Вопрос 1.становление наук как самостоятельных областей знания в xvi-xviii веках.

Тема 2. История становления методики как науки.

Методоло?гия нау?ки, в классическом понимании, — это учение о процедурах и методах научной деятельности, и раздел неспециализированной теории познания (гносеологии), в особенности теории научного познания (эпистемологии) и философии науки.

Методоло?гия, в прикладном смысле, — это совокупность (комплекс, взаимосвязанная совокупность) подходов и принципов исследовательской деятельности, на каковые опирается исследователь (учёный) на протяжении разработки и получения знаний в рамках конкретной дисциплины — физики, химии, биологии и других научных дисциплин. Не нужно путать методику с методикой.

Методика — это, в большинстве случаев, некоторый готовый «рецепт», метод, процедура с целью проведения каких-либо нацеленных действий. Методика отличается от методаконкретизацией задач и приёмов. К примеру, математическая обработка данных опыта может разъясняться как способ (математическая обработка), а конкретный выбор параметров, математических черт — как методика.

Главная задача методики науки содержится в обеспечении эвристической формы познания совокупностью строго выверенных и прошедших апробацию правил, способов, норм и правил. В частности, с целью достижения успеха в исследовательской деятельности (к примеру, в области правоведения) учёный обязан овладеть «секретом» способа и владеть эвристической разработкой научного мышления[1]. Овладеть существующей методикой нужно, по причине того, что далеко не все исследователь может создать собственную, уникальную методику научного изучения, у которой нашлось бы хватает последователей, дабы он имел возможность заявить с полным на то основанием о создании собственной научной школы. Исходя из этого главная часть исследователей обязана примкнуть к существующим направлениям (методикам), применяя проверенные методологические приёмы с целью достижения научных результатов.

Эври?стика (от др.-греч. ??????? — «отыскиваю», «открываю») — отрасль знания, научная область, изучающая специфику творческой деятельности.

ВОПРОС 1.Становление наук как независимых областей знания в XVI-XVIII столетиях.

Говоря о происхождении науки нужно выделить следующее. В античном мире и средние века по большей части имело место философское познание мира. Тут понятия философия, знание, наука практически совпадали, это было по существу единое целое, не поделённое еще на собственные части, т.е. в рамках философии объединялись знания и сведения воедино. Это были предпосылки, элементы будущей науки. Обстоятельство для того чтобы положения коренится не в том, что до Нового времени не было таких великих ученых, а в тех настоящих публично-исторических, социокультурных факторах, каковые еще не создали объективных условий для создания науки как особенной совокупности знания. Так, в древний и средневековый периоды существовали только элементы, предпосылки, кусочки науки, но не сама наука. Сама наука появляется лишь в Новое время. В конце XVI — начале XVII в. происходит буржуазная революция в Нидерландах, сыгравшая ключевую роль в развитии новых, в частности капиталистических, взаимоотношений (каковые шли на смену феодальным) в ряде государств Европы. С середины XVII в. буржуазная революция развертывается в Англии, самая развитой в промышленном отношении европейской стране. В случае если в феодальном обществе формирующиеся в виде зачатков научные знания были смиренной служанкой церкви (были растворены в эфире религиозного сознания) и им не разрешено было выходить за рамки, установленные верой, то нарождающемуся новому классу — буржуазии — нужна была полнокровная наука, т.е. такая совокупность научного знания, которая — в первую очередь для развития индустрии — изучила бы свойства физических формы и тел проявления сил природы. Развитие нового — буржуазного — общества порождает громадные трансформации не только в экономике, политике и социальных отношениях, оно очень сильно меняет и сознание людей. Наиболее значимым причиной всех этих трансформаций выясняется наука, и в первую очередь экспериментально-математическое естествознание, которое именно в очень плохо в. переживает период собственного становления. Неспешно складываются в независимые отрасли знания — астрономия, механика, физика, другие частные и химия науки. Следует вследствие этого сообщить о том, что понятия наука и естествознание в это время (а также позднее) фактически отождествлялись, поскольку формирование обществознания (социальных, гуманитарных наук) по своим темпам происходило пара медленнее. Так, для происхождения науки в XVI-XVII вв., не считая публично-экономических , социальных условий, нужен был определенный уровень развития самого знания, запас нужного и достаточного количества фактов, каковые бы подлежали описанию, систематизации и теоретическому обобщению. Поэтому-то первыми появляются механика, астрономия и математика, где таких фактов было накоплено больше. Они-то и образуют начальное целое единой науки как такой, науки по большому счету в отличие от философии. Отныне главной задачей познания стало не опутывание соперника аргументацией (как у схоластов), а изучение — на базе настоящих фактов — самой природы, объективной действительности. ем самым, в отличие от классической (особенно схоластической) философии, становящаяся наука Нового времени кардинально по-новому поставила вопросы о специфике научного знания и своеобразии его формирования, о задачах познавательной ее методах и деятельности, о роли и месте науки в жизни общества, о необходимости господства человека над природой на базе знания ее законов. В публичной жизни стали формироваться новая мировоззренческая установка, стиль мышления и новый образ мира, каковые по существу уничтожили предшествующую, многими столетиями созданную картину мироздания. Сейчас быстро возрастает интерес не только к лично-научным знаниям, но и к общетеоретическим, методологическим, философским проблемам. В Новое время ускоренными темпами начинается процесс размежевания между частными науками и философией. Процесс разделения не расчлененного ранее знания идет по трем главным направлениям: 1. Отделение науки от философии. 2. Выделение в рамках науки как целого отдельных частных наук — механики, астрономии, физики, химии, биологии и др. 3. Вычленение в целостном философском знании таких философских дисциплин, как онтология, философия природы, философия истории, гносеология, логика и др. Поворотным пунктом в указанном ходе послужили XVIII и первая добрая половина XIX в., в то время, когда, с одной стороны, из философии выделились все главные отрасли современного научного знания, иначе, обособление отдельных областей в самой философии было увеличено до отрыва их друг от друга. Итак, характерное для Нового времени интенсивное развитие производительных сил в условиях нарождающейся капиталистической формации, привёдшее к бурному расцвету науки (особенно естествознания), потребовало коренных трансформаций в методологии, создания принципиально новых способов научного изучения — как философских, так и частнонаучных. Прогресс умелого знания, экспериментальной науки потребовал замены схоластического способа мышления новым способом познания, обращенным к настоящему миру. Оживали и развивались элементы диалектики и принципы материализма.

ВОПРОС 2. Хорошее его методология и естествознание. Революция в естествознании финиша XIX — начала XX столетий и становление методов и идей неклассической науки.

Возможно заявить, что предел XIX-XXвв. ознаменовал переход от хорошей науки к неклассической (либо постклассической). Их отличия возможно представить в следующем виде:

Хорошая наука Постклассическая наука
1. Вынесение субъекта за рамки объекта. Признание субъектности познания и знания.
2. Установка на рациональность. Учет внерациональных способов познания.
3. Господство динамических закономерностей. значения и Учёт роли вероятностно-
статистических закономерностей.
4. Объект изучения – макромир. Объект изучения — микро-,макро- и мегамир.
5. Ведущий способ познания – опыт. Моделирование (а также математическое).
6. Абсолютная наглядность. Условная наглядность.
7. Четкая грань между естественными и Стирание данной грани.
гуманитарными науками.

8.Отчетливая дисциплинарность. Преобладание интеграция и Дифференциация (теория совокупностей,

дифференциации наук. синергетика, структурный способ).

Реформы культуры, быта первой четверти XVIII века. Историки об эре Петра I. Видеоурок по истории


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: