Вопрос 11: . общество как социально-экономическая система и социокультурная система

В социологии все процессы и социальные явления рассматриваются как совокупности, владеющие определенной внутренней структурой. самая общей и сложной социальной совокупностью есть общество, а ее элементы — люди, социальная деятельность которых обуславливается определенным социальным статусом, социальными ролями, социальными функциями, каковые они делают, ценностями и социальными нормативами, принятыми в данной совокупности, и личными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы).

Социальная совокупность возможно представлена в трех качествах. Первый нюанс — как множество индивидов, в базе сотрудничества которых лежат те либо иные неспециализированные события (город, деревня и т.д.); второй — как иерархия социальных позиций (статусов), каковые занимают личности, и социальных функций (ролей), каковые они делают на базе данных социальных позиций; третий — как совокупность ценностей и норм, определяющих содержание и характер поведения элементов данной совокупности.

Социальная совокупность, так, выступает как органическое единство трех элементов — социальной общности, культуры и социальной организации. Общество – это объединение людей для удовлетворения социальных осуществления и потребностей социального контроля за участниками данного общества.

Общество как социально-культурная совокупность

Индивид — это элементарная единица общества.

Общество — это совокупность людей, осуществляющих отношения и совместную деятельность.

Главные понятия системного подхода:

Совокупность — это в некотором роде упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некое целостное единство. Внутреннюю природу всякой целостной совокупности, материальную базу ее организации определяют состав, комплект ее элементов.

Социальная совокупность — это целостное образование, главным элементом которого являются люди, их связи, отношения и взаимодействия. Они устойчив и воспроизводятся в историческом ходе, переходя много поколений.

Социальная сообщение — это комплект фактов, обуславливающих совместную деятельность людей в конкретных общностях в конкретное время с целью достижения тех либо иных целей.

Социальные связи устанавливаются не по прихоти людей, а объективно.

Социальное сотрудничество — это процесс, в котором люди действуют и испытывают сотрудничество друг на друга. Сотрудничество ведет к становлению новых социальных взаимоотношений.

Социальные отношения — это довольно устойчивые и независимые связи между социальными группами и индивидами.

Культура это метод духовного усвоения действительности на базе обнаружения сокровищ, механизм сохранения, развития и воспроизводства неспециализированных, одобряемых, признаваемых в данном обществе сокровищ.

Ценности — это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о целях, к достижению которых направляться стремиться.

Сокровище — это свойство того либо иного публичного предмета, явления удовлетворять потребности, жажды, интересы.

Вопрос 12: Типологии обществ

В истории развития людской цивилизации существовало и существует много обществ.

Пара типов общества, объединенных сходными показателями, параметрами, образуют типологию.

Т. Парсонс на базе методики системного функционализма внес предложение следующую типологию обществ:

1) примитивные общества – социальная разделение выражена слабо.

2) промежуточные общества – появление письменности, стратификации, выделение культуры в независимую область жизнедеятельности.

3) современные общества – отделение правовой совокупности от религиозной, наличие административной бюрократии, рыночной экономики, демократической избирательной совокупности.

В социологической науке распространена типологизация обществ на дописьменные (могущие сказать, но не могущие писать) и письменные (владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях).

По степени и уровню управления социального расслоения (разделения) общества делятся на простые и сложные.

Следующий подход, названный формационным, принадлежит К. Марксу (параметрами являются форма собственности и способ производства). Тут различают первобытное общество, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое.

Социально-политическими науками выделяются общества догражданские и гражданские. Последние воображают высокоразвитую общность людей, владеющую правом на жизнедеятельность, самоуправляющуюся и осуществляющую контроль над страной. Своеобразными чертами гражданского общества, в сравнении с догражданским, выступает деятельность свободных ассоциаций, социальных университетов, социальных перемещений, возможность реализации прав и свобод личности, ее безопасность, самостоятельность субъектов хозяйствования. Экономическую базу гражданского общества составляют разные формы собственности.

Еще одна типологизация в собственности Д. Беллу. В истории он выделяет:

1. Доиндустриальные (классические) общества. Для них характерными факторами являются аграрный уклад, низкие темпы развития производства, строгая регламентация поведения людей обычаями, традициями. Главными университетами в них являются церковь и армия.

2. Индустриальные общества, для которых главными показателями являются промышленность с фирмой и корпорацией во главе, социальная мобильность (подвижность) групп и индивидов, урбанизация населения, специализация и разделение труда.

3. Постиндустриальные общества. Их происхождение связано со изменениями структуры в культуре и экономике самые развитых государств. В таком обществе быстро возрастает роль и ценность знания, информации, интеллектуального капитала, и университетов, как места их сосредоточения и производства. Отмечается превосходство сферы одолжений над сферой производства, классовое деление уступает место опытному.

Вопрос 13: Общество как социальная совокупность.

Общество понимается в научном и обыденном смысле. В обыденном сознании понятие общество характеризует группу людей, имеющих между собой что-то общее (к примеру опытное общество).

В научном понимании общество — это устойчивое и саморазвивающееся объединение людей, связанных между собой неспециализированным интересом и взаимодействующих приятель с .втором на базе общеобязательных ценностей и норм в целях удовлетворения личных потребностей.

Общество как совокупность

Понятие совокупность свидетельствует целое, складывающееся из частей соединение. Совокупность этих частей (элементов) находится в связях и устойчивых отношениях между собой, образует единство и определённую целостность. Главными системными категориями являются принцип целостности, принцип структурированности, принцип иерархичности компонентов совокупности, принцип обратной связи совокупности со средой.

Свойства совокупности несводимы к сумме особенностей составляющих ее элементов. И свойства элементов не выводятся из особенностей целого. Тут значительно более сложные и взаимозависимости и тонкие взаимосвязи, обусловленные строгой иерархией элементов, их функциями и свойствами. В то время, когда социолог разглядывает общество, он имеет в виду не отдельных индивидов, а совокупность отношений и связей, в которых эти индивиды находятся друг к другу.

Эти связи должны быть устойчивы и постоянны, снабжая сохранение фундаментальных особенностей совокупности при разных внешних и внутренних трансформациях. Главным стимулирующим причиной общества делается социальная структура, которую оно формирует: социальные системы, социальные университеты, социальные общности, социальные роли и т.д. Все они функционально зависимы, что придает совокупности элементов социальной совокупности свойства, которыми в отдельности не владеет ни один из них. Вместе с тем любой элемент совокупности — сам маленькая совокупность.

Общество как динамическая совокупность (совокупность, целое, составленная из частей совокупность);

Экономическая система (отношения в ходе материального производства); Социальная система (сотрудничество классов, социальных групп, слоев); Правовая система; Демографическая система; Политическая система (деятельность национальных организаций, политических университетов, партий); Духовная система (взаимодействие и развитие публичного сознания, науки, искусства, образования).

Изучение общества как целостной динамичной саморазвивающейся совокупности предполагает кроме этого объединение разных знаний об обществе в целостную совокупность. Вычленить, проанализировать устойчиво повторяющееся, обычное .для жизни общества возможно как раз посредством способа системного анализа.

Системные КАЧЕСТВА ОБЩЕСТВА:

Целостность; динамичность; историчность (общество — информационная совокупность, которая имеет собственную историю «банк информации» — историю поколений); открытость.

Один из теоретиков общества, амер. социолог Т. Парсонс относит общество к такому типу социальной совокупности, что владеет наивысшей степенью самодостаточности довольно собственной среды, включающей и другие социальные совокупности. Он формулирует четыре главные функции, без совершенствования и развития которых общество не существует:

Адаптационная функция снабжает свойство общества к адаптации, т.е. приспособлению к изменяющимся условиям как в нем самом, так и во внешней среде.

Целеполагающая функция определяет свойство общества ставить задачи и цели, устанавливать их иерархию и снабжать процесс их успехи.

Стабилизационная функция содержится в способности общества сохранять собственную устойчивость за счет ценностей и норм, усваиваемых индивидом и снимающих напряжение в совокупности.

Интеграционная функция разрешает обществу включать в собственную совокупность новые поколения, новообразования, неизбежно появляющиеся на протяжении его развития.

Вопрос 14 : Понятие социальных университетов, их главные функции в обществе.

Социальный университет (от лат. Institutum – устройство, установление) – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих разные сферы людской деятельности и организующих их в совокупность социальных статусов и ролей.

Существование университетов связано с деятельностью людей, организованных в группы, в которых совершено разделение на соответствующие статусы, отвечающие потребностям общества либо данной группы. Институциональной анализ социальной судьбе предполагает изучение повторяющихся и самые устойчивых образов поведения, привычек, традиций, передающихся много поколений.

Разнообразие университетов соответствует разнообразию людских потребностей, таких как потребность в производстве продуктов и одолжений, потребность в распределении благ и привилегий, потребность в безопасности, защите благополучия и жизни, потребность в социальном контроле за поведением участников общества, потребность в коммуникации и т. д.

К числу главных университетов относятся: экономические (разделение труда, собственность, налоги и др.); политические (государство, армия, партии и др.); воспитательные и культурные, созданные для развития культуры, социализации детей, передачи им культурных сокровищ общества (семьи и институты брака; школы, художественные учреждения); социальные либо публичные в узком смысле, регулирующие повседневные контакты (местные общества, товарищества, объединения); религиозные и др.

Чем сложнее общество, тем больше развита совокупность университетов. История эволюции университетов подчиняется следующей закономерности: от университетов классического общества, основанных на предписанных ритуалам и обычаем родственных связях и правилах поведения, к современным университетам, основанным на таких сокровищах, как компетентность, независимость, персональная ответственность, рациональность, довольно свободных от моральных предписаний.

К числу главных показателей социальных университетов относятся:

Знаки – образы, представления об университете, отражающие в концентрированном виде его своеобразные черты;

Главные роли – образы поведения;

Физические черты – материальные воплощения социального университета (строения, вещи, предметы);

Кодексы поведения – осуществление и способ ролей социального контроля.

Социальные университеты делают в обществе последовательность функций, среди которых выделяются явные и латентные. Явные – функции, последствия, деятельности которых намерен и осознаются людьми. Они фиксируются и декларируются в уставах и кодексах, программах и конституциях, закрепляются в совокупности ролей и статусов. Последствия деятельности латентных функций не осознаются участниками и носят ненамеренный характер.

К числу главных функций социальных университетов относятся следующие:

удовлетворение социальных потребностей;

регулирование взаимоотношений между участниками общества методом выработки шаблонов поведения;

обеспечение устойчивости социальной судьбе;

интеграция стремлений и действий индивидов, снабжающая внутреннюю сплоченность общности.

Социальные отличаются друг от друга собственными функциональными качествами:

экономические университеты (собственность, деньги, банки и т.д.) снабжают распределение и производство услуг и товаров, соединяя экономическую судьбу с другими сферами публичной судьбе;

политические университеты (государство, партии, публичные объединения) направлены на поддержание и завоевание политической власти в обществе;

социокультурные университеты ставят перед собой цель воспроизводство культурных и социальных сокровищ, социализацию индивидов, защиту определённых сокровищ;

нормативно-ориентирующие университеты придают поведению индивидов нравственную аргументацию и этическую основу;

нормативно-санкционирующие университеты принудительно регулируют социальное поведение на базе предписаний и правил, закрепленных в юридических актах;

церемониально-символические и ситуационно-конвенциональные университеты регулируют повседневные контакты, определяют способ и порядок повседневных сотрудничеств.

Экономическая совокупность. Видеоурок по обществознанию 8 класс


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: