Вопрос 13. опрос как метод получения информации. проведите сопоставительный анализ опросов в педагогике, психологии, социологии. общее и различие.

. Самый распространенным способом количественного изучения есть опрос. Уровень качества маркетинговых данных, взятых в следствии изучения, в значительной степени зависит от качества используемых методик опроса.

Опрос — способ сбора первичной информации, предусматривающий устное либо письменное обращение к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых воображает проблему изучения на эмпирическом уровне, и статистическую обработку взятых ответов.

Понятие опроса используется в разных науках для обозначения приемов получения информации, носителем которой есть человек. Посредством опроса возможно получить данные о мотивах, заинтересованностях, замыслах, настроениях, предпочтениях людей, структуре взаимоотношений, супружеской жизни.

Самая ветхая схема массовых опросов — почтовое анкетирование — способ, имеющий более чем столетнюю историю со «яркими» и «чёрными» периодами. Специфика опроса содержится в следующем:

при опросе данные дает конкретно носитель изучаемой неприятности либо участник изучаемых событий;

опрос нацелен на те стороны неприятности, каковые не всегда отражаются в документальных источниках и не всегда дешёвы прямому наблюдению;

опрос есть разновидностью социально-психотерапевтического общения анкетера с респондентом;

опрос возможно использован при изучении самых различных сфер;

опрос разрешает в сжатые сроки опрашивать многочисленные группы людей;

при опросе регистрируются и мотивы деятельности индивидов, и продукты их деятельности;

вербальная информация, полученная способом опроса, дешевле и легче поддается количественной обработке, чем невербальная.

Но информация, полученная посредством опроса, не отличается громадной достоверностью и надёжностью. Нужно всегда учитывать возможность искажения информации, взятой способом опроса.

Главные элементы опроса:

социолог, конструирующий инструментарий;

анкетер либо интервьюер;

анкета либо замысел интервью;

обстановка опроса;

респондент;

социальная действительность.

проведения опроса и Основные этапы подготовки:

Определение задач и целей опроса, определение неприятности, объекта и предмета изучения, определение исходных понятий.

Обоснование выборки: определение главной и выборочной

совокупности.

Обоснование опросного страницы: а) содержательное представление

неприятности в формулировках вопросов; б) обоснование анкеты

относительно возможностей опрашиваемой совокупности людей как источника искомой информации.

Стандартизация требований для интервьюеров по ведению опроса.

Обеспечение условий для обработки результатов изучения.

Обоснование сроков опроса.

Тиражирование документов опроса.

Отбор, контроль и обучение интервьюеров.

Сбор контрольных страниц, их кодировка, обработка.

презентация и Подготовка отчета.

В социологических изучениях употребляются разные виды опросов.

По Формам респондента и контакта исследователя выделяют виды опроса:

а) персональный либо опосредованный (раздаточный, почтовый, прессовый, телефонный);

б) личный либо групповой;

в) вольный либо формализованный, фокусированный (направленный);

г) устный либо письменный;

д) целый либо выборочный;

е) по месту жительства либо работы.

В самом неспециализированном замысле опрос сводится к двум разновидностям:

анкетирование — опосредованный, письменный опрос;

интервью — яркий, устный опрос.

Анкетный опрос — один из главных видов опроса, изюминкой которого есть применение анкеты, заполняемой респондентом. Анкета либо опросный лист заполняется респондентом самостоятельно (в отличие от интервью) и исходя из этого должна быть для него предельно понятной.

Отсутствие помощи со стороны анкетера при заполнении непростых вопросов и отсутствие контроля исследователя за вероятным влиянием на ответы ближайшего окружения респондента — это недочёты анкетного опроса.

Преимущество его — минимум влияния анкетера на респондента.

Виды анкетирования: раздаточное, почтовое, прессовое.

Раздаточное анкетирование — самый надёжный вид опроса, в то время, когда респондент приобретает анкету из рук исследователя. В зависимости от числа в один момент опрашиваемых такие опросы именуются личными и групповыми.

Почтовый опрос — распространение анкет методом почтовой рассылки. Для повышения процента возврата анкет вместе с анкетой вкладывается сопроводительное письмо, разные сувенирные открытки и т. д.

Преимущества почтового опроса:

простота в проведении и организации;

возможность совершить опрос в один момент на громадной территории;

возможность для респондента выбрать эргономичное время заполнения;

отсутствие психотерапевтического барьера, что может появиться при прямом контакте с анкетером.

Недочёты почтового опроса:

низкий процент возврата анкет;

возможность группового заполнения анкеты;

риск искажения выборочной совокупности.

Прессовый опрос — разновидность анкетирования, при котором анкеты публикуются в печати.

Преимущества прессового опроса:

экономичность изучения;

оперативность зондажа публичного мнения.

Недочёты прессового опроса:

невозможность выяснить репрезентативность данных;

низкий процент возврата — не более 5%;

ограниченность размера анкеты.

Интервью — вид опроса, применяющий яркое социальнопсихотерапевтическое сотрудничество между респондентом и исследователем в соответствии с поставленной целью. Интервью употребляется не только чтобы получить информацию, вместе с тем и для действия на респондента.

Преимущества интервью:

возможность получить данные о мнениях, мотивах, представлениях респондента;

возможность смотреть за степенью искренности респондента при ответах;

обеспечение большой полноты реализации вопросника благодаря личному контакту интервьюера с респондентом.

Недочёты интервьюирования:

большие временные затраты;

тот факт, что ситуация интервью может не обладать к откровенности;

трудность подготовки интервьюеров.

Продолжается интервью в среднем от 10 мин. до полутора часов, структура его напоминает структуру анкеты.

В зависимости от интервьюера общения и типа респондента различают свободное, Формализованное и Фокусированное интервью.

Свободное интервью проводится без заблаговременно подготовленного опросника либо замысла беседы. Уместно на стадии уточнения неприятности изучения.

Формализованное (стандартизированное) интервью — общение респондента и интервьюера строго регламентировано подробно созданным инструкцией и вопросником для интервьюера. Самый популярный вид интервью.

Фокусированное интервью характеризуется меньшей стандартизацией интервьюера и поведения респондента. Такое интервью имеет собственной целью сбор информации по поводу конкретной обстановке, явления.

Телефонное интервью — одна из разновидностей опосредованного опроса. Главные его преимущества — низкая стоимость и оперативность. Оптимальная длительность телефонного интервью — 10-15 мин., вопросы не должны быть долгими.

Способы стимулирования процесса интервью:

выражение согласия;

применение маленьких пауз;

повторение главного вопроса;

частичное несогласие;

указание на несоответствие в ответах;

повторение окончательных слов респондента;

уточнение методом неправильного повторения ответа;

требование добавочной информации.

надёжность и Достоверность взятых данных сильно зависят от личности интервьюера.

Вероятные обстоятельства искажения информации при интервьюировании:

влияние личных изюминок интервьюера:

а) различия в возрасте опрашиваемого и интервьюера;

б) различия образовательного уровня;

в) различия пола;

г) негативное влияние прически, фигуры, одежды;

стиль поведения интервьюера:

а) унижение эмоции собственного преимущества опрашиваемого;

б) демонстрация интервьюером собственной точки зрения;

в) полемика на протяжении интервью;

г) демонстрация превосходства над опрашиваемым;

неверный выбор места и времени интервью;

чрезмерная продолжительность интервью;

неадекватное восприятие интервьюера опрашиваемым (к примеру, как представителя администрации);

небрежное оформление протокола интервью.

#128293; Огненные Опросы в инстаграм, как делать опросы, идеи для опросов


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: