Воин недоступен, он никогда не стоит посреди дороги

Временами ты так не сильный, что мне начинает казаться, что ты меня разыгрываешь. Но это не шутка. Время от времени ты теряешь контроль, и силы твоей жизни легко захватывают тебя.

Я возразил, что человек не имеет возможности неизменно себя осуществлять контроль. Он заявил, что для солдата не существует ничего вне контроля. Тогда я заговорил о роли случайностей в нашей жизни. Я заявил, что все, случившееся со мной в воде, возможно расценивать как раз как случайность, потому, что я не знал о собственном неправильном поведении и не осознавал его. Я сказал о разных несчастьях, происходящих с людьми, каковые возможно было растолковать случайностью. В частности, я упомянул о Лукасе, красивом ветхом индейце-яки, что очень сильно пострадал, перевернувшись на грузовике.

— Мне думается, нереально избежать случайностей, — сообщил я. — Никто не в силах всецело осуществлять контроль обстановку и руководить всем, что около него происходит.

— Правильно, — дал согласие дон Хуан. — Но далеко не любая случайность неизбежна. Лукас не солдат. Если бы он был солдатом, опытным о собственном ожидании и о его цели, он ни за что бы не сел за руль пьяным. В гора он врезался лишь вследствие того что был пьян, и ни за грош покалечил собственный тело.

Солдат всю жизнь отрабатывает стратегию — а ты желаешь отыскать смысл жизни. Солдат не заботится о смысле. Если бы Лукас жил как солдат — а у него такая возможность была, как, но, она имеется и у любого другого, — он организовал бы собственную жизнь стратегически. И если бы он кроме того не имел возможности не допустить аварию, в которой ему раздробило ребра, он имел возможность смягчить удар, либо избежать последствий, либо же преодолеть их. Если бы Лукас был солдатом, он не сидел бы на данный момент в собственной полуразвалившейся лачуге, медлительно умирая от недоедания. Солдат сражается до конца.

Я внес предложение забрать как пример самого дона Хуана. Я задал вопрос, что бы он делал, если бы попал в аварию и лишился, скажем, ног.

— Если бы я ничего не смог сделать и утратил бы ноги, я больше бы не оставался полноценным человеком. Исходя из этого я ушел бы к тому, что ожидает меня в том месте.

Он обвел рукой все около.

Я сообщил ему, что он неправильно меня осознал. Я имел в виду, что никто не имеет возможности предвидеть все случайности, подстерегающие его в повседневной судьбе.

— Я могу сообщить тебе лишь одно — солдат недоступен. Он ни при каких обстоятельствах не следует среди дороги, ожидая, пока что-нибудь его пришибет. Он сводит к минимуму возможность происхождения непредвиденных обстановок. Того, что люди именуют случайностями, практически в любое время возможно легко избежать. В большинстве случаев такие вещи происходят с дураками, вся жизнь которых — целое разгильдяйство. — Но так как нереально двадцать четыре часа в день думать и жить стратегически, — сообщил я. — Представь, к примеру, что кто-то поджидает тебя с замечательной винтовкой, снабженной оптическим прицелом. Он может уложить тебя с расстояния в полкилометра. Что ты сделаешь в аналогичной обстановке?

Дон Хуан недоверчиво посмотрел на меня и расхохотался.

— Так все-таки, что ты сделаешь? — настаивал я.

— В случае если кто-то ожидает меня с винтовкой?

— Да, в случае если кто-то спрятался и ожидает тебя. У тебя не будет ни единого шанса. Ты так как не сможешь остановить пулю.

— Нет, не смогу. Но я все равно не осознаю, к чему ты клонишь.

— Да к тому, что в аналогичной обстановке никакая стратегия не окажет помощь.

— О, еще как окажет помощь! В случае если кто-нибудь будет ожидать меня, вооружившись замечательной винтовкой с оптическим прицелом, то меня легко в том месте не окажется2.

Что такое смерть?

…Все утро я просидел, просматривая и разъясняя ему главы из Книги Мертвых. Он пристально слушал, не перебивая. Два раза я ненадолго переставая чтение, пока дон Хуан ходил за продуктами и водой, но когда он освобождался, мы продолжали собственный занятие. Казалось, что ему весьма интересно. — Я не осознаю, из-за чего эти люди говорят о смерти так, как будто бы она похожа на судьбу, — мягко сообщил он.

— Может, так они ее знают? Как ты думаешь, тибетцы, писавшие эту книгу, были видящими?

— Вряд ли. В случае если человек видит, то для него все равнозначно. Если бы тибетцы имели возможность видеть, они осознавали бы, что нет ничего, что остается прошлым. В то время, когда мы видим, нет ничего известного, ничего, что осталось бы в том виде, к какому мы привыкли, в то время, когда не видели.

— Но видение, предположительно, не одинаково для всех?

— Не одинаково. Но это все равно не свидетельствует, что жизнь имеет какое-то особенное значение. Для видящего нет ничего, что остается прошлым, ему приходится производить перерасмотрение все ценности без исключения. — Тибетцы, разумеется, думали, что смерть похожа на судьбу. А что по этому поводу думаешь ты?

— Я не пологаю, что смерть по большому счету на что-то похожа. Тибетцы, возможно, говорили о чем-то втором. В любом случае то, о чем идет обращение в данной книге, смертью не есть.

— Тогда, как ты думаешь, о чем идет обращение?

— Может, ты мне это сообщишь? Ты же у нас читатель.

Я пробовал что-то сообщить, но он засмеялся.

— Предположительно, тибетцы вправду были видящими, — продолжал дон Хуан. — В случае если так, то они должны были осознать, что то, что они видят, не имеет никакого значения, исходя из этого совсем не имеет значения, что они напишут. Вот они и написали всю эту чушь, по причине того, что им все это было безразлично, но при таких условиях то, что они написали — вовсе не чушь.

— В итоге, мне плевать, что говорят тибетцы, — сообщил я, — мне принципиально важно, что сообщишь ты. Я бы желал знать твое вывод о смерти.

Он секунду наблюдал на меня, а после этого улыбнулся, обширно раскрыл глаза и поднял брови, изобразив удивление. — Смерть? Смерть — это кольцо листьев на стебле, смерть — это лицо союзника, смерть — это шепот Мескалито у твоего уха, смерть — это беззубая пасть стража, смерть — это Хенаро, сидящий на собственной голове, смерть — это твой блокнот и мои слова, смерть — это ничто. Смерть неизменно рядом, и одновременно с этим ее не существует2.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: