Вопрос 23: социализация личности

Социализация является процессом становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально поведения и значимых характеристик сознания, каковые регулируют её взаимоотношения с обществом.

Социализация личности начинается с первых лет судьбе и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, не смотря на то, что, очевидно, полномочия, права и обязанности, купленные им, не показывают, что процесс социализации всецело закончен: по некоторым нюансам он длится всю жизнь. Как раз в этом смысле мы говорим о необходимости увеличения педагогической культуры своих родителей, о исполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения. В противном случае социализация свидетельствует процесс постоянного познания, творческого освоения и закрепления человеком норм и правил поведения, диктуемых ему обществом.

Первые элементарные сведения человек приобретает в семье, закладывающей сознания и основы, и поведения. В социологии обращено внимание на тот факт, что сокровище семьи как социального университета продолжительное время не хватает учитывалась. Принижение роли семьи принесло тяжелые потери, по большей части нравственного порядка, каковые потом обернулись большими издержками в трудовой и публично-политической жизни.

Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к исполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Но не все они покупают завершённости и характер последовательности. Так, в юные годы ребенок приобретает первые представления о Отчизне, в общем начинает вырабатывать собственный представление об обществе, в котором он живет, о правилах построения судьбы

Социализация той части молодежи, которая приходит на работу по окончании окончания учебных заведений (средних, опытных, высших), длится в тех конкретных условиях, каковые сложились на производстве под влиянием не только публичных взаимоотношений, но и своеобразных изюминок, свойственных данному социальному университету.

Замечательным инструментом социализации личности выступают СМИ — печать, радио, телевидение. Ими осуществляется интенсивная обработка публичного мнения, его формирование. Наряду с этим в однообразной степени вероятна реализация как созидательных, так и разрушительных задач.

Социализация личности органично включает в себя передачу социального опыта человечества, исходя из этого преемственность, усвоение и сохранение традиций неотделимы от повседневной судьбы людей. При их посредстве новые поколения приобщаются к ответу экономических, социальных, политических и духовных неприятностей общества.

И наконец, социализация личности связана с трудовой, публично-политической и познавательной деятельностью человека. Не хватает знаниями, их предстоит перевоплотить в убеждения, каковые представляются в действиях личности. Как раз соединение знаний, практических действий и убеждений образует качества и характерные черты, характерные тем либо иным типам личности.

Так, социализация личности воображает, по сути, своеобразную форму присвоения человеком тех гражданских взаимоотношений, каковые существуют во всех сферах публичной судьбе.

Социализация личности происходит в условиях сотрудничества всемирный и национальной культур.

Социализация личности предполагает, что объектом изучения становятся не одно либо пара, а целый комплекс публично значимых качеств человека в их взаимодействии и тесном единстве. Они охватывают всю совокупность поведения знания и чёрт: сознания, убежденность, трудолюбие, культуру, культурность, рвение жить по законам красоты и т.д. Ответственное значение имеет преодоление стереотипов, атавизмов в поведении и сознании людей.

Вопрос 24: Сущность социологии культуры. Культура, разумеется, выступает как качественная сторона любой деятельности, как поведения и способ мышления. Наряду с этим она представляет собой определенные сокровища, как материальные, так и духовные. В реальности они слиты, но имеется и различия. Материальная культура, в большинстве случаев, предметна, осязаема. Духовные сокровища смогут выступать не только в предметно-вещественной оболочке, но и в акте творческой деятельности. Компоненты материальной культуры имеют четкое стоимостное выражение. Этого нельзя сказать о духовной культуре: многие ее предметы бесценны, неповторимы. Одни исследователи отождествляют культуру со всей социальной сферой, другие — с духовной судьбой, третьи воображают ее как совокупность материальных и духовных сокровищ и т.п.Но, представляется, что содержание указанной категории не может быть ограничено какой-либо одной сферой судьбы (материальной либо духовной), одной ценностной чёртом (эстетической, нравственной либо политической), одной формой деятельности (познавательной, просветительной, организационной и т. п.).Специфика культуры пребывает в том, что она, воображая собой узнаваемые сокровища, одновременно с этим характеризует разные явления публичной судьбе. Любой этап общества отличается определенной культурно-исторической спецификой. Этих отличий множество: количество накопленных способов и предметов культуры их изготовления, понимание и усвоение опыта прошлых поколений, связь между разными видами культурной деятельности, культурой человека и предметами культуры, дух культуры, воздействующий на совокупность правил, правил и норм социальной судьбе.
Современная культура- это сложная совокупность материально-производственных, научных, духовных, публичных компонентов. Культура имеется социальный феномен, и в этом смысле она противопоставляется натуре (природе).

«Культура – это творческая деятельность человечества во сознания и всех сферах бытия, как прошедшая, овеществленная в тех либо иных культурных сокровищах, так и сегодняшняя и будущая, основывающаяся на освоении культурного наследия, направленная на превращение достатка людской истории во внутреннее достояние личности, на всемерное развитие сущностных сил человека».

Познание культуры как социального феномена дает право и возможность вычленять в широком мире социологической науки особенное направление — социологию культуры. Социологи культуры как своеобразная отрасль неспециализированной социологии появилась как в ФРГ и Франции в 70-е г.г. ХХ века. Она опиралась на методологические правила М. Вебера (мысль о социологии как эмпирической науке о культуре), на учение о динамике культурных объективаций Г. Зиммеля , на взоры К. Мангейма в теории социологии идеологии и области знания.

Социология культуры деятельно изучает тенденции культурного развития общества. Она выявляет действие научного прогресса на культурные процессы, исследуют социально-культурные последствия урбанизации, влияние средств массовой информации на социализацию личности, на публичные настроения. Социология культуры фиксирует трансформации национальных, духовных, домашних, бытовых отношениях, вызванные распространением образования, динамикой численности учреждений культуры и т.д.

Содержание социологии культуры составляют: ·существующие в данном обществе формы и методы освоения, передачи и создания объектов культуры; устойчивые и подвижные процессы в культурной жизни и детерминирующие их механизмы и социальные факторы; ·конкретный вклад той либо другой социальной общности в развитие культуры; ·оценки освоения культуры участниками социальных групп и общностей и их собственного культурного окружения; ·социокультурные нормы, регулирующие отношения в социальных общностях, между социальными общностями, в обществе в целом; разработка функционирования разных элементов социальной общества и системы в целом; ·своеобразные формы культурной жизни разных социальных общностей, общества в целом на каждом этапе его развития. Социология культуры изучает последнюю как социальную совокупность. В ней принято в качестве единиц анализа применять устойчивые культурные образования: представления, социокультурные образцы, нормы и ценности.

Вопрос 25: Социология молодежи как объект социологического изучения

Социология молодежи изучает молодежь как особенную социальную группу, ее место и роль в воспроизводстве общества, возрастные границы, потребности и методы деятельности, процесс социализации парней, социально-адаптацию и профессиональную ориентацию в коллективе, неформальные движения и молодёжные объединения с учетом классовых, этнических, национальных и региональных изюминок. Социология молодежи интересуется теми проблемами социальной судьбе, каковые являются общесоциологическими и одновременно с этим затрагивают молодежь (образование, семья, брак, политика, досуг), или находят необычное преломление в молодежной среде (изюминки воспитания, эффективность его форм, методов и средств, развитие социальной и политической активности). Социология молодежи — это отраслевая социология, изучающая социальную судьбу молодежи во всем многообразии ее проявлений.

Объектом социологии молодежи есть молодежь как феномен социальной судьбе и субъект социальных взаимоотношений. Социология молодежи как наука выстраивается на трех взаимосвязанных уровнях:

1) общеметодологическом, основанном на подходе к познанию молодежи как публичного феномена;

2) специально-теоретическом, раскрывающем специфику, структуру молодежи как социально-демографической группы, особенности ее поведения и сознания, возрастную и социально психотерапевтическую специфику образа судьбы, динамику ценностных ориентаций;

3) эмпирическом, разбирающем на базе социологических изучений конкретные факты в разных сферах судьбы.2

Предметом социологии молодежи есть: места молодёжи и изучение роли в развитии общества, запросов, заинтересованностей, потребностей, сокровищ, социальных ожиданий; формирование активной жизненной позиции, поведения и стиля жизни, рассмотрение изюминок адаптации в разных социальных сферах; изучение жизненных замыслов и определение оптимальных условий их реализации; изучение резервов социальной активности и обстоятельств пассивности, включенности молодежи в самоуправление и социальное управление на разных уровнях; определение морально-психотерапевтической готовности к безработице и труду, и т.д.

В культурах и разных странах процесс социализации протекает неравномерно. К примеру, в начале XX века данный возраст определялся от 10-12 до 20 лет, а на данный момент от 17 до 28-30

Классификацию социальных неприятностей молодежи возможно проводить по различным основаниям:

-по территориальному показателю возможно выделить молодежные неприятности, характерные индустриальным государствам; неприятности, свойственные отдельным регионам; неприятности, характерные для раздельно забранной страны;

-по временному показателю возможно разглядывать так именуемые «вечные» неприятности, к примеру, взаимоотношения поколений, и неприятности, порожденные конкретной эрой;

-по системному показателю смогут быть изучены неспециализированные неприятности молодежи, свойственные данному его уровню и обществу развития, касающиеся различных групп населения, и чисто молодежные неприятности, характерные этой социальной группе, обусловленные ее ролью и положением в обществе.

Молодежь есть объектом изучения многих социально-гуманитарных дисциплин: философии, педагогики, демографии, политики, социологии, психологии. Социология молодежи тесно соприкасается с этими областями, как изучения детства, семьи и брачно-домашних взаимоотношений, возрастных кризисов и межпоколенческих взаимоотношений.

Так, в определении молодежи возможно выделить следующие характеристики, отличающие молодежь от вторых групп: -возрастные границы молодежного возраста; -специфика социального статуса; -особенности поведения и ролевые функции; -характеристики социально-демографической группы; -социально-психотерапевтические характеристики; -процесс социализации в конкретный исторический период; -самоопределение и самоидентификация молодежи как социальной группы.

Социализация. Видеоурок по обществознанию 11 класс


Понравилась статья? Поделиться с друзьями: