Вопр 39. монопсония и олигопсония.

Монопсония — это разновидность рынка, на котором выступает лишь один клиент товара, услуги либо ресурса. Более обобщенно — обстановка, при которой компания есть монополистом на рынке, где она выступает клиентом. При таких условиях компании сами устанавливают цены. К примеру, на рынке рабочей силы такая обстановка может появиться, в то время, когда один наниматель господствует на рынке конкретной профессии либо на рынке, по-особенному расположенном. Это может иметь место, в то время, когда рабочие руководствуются при выборе нанимателей не только мотивами, которые связаны с заработной платой, но и, например, близостью работы от дома. Термин монопсония забран из древнегреческого языка и свидетельствует один клиент, так же как монополия свидетельствует один продавец. Термин монопсония принято использовать ко всем рынкам, где клиенты устанавливают цену.

Чистая монопсония — редкое явление, как и чистая монополия. К примеру правительство как единственный клиент, например, атомного оружия. Оно закупает все его рыночные предложения, потому, что продажа этого товара вторым клиентам запрещена.

Олигопсония — это такая структура рынка ресурсов производства, в то время, когда маленькое число компаний закупает все рыночное предложение определенного производственного ресурса. Под олигопсонией понимается таковой вид рынка, на котором имеется только пара клиентов, которым противостоит много продавцов (производителей). Олигопсония противоположна монополии. Примером олигопсонии являются опытные спортивные лиги. Спортсмены смогут реализовывать собственные услуги маленькому числу компаний. Олигопсония схожа с олигополией в том, что соперничающие компании знают собственную взаимозависимость. При олигопсонии пара компаний владеют властью монопсонии и смогут оказывать влияние на цену ресурса.

Власть монопсонии — это свойство единственного клиента оказывать влияние на стоимости тех ресурсов, каковые он закупает. В то время, когда компании, владеющие властью монопсонии, увеличивают закупки, цена, которую они должны заплатить, возрастает.

Вопр 40. Антимонопольное регулирование.

При осуществлении антитрестовской политики государство может придерживаться одного из двух подходов: 1) объявлять незаконными все соглашения между соперничающими компаниями по фиксации стоимостей, ограничению количества продаж, разделу рынков безотносительно к вероятным итогам. Данный подход связан с правилом per se,в соответствии с которому монополистическая практика есть незаконной независимо от того, возможно ли доказать ее антисоциальный темперамент; 2) на базе правила целесообразностипризнавать действия компаний незаконными лишь тогда, в то время, когда предполагаемое воздействие не только было совершено, но и противоречило общественным заинтересованностям.

Решение вопроса требует конкретного анализа конкретной обстановке. В определенных пределах использование правила целесообразности возможно. Задача содержится в том, чтобы выяснить в общем эти пределы. Высокая степень монополизации отечественной экономики и неразвитость рынка делают нужным правила и активное применение per se, в перспективе ограничивая его воздействие и соответственно расширяя использование правила целесообразности.

Антитрестовское законодательство видится с одной дилеммой: направляться ли принимать к сведенью поведение компании на рынке либо структуру рынка (структуралистский подход).

Первый подход требует долгого наблюдения за деятельностью компаний, перемещением цен на их продукцию. Наряду с этим подходе видятся значительные неприятности, поскольку взять доказательства сговора о ограничении и ценах производства тяжело. Политика сговора компаний с целью избежать ценовой конкуренции прекрасно замаскирована.

структуралистский подход свидетельствует, что антитрестовское законодательство должно содействовать формированию структуры рынка, благоприятного для развития борьбы.

Появляется вопрос, какая часть рынка окажется критической. В Соединенных Штатах уверены в том, что 60% рынка – это граница, за которой начинается монополия.

Судебные власти, исходя из существования олигополистической структуры, есть в праве предпринимать радикальные меры – роспуск, разделение и т.п. Второй путь пребывает в ограничении процесса концентрации ( объединения компаний). В то время, когда часть рынка, приходящееся на объединившиеся компании, превышает 20%, возможность юридического запрещения приближается к 100%.

Монополия (6 выпуск)


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: