Вопрос 2.чистая монополия

Тема 4. Чистая монополия

Цели изучения темы:

— выяснить характерные черты и понятие чистой монополии;

— осознать обстоятельства происхождения монополии;

— изучить механизм функционирования идеальной борьбе и ценообразования;

— выяснить эффективность рынка чистой монополии;

— оценить последствия чистой монополии для экономики и эффективность данной рыночной структуры;

— узнать обстоятельства ценовой дискриминации.

Замысел

  1. Несовершенная борьба
  2. Чистая монополия
  3. Виды монополий
  4. Максимизация прибыли чистого монополиста
  5. Эффективность чистой монополии
  6. Ценовая дискриминация

Литература

1. Микроэкономика: учебное пособие для студентов экономических профессий, снабжающих получение высшего сельскохозяйственного образования / С.А.Константинов и др. – Мн:ИВЦ Министерства финансов, 2007. – 369 с. (глава 7)

2. Лемешевский И. М., Микроэкономика: социально-экономический нюанс. Уч.пособие для студентов эконом. Профессий. – 3-е изд. – Мн.: ФУАинформ, 2006. (глава 14 с. 331-337)

Вопрос 1. Несовершенная борьба

Идеальная борьба была обычна в экономике развитых государств до середины XIX века. Во второй половине XIX – начале XX столетия появляются большие их объединения и предприятия, каковые охватывают отраслевые рынки. Активизируется влияние страны на рыночные отношения. Обстоятельства несовершенной борьбе:

1. Естественные:отдельная компания может иметь доступ к ограниченным ресурсам, в то время как другие таковой возможности не имеют.

2. Экономические:

а) Каждая компания сталкивается с риском убытков. Малоэффективные компании вытесняются с рынка более успешными, что ведет с сокращению числа компаний и их разделением по размеру.

б) Применение компанией особенной разработке производства приведет к необходимости защиты прав на нее. Так появляется коммерческая тайна, которая ограничивает вольный доступ к информации.

в) Укрупнение компании может привести к хорошему эффекту масштаба, что наделяет ее преимуществами перед небольшими соперниками.

3. Административные:концентрация методом объединения либо поглощения фирм, централизация управления.

Так появляется несовершенная борьба – это состояние отраслевого рынка, которое характеризуется ограниченной свободой принятия и ценообразования ответов. Появляются случаи, в то время, когда одна либо нескольких компаний оказывают значительное влияние на национальную экономику. Такие компании или сами создают для себя удачные условия, или пользуются властью для их сохранения и создания.

Главное положение (ДП) компании в отрасли дает ей власть над рынком и, в первую очередь, над стоимостями.

Власть над рынком может принадлежать только большому субъекту, что появляется в следствии концентрации либо капитала и централизации производства.

Концентрация производства – это процесс сосредоточения факторов производства в руках одного субъекта. КП ведет к хорошим экономическим итогам: хороший эффект масштаба производства (рост производства опережает рост неспециализированных издержек), рост прибыли, возможность освоения прогрессивных разработок, большой уровень квалификации работников, действенная организация производства.

Централизация производства (ЦП) – это процесс объединения либо присоединения хозяйствующих субъектов, из-за которого из нескольких фирм может появиться новое боле большое, либо существовавшее ранее предприятие станет больше за счет присоединения небольшого. присоединение и Объединение ведут к сокращению и укрупнению числа субъектов хозяйствования. ЦП – одна из форм экономической интеграции — процесса хозяйственного сближения.

Вопрос 2.Чистая монополия

Чистая монополия — это рыночная структура, в которой одна компания осуществляет экономический диктат на рынке, определяет цену, не допускает в отрасль соперников. Это указывает, что один хозяйствующий субъект предлагает агентам принимать решения на удачных для себя условиях. чистая монополия и Чистая конкуренция полярно противоположны друг другу. Монополия свидетельствует, по сути, отсутствие борьбы.В наше время в развитых государствах в пределах 5-6 % валового национального продукта производится в условиях, родных к чистой монополии.

Главные показатели монополизма:1) одна компания есть продавцом продукта, 2) заменители товара отсутствуют, 3) компания воображает по существу всю отрасль, 4) вхождение на рынок заблокировано, 5) ценообразование всецело контролируется монополией.

Препятствием на пути новых компаний на рынок являются входные преграды:

1. Наличие у «компании-старожила» необыкновенных прав (лицензии, аттестация).

2. Наличие собственности на невоспроизводимые и редкие ресурсы.

3. Авторские права и патенты.

4. Эффект масштаба, т.е. преимущества большого производства, разрешающие наращивать количества производства и снижать издержки.

5. Нелегальные способы борьбы с новыми потенциальными соперниками (антиреклама, демпинговые стоимости, давление на поставщиков сырья, переманивание сотрудников и др.).

В случае если на рынке устанавливается господство одного клиента, применяют термин «монопсония». И монополист, и монопсониста применяют рынок в собственных заинтересованностях и устанавливают контроль над стоимостями. К примеру, в районе единственное предприятие, выпекающее хлебо-булочную, есть монополистом на рынке хлебобулочной продукции, а единственное действующее предприятие в мелком городе есть монопсонистом на рынке труда (самый большой клиент рабочей силы). Вся хозяйственная деятельность концентрируется в руках одной компании, а создаваемая ею продукция занимает главное положение на рынке. Действия монополиста: 1) намеренно уменьшает количество собственных продаж; 2) формирует неестественный недостаток на рынке; 3) получает увеличения цены. Монопсонист, наоборот,1) сокращает закупки у собственных поставщиков (к примеру, зерна, молока, картофеля у фермера, рабочей силы), 2) формирует для них неестественные трудности сбыта, и 3) т.о. снижает издержки и закупочные цены.

Микроэкономика. Лекция 4. Предприятие в условиях монополии и чистой конкуренции


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: