Вопрос 24. структура научных революций т. куна

Вопрос 23. Методологическая концепция науки К. Поппера

Интересы К. Поппера охватывают разные области знания, включая физику, математику, логику, теорию возможностей, биологию, публичные и социальные науки. Рвение осмыслить все сферы людской судьбе привело мыслителя к созданию концепций, каковые достаточно четко возможно поделить на две группы. К первой относятся работы по философии науки (теории познания). Ко второй принадлежат работы по социальной философии.

В философии Поппера возможно выделить главную тенденцию – перемещение от логицистского образа знания, ориентированного на физику и математику, к биологицистскому и эволюционистскому примеру. На протяжении работы над книгой «Логика научного изучения», Поппер смотрел за деятельностью участников так именуемого Венского кружка, исходя из этого его концепция содержит последовательность моментов, родственных логическому позитивизму. Прежде всего это антипсихологизм, интерес к проблемам научного способа, проблеме демаркации, т. е. установления однозначной границы между другими формами и наукой знания.

Поппер скептически относился к изучениям в области методики науки, логики, интересовавших представителей аналитической философии и логического позитивизма. Он не считал, что философия владеет каким-то собственным способом, характерным ей одной. Как в философии, так и в науке вероятен лишь один способ – это способ рациональной дискуссии, что пребывает в ясной и четкой формулировке обсуждаемой неприятности и критическом изучении ее разных ответов.

В «Логике научного изучения» Поппер обращается к проблеме демаркации. Логические позитивисты во главе ставили принцип верификации, т. е. эмпирического подтверждения, и индуктивный способ, в соответствии с которым любой новый факт, подтверждающий теорию, увеличивает возможность ее истинности. Поппер же обращает внимание на следующее событие: возможно привести множество данных в поддержку теории, но один-единственный факт в состоянии ее опровергнуть. Исходя из этого опровержение имеет громадную значимость для определения истинностного статуса научной теории.

Методологическая концепция Поппера стала называться фальсификационизма. В соответствии с введенному принципу фальсификации, к научным теориям смогут быть отнесены лишь такие, для которых имеются потенциальные фальсификаторы теории, т. е. высказывания, талантливые быть опровергнутыми.

Концепция роста научного знания

Единственный принцип, что может лежать в базе научного познания, – это представление о том, что в случае если теория была фальсифицирована, то она должна быть отброшена. Как раз так Поппер осознаёт фундаментальной принцип развития науки.

Поппер разглядывает знание не только как готовую совокупность, вместе с тем и как совокупность изменяющуюся, развивающуюся. Данный нюанс анализа науки он и представил в форме концепции роста научного знания. Рост знания – это не накопление наблюдений, а процесс устранения неточностей, т. е. ниспровержение одних теорий и их замена лучшими.

Процесс исторического развития науки по Попперу возможно обрисовать следующим образом: существует некая неприятность, после этого выдвигается теория, предлагающая ее ответ, теория подвергается критике и непременно терпит неудачу, благодаря чего появляется новая неприятность, более глубокая и сложная. Так, рост научного знания неосуществим без их опровержений и выдвижения гипотез, а способ ошибок и проб имеется не что иное, как метод выбора теории в определенной проблемной обстановке.

Собственную концепцию развития Поппер пробует дополнить онтологическими рассуждениями, обосновав тем самым объективность людской знания. Он говорит о существовании трех миров: первый мир – это мир физических объектов и физических состояний, второй мир – это мир состояний сознания, третий мир – мир объективного содержания мышления, научных идей, художественных образов. Поппер не разделяет марксистскую позицию, в соответствии с которой объективность людской знания обуславливается публичной практикой.

В поздних работах Поппер обращается к концепции эпистемологического эволюционизма, в соответствии с которой возможно выделить три уровня приспособления – генетическое приспособление, научные открытия и приспособительное поведение. Их механизм принципиально тождественен: в любых ситуациях это унаследованные структуры, каковые передаются методом генетического кода или традиции.

Вопрос 24. структура научных революций Т. Куна

Этапы развития науки

В центре внимания Куна лежит история настоящей науки. Он не приемлет построение абстрактных моделей науки, имеющих мало неспециализированного с историческими фактами, и призывает обратиться к самой науке в ее истории. С позиций Куна наука проходит в собственном развитии три стадии.

Первой есть допарадигмальная стадия развития науки. На данной стадии отсутствует парадигма, но существует диссенсус (разногласия в научном сообществе) и множество враждующих между собою направлений и школ, любая из которых развивает совокупность взоров, в принципе талантливую в будущем послужить основанием новой парадигмы.

Второй есть стадия научной революции – происходит происхождение парадигмы, она принимается большинством научного сообщества, все остальные, не согласованные с парадигмой идеи отходят на второй план, и достигается консенсус – согласие между учеными на базе принятой парадигмы. На данной стадии трудится особенный тип ученых, собственного рода ученые-революционеры, каковые способны создавать новые парадигмы.

Третьей есть стадия обычной науки. «Обычной наукой» Кун именует науку, развивающуюся в рамках общепризнанной парадигмы. На данной стадии происходит уточнение и выделение ответственных для парадигмы фактов( уточнение состава веществ в химии, определение положения звезд в астрономии и т.д.); совершается работа по получению новых фактов, подтверждающих парадигму; осуществляется предстоящая разработка парадигмы с целью устранения существующих улучшения и неясностей ответов последовательности неприятностей парадигмы; устанавливаются количественные формулировки разных законов; проводится работа по совершенствованию самой парадигмы: уточняются понятия, начинается дедуктивная форма парадигмального знания, расширяется сфера применимости парадигмы и т.д

Наиболее значимым понятием концепции Куна есть понятие парадигмы. Говоря о парадигме, Кун имеет в виду не одно только знание, выраженное в принципах и законах. Ученые, создавая ту либо иную парадигму, не только формулируют некую теорию либо закон, но и предлагают ответ одной либо нескольких ответственных научных неприятностей и тем самым дают образцы того, как направляться решать неприятности. В этом и содержится ее наиболее значимая функция.

Науку, развивающуюся в рамках общепризнанной парадигмы, Кун именует обычной, полагая, что именно такое состояние есть для нее простым и самый характерным. Кун уверен, что в настоящей научной практике ученые редко сомневаются в истинности собственных теорий.

Дабы выделить особенный темперамент неприятностей, разрабатываемых учеными в обычный период развития науки, Кун именует их «головоломками», сравнивая процесс их решения с разгадыванием кроссвордов либо с составлением картин из раскрашенных кубиков. Парадигма гарантирует, что их ответ существует, и она же задает средства поиска и допустимые методы этих ответов. , пока ответ головоломок протекает удачно, парадигма выступает как надежный инструмент познания. Но в полной мере может произойти так, что кое-какие задачи-головоломки, не обращая внимания на все усилия ученых, так и не поддаются ответу. Но в один раз ими возможно понято, что эта неприятность неразрешима средствами существующей парадигмы Такую проблему Кун именует аномалией.

Научная революция

Понятие научной революции есть центральным понятием концепции Куна. Научная революция в описании Куна предстала как сложный многосторонний процесс, владеющий массой своеобразных изюминок. Научная революция – процесс смены парадигмы. В соответствии с Куну, парадигма формирует мир, в котором работает ученый. Исходя из этого переход от одной парадигмы к второй свидетельствует для ученого переход из одного мира в второй, всецело хороший от первого – со своеобразными проблемами, способами, фактами, с иным мировоззрением.

Кун выделяет пара требований, каковые философия науки устанавливает для научных теорий. К ним относятся требование относительно сферы применения, непротиворечивости, точности, плодотворности и простоты. Кун согласен с Поппером в том, что все требования для того чтобы рода играются ключевую роль при выборе и сравнении соперничающих теорий. Все методологические характеристики научной теории неточны, и различные ученые смогут по-различному их истолковывать. Кроме этого, характеристики смогут вступать между собой в конфликт (к примеру, точность принуждает ученого выбрать одну теорию, а плодотворность говорит в пользу второй). Приведенные мысли Куна растолковывают, из-за чего переход от ветхой парадигмы к новой, с его точки зрения, нельзя обосновать рационально – опираясь на логико-методологические стандарты, факты, опыт.

Так, главными элементами куновской модели являются четыре понятия: «научная парадигма», «научное сообщество», «научная революция» и «нормальная наука». Взаимоотношение этих понятий, образующих совокупность, образовывает ядро куновской развития науки и модели функционирования. Обычная наука – это рост научного знания в рамках одной парадигмы. Парадигма задает образцы, решения проблем и средства постановки в рамках обычной науки. Научная революция – это смена парадигмы и переход от одной обычной науки к второй. Данный переход описывается посредством пары понятий «парадигма – сообщество», где высвечивается вторая сторона понятия «парадигмы» – как некоего содержательного центра, около которого объединяется некое научное сообщество. Модель науки Куна является первую в полной мере постпозитивистскую модель научного знания и выглядит следующим образом: обычная наука, развивающаяся в рамках общепризнанной парадигмы; рост числа аномалий, приводящий в конечном счете к кризису; научная революция, означающая смену парадигмы.

Томас Сэмюэл Кун \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: