Вопрос 29: методы сбора социологической информации.

Способ анализа документов представляет собой систематическое изучение документов, направленное на получение информации, значимой для целей изучения. Документом в конкретном социологическом изучении именуют намерено созданный автором(коммуникатором) материальный либо виртуальный (компьютерные файлы)предмет, предназначенный для фиксации, хранения и передачи информации. Не являются документами предметы, каковые не предназначены специально для передачи информации. Документальной в социологии именуют любую данные, фиксированную в печатном либо рукописном тексте, на компьютере и любом другом носителе информации.

Документы в один момент содержат в себе два рода информации:

данные о фактах, событиях, итогах деятельности;

авторскую позицию, оценку этих фактов, которая представлена в содержании документа, а также в его структуре, стиле, средствах выражения.

Главное назначение способа — извлечь содержащуюся в документе данные об изучаемом объекте, зафиксировать ее в виде показателей (категорий анализа), выяснить ее надежность, достоверность, значимость для целей изучения, выработать с ее помощью объективные и субъективно-показатели и оценочные характеристики исследуемого процесса. Эти задачи, решаемые в ходе анализа документов, в один момент дают представление об этапах его применения.

Существуют определенные правила работы с документами, каковые обязан знать социолог:

направляться отделить факты от оценок в документе;

нужно проверить информации и достоверность источника из него;

направляться контролировать выводы, полученные из информации, собранной способом анализа документов посредством применения нескольких источников документальной информации, или используя другие способы сбора социологических данных.

Способ социологического наблюдения — способ сбора первичной социологической информации, осуществляющийся, методом прямой регистрации и непосредственного восприятия событий, значимых с позиций целей изучения. Такие события именуются единицами наблюдения. Главной изюминкой способа есть то, что происходит прямая регистрация событий очевидцем, а не опрос свидетелей совершившегося события.

В зависимости от положения (позиции) наблюдателя различают следующие разновидности этого способа.

наблюдения, в ходе которых наблюдатель не вступает в общение с участниками группы, а регистрирует события как бы со стороны. Это простое наблюдение;

наблюдатель может частично вступать в общение, действия группы, сознательно ограничивая контакты. Это промежуточная разновидность наблюдения;

включенное наблюдение имеет место тогда, в то время, когда наблюдатель включается в действия группы всецело, т. е. имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и разбирает события изнутри. Включенное наблюдение может производиться открытым методом либо же инкогнито. Вероятен еще один вариант — так именуемое стимулирующее наблюдение, в ходе которого исследователь формирует некую экспериментальную обстановку, с целью распознать такие состояния объекта, каковые в простой обстановке не наблюдаются;

самонаблюдение- наблюдатель регистрирует факты собственных действий, состояний. Практикуется, в большинстве случаев, для изучения поведения людей в совсем новых, необыкновенных условиях.

Опыт — своеобразный способ, основанный на контролируемом сотрудничестве исследователя с исследуемым объектом в заблаговременно заданных условиях. В опыте возможно получить данные в искусственно созданной обстановке, что отличает данный способ от простого наблюдения.

Социологический опыт в корне отличается от естественно-научного. Изюминкой последнего есть то, что объектом выступает материальный мир, исследуемый посредством определенного прибора либо инструмента, т.е. экспериментатор, говоря словами Г. Гегеля, «действует против природы посредством самой природы», в то время как социологический опыт — это совместная деятельность испытуемых и социолога, направленная на изучение какой-либо особенности личности, группы.

Этот способ используется при проверке догадок довольно причинных связей между социальными явлениями. Наряду с этим сравниваются два сложных явления, различающиеся тем, что в первом присутствует некая гипотетическая обстоятельство, а во втором она отсутствует. В случае если под действием экспериментатора в первом отмечается изменение, а во втором — нет, то догадка считается доказанной. Экспериментальное изучение в социологии отличается от способов вторых наук тем, что экспериментатор деятельно манипулирует свободной переменной. В случае если в применении не экспериментальных способов, в большинстве случаев, все группы для исследователя равноценны, то в опыте в большинстве случаев участвуютосновная и контрольная группы испытуемых.

Благодаря различного уровня разработанности той либо другой недостатка информации и научной проблемы о связи зависимой и свободной переменных выделяют два главных типа опытов:

§ исследовательский, что проводится в том случае, в то время, когда неясна причинная связь между зависимой и свободной переменными и опыт направлен на диагностику догадки о наличии причинной связи между двумя явлениями;

§ подтверждающий, что проводится, в случае если сообщение узнана заблаговременно и выдвигается догадка о содержании связи. Тогда в опыте эта сообщение раскрывается и уточняется.

Экспериментатор обязан располагать нужной информацией по изучаемой проблеме. По окончании формулировки неприятности определяются главные понятия, содержащиеся в особой социологических словарях и научной литературе. При работе с литературой не только уточняется неприятность, но и вырисовывается замысел изучения, появляются новые догадки. Потом определяются переменные в терминах экспериментальной процедуры; прежде всего выделяются внешние переменные, каковые смогут значительно повлиять на зависимую переменную.

Отбор испытуемых обязан отвечать требованию репрезентативности, т.е. производиться с учетом чёрта главной совокупности, в противном случае говоря, состав экспериментальной группы обязан моделировать эту совокупность, потому, что выводы, приобретаемые в следствии опытов, распространяются на население в целом.

Вопрос 30: Опрос

Опрос — способ получения первичной социологической информации, основанный на устном либо письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, содержание которых воображает проблему изучения.

Методические правила конструирования вопросника. Содержание вопросов, их формулировка, взаимосвязь и последовательность в структуре вопросника должны отвечать двум требованиям.

Первое требование: вопросы должны быть нужными и достаточными для обеспечения эмпирической проверки догадок изучения, для ответа его познавательных задач. Для каждого вопроса анкеты должна быть выяснена его познавательная задача, его искомая информация.

Второе требование: нужно учитывать социально-психотерапевтические изюминки опрашиваемых, выступающих источником информации.

Приступая к разработке вопросника, социолог решает задачу другого уровня — как сформулировать вопрос, для получения искомой информации

Виды вопросов.

По отношению к цели изучения они классифицируются — программно-тематические (из ответов строятся выводы об изучаемом явлении)и процедурные (предназначенные для оптимизации хода опроса) вопросы. В зависимости от целей, с которыми задаются вопросы, они подразделяются на содержательные и функциональные. По содержанию различают вопросы о знаниях, поведении, мнениях, установках, мотивах, а в зависимости от предметной специфики изучаемых переменных — вопросы о труде, досуге, политике, семье, спорте и т.д.

По отношению к личности респондента различают — прямые(к примеру, “Что Вы думаете о…?”, “Чем Вы предпочитаете заниматься в свободное время?” и т.д.), косвенные (к примеру, “Тут приведены три разных мнения о событии Х. Какое из них Вы вычисляете самые справедливым?” и т.д.), нейтральные, не нарушающие психотерапевтического комфорта респондента при формировании ответа.

По предметному содержанию различают — вопросы, касающиеся предметной специфики изучаемого явления и собирающие сведения о респонденте.

По степени стандартизации ответов — различают закрытые (предполагающие выбор респондентом нужного ответа среди предложенных вариантов), полузакрытые (дающие возможность респонденту или выбрать ответ среди предложенного комплекта ответов, или дополнить его своим вариантом ответа), открытые (респондент обязан дать ответ самостоятельно).

По конструктивным изюминкам различают — дихотомические (несущие взаимоисключающий темперамент ответов), поливариантные (комплект вариантов предполагает любое их сочетание в ответе), шкальные вопросы.

По функциональному назначению различают — вопросы-фильтры (разрешающие выделить часть опрощеных по определенному показателю), контрольные и наводящие (вспомогательные) вопросы.

Функциональные вопросы решают разные задачи по управлению ходом опроса, его психотерапевтической воздухом, логической строгостью.Необходимость в вопросах-фильтрах появляется тогда, в то время, когда искомая информация возможно взята не от всей совокупности опрашиваемых, а лишь от некоей ее части. Чтобы отделить носителей информации, т.е. тех, кому направляться задать отдельные специальные вопросы, и задается вопрос-фильтр.

Любой таковой специальный блок вопросов раскрывается вопросом-фильтром, имеющим отсылку, показывающую на то, к заполнению какого именно вопроса направляться переходить интервьюеру, дабы выделить носителей нужной информацим.

Цель контрольных вопросов — распознать устойчивость либо непротиворечивость ответов респондента.
Для респондента вопросы смогут быть сложными и несложными. самая популярная композиция вопросника связана с выделением трех фаз в ситуации опроса: вступительной, главный и последний.

Различаются две главных формы опроса: анкетирование и интервьюирование. При анкетировании опрашиваемый самостоятельно принимает текст вопросника н сам его заполняет. При интервьюирования в роли посредника между респондентом и текстом вопросника выступает интервьюер, что воображает авторов изучения и реализует цели изучения в ситуации опроса.

Анкетирование. Анкета (от франц. enguete — расследование) это упорядоченный по форме и содержанию комплект высказываний и вопросов в виде опросного страницы, вопросника

При разработке анкеты нужно выполнять следующие правила:

Содержание анкеты должно быть подчинено задачам и теме изучения. Респондент не должен решать на протяжении опроса непростых задач, отнимающих у него большое количество времени.

Главные виды анкетирования:

По числу опрашиваемых различают групповое и личное анкетирование.

По месту проведения выделяют анкетирование дома, на работе и в целевых аудиториях (визитёры магазинов, выставок и т.п.).

По методу распространения анкет различают: раздаточную анкету (раздается респондентам самим анкетером); почтовую (рассылается по почте) и прессовую (публикуется в газете либо издании).

Разные сочетания названных показателей смогут образовывать множество разновидностей анкетного опроса.

Примером группового анкетирования могут служить опросы школьников в классах.

При применении личного анкетирования посредством раздаточной анкеты анкетер или вручает анкету респонденту, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, или, растолковав цели опроса и правила заполнения, ожидает заполнения анкеты.

Почтовый опрос кроме этого достаточно популярный способ опроса громадных совокупностей людей.

Интервью. Интервьюирование — метод проведения социологических опросов как целенаправленной беседы интервьюера и опрашиваемого.

Различаются пара видов интервью.

Стандартизованное и свободное интервью в зависимости от того, как жестко и детально созданы для интервьюера правила установления контакта с респондентом, их формулировка и последовательность вопросов, возможности на протяжении беседы принимать личные методические ответы. Степень стандартизации интервью определяется целями изучения, характером ожидаемой информации и количеством выборки.

Направленное (фокусированное) интервью — следующая ступень к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и опрашиваемого.

Свободное интервью предполагает предварительную разработку примерных главных направлений беседы с респондентом.

Использование технических средств, при проведении опросов связано с применением вместо анкет, напечатанных на бумаге, “электронных” анкет — текст анкеты считывается с экрана портативного компьютера. Второе направление — это телефонное интервью.

Не считая минимального инструктивного материала в тексте вопросника нужен особый документ “Инструкция интервьюеру”. Простая структура таковой инструкции:

объяснение задач и целей изучения; создание мотивации на добросовестную работу; объяснение роли, задач, обязанностей, прав и ответственности интервьюера; правила поиска респондента, установление контакта с ним и получение согласия на интервью, т.е. примерный текст вступительной беседы, описание вероятных обстановок при установлении контакта и поиске респондента с ним и способов их решения (отказ от интервью, вопросы по поводу выборки, правила замены и т.п.);

организация обстановки интервью (указание времени, повторные визита, устранение влияния третьих лиц и т.п.); правила заполнения отдельных видов вопросов; правила стимулирования внимания респондента; правила завершения беседы.

PT513 Rus 36. сбор и Планирование нужных данных. Проведение изучения в Мюнхене.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: