Вопрос 26: сущность социологических исследований

В зависимости от конкретных задач прикладные социологические изучения смогут быть разведывательными (пилотажными), описательными либо аналитическими.

Всякое социологическое изучение предусматривает наличие методики, методики, процедуры и техники его проведения.

Залогом успешного проведения прикладного социологического изучения есть грамотное составление его программы, которая является документом , излагающий методологические, методические и организационные правила, средства и приёмы изучения конкретного социального объекта.

Программа обязана складываться из трех главных частей: теоретической, процедурно-методической и организационной.

Объект изучения – это деятельность людей, громадных и малых социальных групп, и условия, в которых она осуществляется. Объект изучения может включать такие характеристики, как место размещения, численность, социально-демографическая структура, этнический и религиозный состав и др.

Предмет изучения – это те стороны объекта (отношения, характеристики, свойства), каковые конкретно связаны с изучаемой проблемой либо проблемной обстановкой.

Цель изучения – это конечный итог научного изучения, получение новых знаний об объекте изучения, его структуре и сотрудничестве с другими объектами, и разработка конкретных рекомендаций по совершенствованию состояния изучаемого объекта, оптимизации структуры, улучшению условий его функционирования.

ВИДЫ и ЭТАПЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО Изучения

Прикладное социологическое изучение направлено на получение совокупности фактов, каковые составляют эмпирический базис социологической теории либо имеют независимые конкретно-прикладное значение, удовлетворяя практические потребности конкретных клиентов (начальников фирм, представителей публичных организаций, объединений и партий, органов национального управления, средств массовой информации). Этапы взаимосвязаны и объединены логикой единого исследовательского плана. Таковыми являются: 1) подготовительный этап; 2) полевой этап; 3) подготовка к обработке и обработка информации; 4) подготовка и анализ информации итоговых документов социологического изучения.

Подготовительный этап эмпирического социологического изучения насыщен различными видами работ, научными и практическими процедурами. Уровень качества подготовки снабжает сокровище информации, которая будет взята в следствии исследования. На этом этапе уточняется тема, разрабатывается теоретическая концепция, программа изучения, устанавливается выборка, разрабатываются и тиражируются методические документы для сбора информации, определяется инструментарий изучения, формируются исследовательские группы, составляются графики работ, проводятся организационные мероприятия, решаются вопросы, которые связаны с материально-техническими обеспечением изучения.

Полевой этап (либо этап сбора первичной социологической информации) связан со сбором информации «в поле», т.е. в зоне практических действий социолога – получение информации от ее носителей-людей: в аудиториях, на улицах, в классах, зданиях, на производстве и т.д. Информация планирует инструментами и различными способами, каковые свойственны социологии и выяснены программой изучения: при помощи разных видов опроса (анкетного, интервью, экспертного ит.д.), наблюдения, анализа документов, опыта.

обработки информации и Этап подготовки. Та информация, которая взята на полевом этапе, испытывает недостаток в упорядочении и проверке. Целый собранный массив изучается с позиций отклонения выборки от расчетных параметров. Процедура проверки собранного массива включает просмотр методических документов на предмет точности, качества и полноты заполнения и выбраковку тех из них, каковые не соответствуют предъявляемым требованиям. На этом же этапе происходит кодировка открытых вопросов. Составляется логическая программа обработки информации на ЭВМ, эта задача математика-программиста. В некоторых случаях (при незначительном объёме и небольших массивах инструментария) обработка информации производится вручную.

подготовки и Анализ информации итоговых документов (либо последний этап). Методологический инструмент анализа – программа изучения, составленная на подготовительном этапе. Способы анализа зависят от вида социологического изучения, его задач и целей. На протяжении анализа делаются выводы о подтверждении либо опровержении догадок, выявляются социальные связи, тенденции, несоответствия, парадоксы, новые социальные неприятности. На этом же этапе оформляются результаты изучения. Итоговый документ зависит от вида изучения и определяется пожеланиями клиента. В качестве для того чтобы документа выступают: 1) информационная справка; 2) информационная записка; 3) аналитическая записка; 4) отчет о научно-исследовательской работе. отчёт и Аналитическая записка должны содержать рекомендации и выводы по разрешению той неприятности, изучению которой было посвящено социальное изучение.

В зависимости от глубины требуемого количественно-качественного анализа предмета изучения, сложности и масштабности решаемых на протяжении него задач различают три главных вида социологического изучения:

пилотажное (разведывательное) изучение;

описательное изучение;

аналитическое изучение.

Конкретный вид социологического изучения обусловлен характером поставленных в нем задач и целей.

Разведывательное изучение решает очень ограниченные по собственному содержанию задачи. Оно охватывает, в большинстве случаев, маленькие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по количеству инструментарии.

Разведывательное изучение употребляется для предварительного обследования определенного процесса либо явления. Потребность в таком предварительном этапе, в большинстве случаев, появляется тогда, в то время, когда неприятность либо мало, либо по большому счету не изучена. В частности, он удачно используется для получения дополнительной информации о объекте и предмете, для уточнения и задач и корректировки гипотез, границ и инструментария обследуемой совокупности в углубленном, крупномасштабном изучении, и для обнаружения трудностей, каковые смогут встретиться в будущем.

Описательное изучение — более сложный вид социологического анализа, что разрешает составить довольно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Осмысление, учет таковой всесторонней информации оказывают помощь лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, методов и форм управления публичными процессами.

Описательное изучение в большинстве случаев используется в тех случаях, в то время, когда объектом помогает довольно громадная общность людей, отличающихся разными чертями. Это возможно коллектив большого предприятия, где трудятся люди различных возрастных категорий и профессий, имеющие разные стаж работы, уровень образования, домашнее положение и т.д., либо население города, района, области, региона

Аналитическое социологическое изучение ставит перед собой цель самоё углублённое изучение явления, в то время, когда необходимо не только обрисовать структуру, но и выяснить, что определяет его главные количественные и качественные параметры.

Разновидностью аналитического изучения можно считать опыт. Его проведение предполагает создание экспериментальной обстановке методом трансформации в той либо другой степени простых условий функционирования объекта. На протяжении опыта особенное внимание уделяется изучению «поведения» тех факторов, каковые придают объекту свойства и новые черты.

Точечное изучение (его еще именуют разовым) дает данные о количественных характеристиках и состоянии какого-либо явления либо процесса в момент его изучения. Эта информация в определенном смысле возможно названа статической, потому, что отражает как бы моментальный «срез» объекта, но не дает ответа на вопрос о тенденциях его трансформации во времени. Такие эти смогут быть взяты только в следствии нескольких изучений, совершённых последовательно через определенные промежутки времени. Подобные изучения, основанные на инструментарии и единой программе, именуются повторными. По сути дела они являются средством сравнительного социологического анализа, что направлен на обнаружение динамики развития объекта.

Особенный вид повторного изучения — панельное. Допустим, на протяжении повторного изучения узнается степень эффективности образования. В большинстве случаев она определяется независимо от того, как изменился объект за период между начальной и повторной стадиями изучения. Панельное же изучение предусматривает неоднократное изучение одних и тех же лиц через заданные промежутки времени. Исходя из этого для панельных изучений целесообразно выполнять такие промежутки, каковые разрешают максимально сохранять стабильность исследуемой совокупности по ее составу и величине. Эти изучения дают хорошую возможность обновлять и обогащать данные, отражающую динамику, направленность развития.

предмет и Объект в социологическом изучении — Виктор Вахштайн


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: