Вопрос 29. цели и методы антимонопольного регулирования в россии

На протяжении реализации антимонопольных мер преследуются следующие главные цели:

1. Обеспечение единства экономического пространства на территории РФ

2. Обеспечение «прозрачности» процессов, которые связаны с созданием, присоединением и слиянием коммерческих структур, приобретением больших достаточно акций, главных нематериальных активов и производственных средств, и прав, каковые позволяют определять условия деятельности фирм, занимающих главное положение на рынке.

3. Понижение барьеров входа на товарные рынки

4. Создание действенных правовых механизмов, каковые снабжают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями властей, а также через применение национальных и муниципальных унитарных фирм как инструментов совмещения властями хозяйственных и властных полномочий.

5. Активизация работы по пресечению и профилактике недобросовестной борьбе на товарных рынках.

Достижение поставленных целей реализуется при помощи применения сложившихся во всемирной практике способов, главными из которых возможно выделить следующие: использование ограничительных мер, контроль за усилением экономической концентрации, запрет на недобросовестную борьбу, запреты на управления органов и действия власти, каковые смогут неблагоприятно оказать влияние на борьбу, применение госреестра.

Ограничительные меры. Они используются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, каковые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на моноп. Деят-ть и недобросовестную конкур-ю, на управления органов и действия власти, каковые смогут неблагоприятно сказаться на развитии борьбы.

Запреты на моноп. Деят-ть подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих борьбу, и запреты на злоупотребление фирмами своим главным положением. Такие злоупотребления являются самоё типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

Закон запрещает устанавливать монопольно высокие либо монопольно низкие стоимости, изымать товар из обращения для того, чтобы создавать либо поддерживать недостаток либо повышать цену, навязывать агенту условия контракта, невыгодные для него либо не относящиеся к предмету контракта, включать в соглашение дискриминирующие условия, каковые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими фирмами, мешать выходу на рынок (либо уходу с него) вторым фирмам, побуждать контрагента отказываться от заключения соглашений с отдельными клиентами (клиентами), не обращая внимания на то, что имеется возможность произвести либо поставить необходимый товар.

Контроль за усилением экономической концентрации. Наровне с запретами на заключение вредных для борьбы соглашений и на злоупотребление главным положением для противодействия ограничению борьбы используется контроль за экономической концентрацией. Она появляется:

  • в следствии создания, реструкуризации либо объединений и слияния предприятий;
  • в то время, когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику.
  • Предварительно контролируются, во-первых, создание, присоединение и слияние коммерческих структур, объединений, ассоциаций и союзов, в случае если их активы превышают 100 тыс. МРОТ; во-вторых, разделение и ликвидация (выделение) национальных и муниципальных унитарных фирм, активы которых превышают 50 тыс. МРОТ, в случае если это ведет к появлению предприятия, часть которого на товарном рынке превышает 35% (за исключением случаев, в то время, когда предприятие ликвидируется согластно судебному вердикту).

Российское антимонопольное законодательство не разрешает действия либо сделки, из-за которых вероятно установление либо расширение рыночной власти коммерческой структуре, в случае если негативные антиконкурентные последствия не компенсируются увеличением ее конкурентоспособности на внутреннем и интернациональном рынках. Исходя из этого контроль не мешает интеграции русских фирм для борьбы с зарубежными компаниями.

Запрет на недобросовестную борьбу. Под ней понимаются действия, направленные на приобретение преимуществ, каковые противоречат законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, справедливости и разумности и каковые причинили (смогут причинить) убытки соперникам либо нанесли ущерб их рабочий репутации. Речь заходит о распространении фальшивых, неточных либо искаженных сведений, талантливых причинить убытки или нанести ущерб, введении потребителей в заблуждение относительно характера, метода, места изготовления, качества товара и потребительских свойств, и о некорректном сравнении собственного товара с подобной продукцией соперников. К недобросовестной конкуренции кроме этого относится получение, применение, разглашение научно-технической, производственной, торговой информации либо коммерческой тайны без согласия обладателя.

Растет интерес предпринимателей к защите рабочий правовой охране и репутации предприятия товарных знаков от их незаконного применения.

Запреты на управления органов и действия власти, каковые смогут неблагоприятно оказать влияние на борьбу. Развитие рыночных взаимоотношений предполагает устранение прямого вмешательства национальных властей в деятельность фирм. Законом не разрещаеться принимать нормативные акты и выполнять действия, каковые ограничивают самостоятельность фирм, создают дискриминирующие либо благоприятные условия для одних в ущерб вторым и тем самым ограничивают борьбу, ущемляют интересы фирм либо граждан.

Законодательство запрещает чиновникам власти и управления, во-первых, заниматься предпринимательской деятельностью, иметь в собственности предприятия; во-вторых, самостоятельно либо через представителей голосовать при помощи принадлежащих им акций (вкладов, паев, долей) на неспециализированных собраниях акционеров; в-третьих, совмещать функции органов аккуратной власти и местного самоуправления с функциями хозяйствующих субъектов, и наделять их правами и функциями этих органов.

Помимо этого, не разрешается создавать министерства, госкомитеты и т.п. для монополизации производства либо реализации товаров, и наделять уже существующие органы полномочиями, талантливыми сократить борьбу. Исходя из этого решения аккуратной власти и местного самоуправления по вопросам создания, ликвидации и реорганизации фирм либо предоставления льгот должны согласовываться с антимонопольным ведомством.

Реестр как инструмент антимонопольного контроля. Реестр составляется чтобы иметь информационную базу о наибольших субъектах рынка и осуществлять контроль соблюдение ими антимонопольного законодательства. В реестр в обязательном порядке попадают предприятия, являющиеся единственными производителями в Российской Федерации отдельных видов продукции. Количество включенных в реестр фирм зависит от границ товарного рынка, на котором определяется их часть. Чем детальнее рассматривается номенклатура продукции, тем больше фирм возможно включено в реестр. Антимонопольные органы выявляют предприятия, имеющие большую часть только в производстве самая важной для экономики, структурообразующей и социально значимой продукции.

Все товарные рынки возможно, с оговорками, поделить на три типа:

с развитой борьбой — рынки главных видов продовольствия, зерна, растительного масла, и рынки транспортного, строительного и машиностроительного комплексов;

олигополистические с маленьким числом производителей — рынки отдельных товаров долгого пользования (машины, компьютеры, бытовая техника). Они особенно тяжело поддаются демонополизации, по причине того, что при формальном отсутствии доминирования какого-либо из производителей создаются удобные возможности для монополистического сговора, что юридически доказать достаточно сложно;

монополизированные, а также рынки естественных монополий.

Структура товарных рынков, уровень и характер монополизации экономики изменяются в следствии приватизации, либерализации стоимостей, открытия внутреннего рынка для интернациональной борьбы, санации и банкротства убыточных фирм, регулирования естественных монополий.

Александр Палагин, помощник начальника представительства ЯНАО в Петербурге


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: