Волюнтаризм» шопенгауэра

Одной из самых броских фигур иррационализма есть Артур Шопенгауэр.

Шопенгауэр не просто уменьшил роль разума за счет чувств и, основное,

абсолютизирование осознаваемой им воли, он оспорил само понятие разума как

области осознанной ментальной деятельности людской сознания, введя в

него бессознательно-иррациональные моменты.

Интеллект, в соответствии с Шопенгауэру, сам того не сознавая, функционирует не по

собственному рациональному замыслу, но по указаниям воли, которая согласится единой

энергийной базой всех личных воль и самого объективного мира: для него

интеллект — это только орудие воли к судьбе, как зубы и когти зверя. Интеллект

утомляется, а воля неутомима. Так, Шопенгауэр, с одной стороны,

стремился, как и Фейербах, к расширению отечественных представлений о мире

людской психики, сводимой ранее в основном к рациональному началу,

а с другой — он остался на позициях объективного идеализма Гегеля, заменив на

«посту» причины мира рациональную безотносительную идею на иррациональный

момент людской психики — метафизическую первоволю. Настояща лишь одна

космически огромная воля, которая проявляется во всем течении событий

Вселенной: мир — лишь зеркало этого воления, выступающее как представление.

Мир, по Шопенгауэру, нелеп, а вся история мира — это история тщетной

флуктуации волевых искр, в то время, когда воля вынуждена пожирать самое себя, поскольку,

не считая нее, ничего нет и она к тому же — голодная и ожесточённая, неизменно ткущая

паутину страдания. Из этого травля, страдание и боязнь. Совершенно верно так же и буддизм

провозглашает земное бытие в психофизической оболочке людской личности

неискоренимым страданием.

Отстаивая примат воли по отношению к разуму, философ высказал много узких и

уникальных идей относительно особенностей волевых и эмоциональных

составляющих духовного мира человека и их жизненной значимости. Он подверг

критике ошибочную позицию приверженцев крайнего рационализма, в соответствии с

которому воля являет собой несложный придаток разума либо

с ним. По Шопенгауэру, воля, т.е. хотения, жажды, мотивы побуждения

человека к действию, и сами процессы его осуществления специфичны: они в

большой степени определяют характер и направленность реализации

действия, и его итог. Но Шопенгауэр превра-1ил волю в совсем

свободное хотение, т.е. он абсолютизировал нолю, перевоплотив ее из составляющей

духа в самодостаточное начало. Более того, Шопенгауэр разглядывал волю как

что-то родственное «неисповедимым силам» мироздания, считая, что всему сущему

характерны «волевые порывы». Воля для Шопенгауэра — полное начало,

корень всего сущего. Мир мыслился им как представление и воля. Так,

волюнтаризм есть фундаментальным и универсальным принципом всей философии

мыслителя.

Философия Ницше.

Фридрих Ницше — филолог и немецкий философ, броский проповедник

индивидуализма, иррационализма и волюнтаризма.

Центральным понятием у Ницше есть мысль судьбы. Он родоначальник

направления, именуемого философией судьбы. В человеке он подчеркивал принцип

телесности и по большому счету биологическое организменное начало. Интеллект же имеется

только верховный слой, нужный для сохранения организменных образований, в

первую очередь инстинктов. По Ницше, интеллект не познает, а схематизирует

мир в той мере, в какой это необходимо для практической потребности. Мышление —

метафорично, что в громаднейшей степени связывает нас с действительностью. Любой

человек по-своему конструирует мир, исходя из собственных личных

изюминок: у каждого в голове — собственная личная мифология в условиях

его стадного бытия.

Теория познания в ее хорошем смысле не была предметом особенного внимания

мыслителя. А кое-какие его высказывания по этим вопросам проникнуты

агностицизмом и субъективизмом.

Ницше отвергает правила исторического прогресса и демократии: он

противопоставляет ему любовь к судьбе; он отвергает кроме этого идеи равенства и

справедливости как разлагающие цельность людской природы.

По Ницше, все критерии морали носят чисто произвольный темперамент, а все формы

людской поведения маскируют волю к власти. У людей не сильный она

проявляется как воля к «свободе», у более сильных — как воля к большей власти

либо, в случае если это не ведет к успеху, как воля к «справедливости», у самых

сильных — как любовь к человечеству, чем маскируется рвение к подавлению

чужой воли. Наконец, представление о хаотичности мира, об отсутствии в нем

закономерного развития свидетельствует и бессмысленность морали. Для Ницше как

философа судьбы критерием оценки всех явлений духа помогает степень

автоматической включенности человека в стихийный и нерасчлененно-целостный

поток бытия.

Ницше не только характеризовал «волю к власти» как определяющий стимул поступков

человека, как основную изюминку его деяний, но простирал данный принцип на всю

«ткань бытия». Чтобы выяснить, что такое «какой» род и жизнь рвения и

напряжения она воображает, эту форму в однообразной мере направляться отнести как к

растению и дереву, так и к животному. Характеризуя жизнь как своеобразную волю

к аккумуляции силы, Ницше утверждает: жизнь как таковая пытается к

максимуму эмоции власти.

Артур Шопенгауэр. Философия судьбы


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: