Вопрос 1. свойства общественных благ.

В прошлой теме мы разглядывали внешние эффекты, в то время, когда третьи лица, не являющиеся продавцами либо клиентами, приобретали полезность либо несли издержки от сделок. на данный момент разглядим случаи, в то время, когда внешние эффекты свойственны для большой части населения.

Целый прошлый анализ мы строили на предположении, что потребности человека бесконечны, а блага (ресурсы) для их удовлетворения, ограничены. Люди соперничают между собой за доступ к ограниченным ресурсам. Но не всегда ограниченность благ ведет к соперничеству за их применение. С данной точки зрения все блага делятся на публичные и частные. Конкретизируем отечественные знания о частных и публичных благах, полученные в 1 семестре.

1. По характеру распределения полезности между потребителями в ходе потребления выделяют конкурентность и неконкурентность (соперничество и несоперничество, истощаемость и неистощаемость, избирательность и неизбирательность) блага. Частные блага конкурентны. Это указывает, что получение определенных польз от потребления данного блага одним субъектом делает неосуществимым то же самое для другого. Потребители вынуждены соперничать за право потребления блага. Приобретение частных благ приносит пользу лишь лицу, приобретшему такое благо, и не имеет внешних эффектов для третьих лиц. Пример. Если вы съедите яблоко либо расходуете литр бензина, в мире будет меньше фруктов и топлива, которыми смогут воспользоваться другие люди. В то время, когда человек берёт хлеб, он приобретает необыкновенное право на его применение. Никто второй не возьмёт пользу, в то время, когда человек ест хлеб, приобретённый им в булочной. Если вы получаете мебель, то тем самым лишаете вторых возможности приобрести ее.

Публичные блага неконкурентны в потреблении. Это указывает, во-первых, что при данном количестве блага его потребление одним человеком не снижает его доступности для других. Во-вторых, дополнительные потребители смогут быть обеспечены этим благом без уменьшения польз, приобретаемых уже существующими потребителями. В-третьих, предельные издержки получения для того чтобы блага для дополнительного потребителя равны нулю. МС1=МС2=МСп=0

Примеры. а) национальная защита: благодаря армии, поддерживаемой в боевом порядке, все обитатели страны защищены от зарубежной агрессии, независимо от того, платят они налоги на содержание армии либо нет. Любой новорожденный (дополнительный потребитель) данного блага так же защищен от нападения, как и все остальные.

б) в то время, когда выстроен и открыт маяк, к издержкам его эксплуатации ничего не добавится, в случае если по нему сориентируется еще один корабль.

в) Издержки применения публичного телевидения для дополнительного телезрителя равны нулю.

г) По окончании того, как с улицы убрали снег, улучшившиеся условия для вождения становятся дешёвы каждому водителю, независимо от того, 10 либо 1000 машин проезжает по данной улице.

Так, потребление публичных благ ведет к хорошим внешним эффектам для всех, в случае, если они становятся нужными хотя бы для одного человека. Напротив, потребление частных благ связано с борьбой. Конкурентные товары, так, распределяются среди потребителей. Неконкурентные товары может взять любой, и это не воздействует на возможности вторых людей пользоваться ими.

2. По степени доступности блага бывают исключаемыми и неисключаемыми. Исключаемость в потреблении свидетельствует, что обладание благом одним субъектом исключает доступность данного блага для других субъектов. Чистые частные блага исключаемы. Тот, кто не платит за них, не может быть допущен к пользам, приобретаемым от этого блага. Пример. Если вы не заплатили за билет, вас никто не разрешит войти на концерт. Если вы не заплатили за булочку в буфете, вам никто не позволит ее безвозмездно.

Напротив, чистые публичные блага владеют свойством неисключаемости из потребления. Пример. а) национальная защита. Тот, кто не платит за пользы, приобретаемые от национальной обороны, не может быть лишен этих польз. Кроме того в случае если человек, отказавшийся платить, посажен в колонию, он все равно будет получать пользы от национальной обороны, поскольку будет так же защищен, как и те, кто оплачивал это благо.

б) Свет маяка одинаково нужен и для одного и для 20 судов, независимо от того, принимали участие их обладатели в строительных работах этого сооружения, либо нет.

в) Прогноз погоды одинаково нужен и для одного и для 10000 телезрителей публичного телевидения.

г) В то время, когда улица очищается от снега, пользами от этого пользуются все, независимо от того, платили они за уборочную машину либо нет.

Неисключаемость публичных благ показывает на то, что а) чистые публичные блага неделимы; б) их нельзя выпускать порциями и реализовывать через кассовый аппарат; в) они потребляются сообща.

Итак, обладание чистым частным благом исключает его доступность для других лиц. Но никого нельзя исключить из потребления публичного блага, даже если он отказывается платить за него.

С учетом сказанного выше возможно дать определение разбираемых благ. Благо, дешёвое в потреблении и приносящее полезность лишь его обладателю, именуется чистым частным благом. Благо, предоставление которого отдельному лицу нереально без предоставления остальным и предоставляемое сообща, есть чистым публичным благом.

Мир благ, но, не сводится лишь к чисто публичным либо чисто частным благам. Он значительно более многообразен. Так, свойства неконкурентности и неисключаемости в различной степени проявляются у различных публичных благ.

Блага, характеризующиеся высокой конкурентностью и неисключаемостью именуются неспециализированными благами либо благами совместного пользования. Их специфика пребывает в том, что ограничение доступа к таким благам связано с громадными издержками. Это публичные парки, пляжи.

Неконкурентные блага, но владеющие высокой исключаемостью, именуются коллективными благами. Доступ к их потреблению возможно ограничен с маленькими издержками. Пример. Кабельное телевидение – его просмотр одним человеком не мешает просмотру всеми остальными. Но человек, не уплативший взнос, легко может лишиться потребления данного блага.

Характеризующие блага показатели имеют различные комбинации: конкурентность – неисключаемость; неконкупентность – исключаемость. В данной связи различают перегружаемые (переполняемые) блага. Блага, неконкурентность которых в потреблении сохраняется лишь в рамках определенного числа потребителей, именуются перегружаемыми публичными благами. Пример. Дороги, мосты, паромные переправы, библиотеки, музеи. По мере повышения числа пользователей доступность данных благ для дополнительных потребителей значительно уменьшается. Предельные публичные затраты, начиная с момента перегрузки, будут расти.

Из графика мы видим, что предельные публичные затраты начисто публичное благо равны нулю. На перезагруженное публичное благо такая обстановка распространяется лишь до момента перезагрузки, а после этого будут расти на величину предельных внешних эффектов.

Блага, доступность к каким ограничена членством в особенных организациях, именуются клубными благами. К ним относят охотничьи хозяйства, теннисные корты, поля для гольфа и др.

Лекция 30: Государство как производитель публичных благ. Локальные публичные блага


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: