Вопрос 28. концепция исследовательских программ и. лакатоса

Наука, согласно точки зрения Лакатоса, имеется и должна быть соревнованием исследовательских программ, соперничающих между собой. Эта мысль характеризует, так называемый, утонченный методологический фальсификационизм, развиваемый Лакатосом в русле концепции Поппера. Лакатос пробует смягчить самые острые углы философии науки Поппера. Он выделяет три стадии в развитии взоров Поппера: догматический, простой и методологический фальсификационизм.

Последний период начинается в 50-е годы и связан с разработкой нормативной концепции развития и роста знаний на базе всестороннего критицизма. Первый видит науку как процесс, размеченный непогрешимыми фальсификациями и прочными конструкциями. Методологический фальсификационизм исправляет неточность догматиков, показывая зыбкость эмпирической базы науки и предлагаемых ею средств контроля догадок (это продемонстрировано Поппером в «Логике научного открытия»). Картина научного знания, представленная как серия дуэлей между фактами и теорией, не совсем верна. В борьбе между теоретическим и фактическим, думает Лакатос, как минимум три участника: факты и две соперничающие теории. Стремясь каким-то образом смягчить крайности методологического фальсификационизма, И. Лакатос выдвинул концепцию исследовательских программ как ослабляющий механизм эволюционистской эпистемологии.

Появление модели науки обусловлено тем, что Лакатоса не удовлетворяет куновское сведение философии науки к психологии науки. Исходя из этого позицию Куна он относит к иррационализму. Иначе, Лакатос поддерживает тезис Куна и Фейерабенда об отсутствии «решающих опытов» как критерия выбора между теориями.

Лакатосу близок куновский тезис о том, что «отказ от какой-либо парадигмы без замены ее второй свидетельствует отказ от науки по большому счету Исходя из этого Лакатос ставит перед собой цель развить тезис попперовского «критического рационализма» о рациональности трансформаций научного знания. Для этого он разрабатывает собственную методику исследовательских программ.

Модель науки И. Лакатоса имеет два уровня: уровень конкретных теорий, образующих изменяющийся «защитный пояс» исследовательской программы, и уровень неизменного «твёрдого ядра», которое определяет лицо исследовательской программы. Различные исследовательские программы имеют различные «твёрдые ядра», т.е. между ними имеется взаимнооднозначное соответствие.

В исследовательскую программу Лакатоса входят методологические правила, руководящие трансформациями «защитного пояса». «Эти правила делятся на две части: часть из них – это правила, показывающие каких дорог изучения необходимо избегать (отрицательная эвристика), вторая часть – это правила, показывающие, какие конкретно пути нужно выбирать и как по ним идти (хорошая эвристика

Модель исследовательской программы, складывающейся из «защитного пояса» и «жёсткого ядра», частично проецируется Лакатосом на историю науки, порождая его деление истории науки на «внутреннюю» и «внешнюю».

Внутренняя история для индуктивизма состоит, согласно точки зрения Лакатоса, из признанных открытий несомненных индуктивных обобщений и фактов. Внутренняя история для конвенционализма складывается из фактуальных открытий, создания классифицирующих их замены и систем более несложными совокупностями. Внутренняя история для фальсификационизма характеризуется обилием храбрых догадок, теоретических улучшений, имеющих неизменно большее содержание, чем их предшественники, и в первую очередь – наличием триумфальных «негативных решающих опытов».

Так, модель науки И. Лакатоса имеет два уровня: уровень конкретных теорий, образующих изменяющийся «защитный пояс» исследовательской программы, и уровень неизменного «твёрдого ядра», которое определяет лицо исследовательской программы. Программа складывается из методологических правил: часть из них — это правила, показывающие, каких дорог изучения необходимо избегать (отрицательная эвристика), вторая часть — это правила, показывающие, какие конкретно пути нужно выбирать и как по ним идти (хорошая эвристика). В собственных работах Лакатос говорит о том, что в истории науки весьма редко видятся периоды, в то время, когда всецело господствует одна программа (парадигма), как это утверждал Кун. В большинстве случаев в любой научной дисциплине существует пара других научно-исследовательских программ. По Лакатосу история развития науки – это смены и история борьбы соперничающих исследовательских программ, каковые соревнуются на базе их эвристической силы в объяснении эмпирических фактов, предвидении дорог развития науки и принятии контрмер против ослабления данной силы.

Имре Лакатос-4: научно-исследовательская программа


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: