороны, свидетельствует, что мышление имеется сущность человека,его основная отличительная черта. Мыслю – значит, человек понял себя субъектом мышления.

Исходя из анализа природы мышления, возможно дать его определение. Но сейчас этих определений в литературе довольно много и часто они взаимно исключают друг друга. Мы ограничимся тремя формулировками, отражающими, на отечественный взор, самое значительное в понятии. В «Философской энциклопедии» дано неспециализированное определение: «Мышление – процесс отражения объективной действительности, составляющий высшую ступень людской познания», оно «переходит границы конкретно-чувственного познания и разрешает человеку приобретать знания о таких особенностях, процессах, отношениях и связях действительности, каковые не смогут быть воспринятыми его органами эмоций»20. А.В. Брушлинский определяет другие ответственные стороны: «Мышление – это неразрывно связанный с речью социально обусловленный и психологический процесс открытия нового и самостоятельного искания»21. В учебном пособии О.К. Тихомирова предлагается такая дефиниция: «Мышление – это процесс, познавательная деятельность, продукты которой характеризуются обобщенным, опосредствованным отражением действительности…»22.

Отечественный краткий экскурс в мышления и природу сознания позволяет лучше осознать – что же неспециализированного и разного имеется между сознанием социологическим и обыденным и, потом, как это соотносится с развитием опытного журналистского сознания.

Шумов В.Н. Природа Человека — Три мозга Человека — Где обитает Разум, а где Ум?


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: