Вопрос 30. средства и методы регулирования конфликтами.

Управление конфликтом — это целенаправленное, обусловленное объективными законами действия на процесс его динамики в интересах развития либо разрушения той социальной совокупности, к которой имеет отношение данных конфликт.

-Управление конфликтами — процесс, что включает следующие этапы:

-оценка и Прогнозирование конфликтов их функциональной направленности;

-Предупреждение либо стимулирование конфликта;

-Регулирование конфликта;

-Разрешение конфликта.

Прогнозирование конфликта — это один из наиболее значимых видов деятельности субъекта управления, направленный на выяснение его обстоятельств в потенциальном развитии. Главным источником прогнозирования распрей есть изучение объективных и субъективных факторов и условий сотрудничества между людьми их лично-психотерапевтических изюминок. В коллективе, к примеру, такими условиями факторами смогут быть: стиль управления, уровень социальной напряженности, социально — психотерапевтический климат, лидерство и микро группы и другие социально — психотерапевтические явления. Особенное место в прогнозировании распрей занимает постоянный анализ конфликтных обстановок. Своевременное обнаружение конфликтных обстановок разрешает в полной мере определенно спрогнозировать развитие их в конфликты и тем самым наметить меры по их предупреждению либо снятию.

Предупреждение конфликта — это вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение его происхождения. Предупреждение распрей основывается на их прогнозировании. В этом случае на базе взятой информации о обстоятельствах зреющего нежелательного конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации действия по нейтрализации действия всего комплекса детерминирующих его факторов. Как в ходе прогнозирования, особенное значение по предупреждению распрей занимает работа с конфликтными обстановками. Своевременное устранение конфликтной обстановке перед тем, как она будет понята какими – или субъектами социального сотрудничества, ведет к предупреждению конфликта, прекращает его в зародыше. В этом случае мы имеем дело с своевременным предупреждением конфликта. Но конфликты возможно предотвратить и предупредительными мерами, осуществляя в целом действенное управление социальной совокупностью. В этом случае управление конфликтом (среди них и предупреждение конфликта) есть составной частью неспециализированного процесса управления в данной совокупности. Главными дорогами для того чтобы предупреждения распрей в организации возможно:

Постоянная забота об удовлетворении запросов и нужд сотрудников;

расстановка и Подбор сотрудников с учетом их личных психотерапевтических изюминок;

Соблюдение принципа социальной справедливости в произвольных ответах, затрагивающих личности и интересы коллектива;

Воспитание сотрудников, формирование у них высокой психолого — педагогической культуры общения и д.р.

Стимулирование конфликта — это вид деятельности субъекта управления, направленный на провокацию, вызов конфликта. Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам, потому что объективные обстоятельства зреющего конструктивного конфликта со временем смогут породить деструктивные конфликты. Средства стимулирования распрей смогут быть самые различные:

Вынесение проблемного вопроса для дискуссии на собрании, заседании, семинаре и т.п.;

Критика в ситуации на заседании;

Выступление с критическим материалом в средствах массовой информации и т.д.

При стимулировании конфликта начальник должен быть готов к его конструктивному управлению. В случае если нет средств и достаточных сил удержать инициированный конфликт под контролем, то не следует предпринимать действий по его стимулированию. Это нужное правило в управлении конфликтами, нарушение которого, в большинстве случаев, ведет к печальным последствиям.

Регулирование конфликта — это вид деятельности субъекта управления, направленный на его ограничение и ослабление, обеспечение его развития в сторону разрешения. Регулирование, как процесс, включает в собственный содержание три этапа, каковые принципиально важно учитывать в управленческой деятельности.

Первый этап. Признание действительности конфликта конфликтующими сторонами.

Второй этап. Лигитимизация конфликта, другими словами соглашение между конфликтующими сторонами признать и выполнять правила и установленные нормы конфликтного сотрудничества.

Третий этап. Институциализация конфликта, тесть создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного сотрудничества.

Помимо этого, в ходе регулирования конфликта принципиально важно учитывать кое-какие технологии

Наименование разработок Главное содержание
Информационные Ликвидация недостатка информации в конфликте Исключение из информационного поля фальшивой, искаженной информации, устранение слухов и т.д.
Коммуникативные Организация общения между субъектами конфликтного сотрудничества и их приверженцами Обеспечение действенного общения
Социально психотерапевтические Работа с неформальными фаворитами и микрогруппами Понижение социальной напряженности и упрочнение социально – психотерапевтического климата в коллективе
Организационные Ответ кадровых вопросов наказания методов и Использование поощрения Изменение условий сотрудничества сотрудников и т.д.

Разрешение конфликта – это вид деятельности субъекта управления, который связан с его завершением. Разрешение это последний этап управления конфликтом. Разрешение конфликта возможно полным либо неполным. Полное разрешение конфликта достигается при устранении конфликтных предмета ситуаций и причин конфликта. Неполное разрешение конфликта происходит тогда, в то время, когда устраняются не все обстоятельства либо конфликтные обстановки. При таких условиях неполное разрешение конфликта возможно этапом на пути к его полному разрешению.

Разрешение распрей

Стратегия выхода из конфликта представляет собой главную линию поведения оппонента на протяжении ответа конфликта.

Выделяют пять главных стратегий ( К.Томас): соперничество, компромисс, сотрудничество, уход, приспособление.

Соперничество содержится в навязывании второй стороне удачного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предлагаемого ответа; выгодности результата для всей группы либо организации, а не для отдельного лица либо микрогруппы; важность результата борьбы для того, кто поддерживает эту стратегию; отсутствие времени на договоренность с оппонентом. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных обстановках, при недостатке времени и высокой возможности страшных последствий.

Компромисс пребывает в жажде оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части требований, каковые ранее выдвигались, готовностью признать претензии второй стороны частично обоснованными, готовностью забыть обиду. Компромисс действен в случаях: понимания оппонентом, что он и соперник имеют равные возможности; наличия взаимоисключающих заинтересованностей; удовлетворения временным ответом; угрозы утратить все.

Приспособлениеили уступка, рассматривается как вынужденный либо необязательный отказ от борьбы и сдача собственных позиций. Принять такую стратегию оппонента вынуждают разные мотивы: осознание собственной неправоты, необходимость сохранения хороших взаимоотношений с оппонентом, сильная зависимость от него; несерьезность неприятности. Помимо этого, к такому выходу из конфликта приводит большой вред, что нанесен в ходе борьбы, угроза еще более важных негативных последствий, отсутствие шансов на другой итог, давление третьей стороны.

Уход от решения проблемы либо избегание, есть попыткой выйти из конфликта при минимальных утратах. Отличается от подобной стратегии поведения на протяжении конфликта тем, что оппонент переходит к ней по окончании попыток реализовать собственные интересы посредством активных стратегий. Фактически, речь заходит не о ответе, а о угасании конфликта. Уход возможно в полной мере конструктивной реакцией на долгий конфликт. Избежание, используется при отсутствии сил и времени для устранения противоречий, рвение победить время, наличия трудностей в определении линии собственного поведения, нежелании решать проблему по большому счету.

Сотрудничество считается самая эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает рвение оппонентов к конструктивному дискуссии неприятности, рассмотрение второй стороны не как соперника, а как союзника в поиске ответа. самоё эффективным есть в обстановках сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих проигнорировать различия во власти; важности ответа для обеих сторон; беспристрастности участников.

Выбор стратегии выхода из конфликта зависит от разных факторов. В большинстве случаев они показывают на индивидуальные изюминки оппонента, уровень нанесенного ему собственного ущерба и ущерба, наличие ресурсов, статус оппонента, вероятные последствия, серьезность решаемой неприятности, длительность конфликта.

самые вероятным есть применение компромисса, по причине того, что шаги навстречу, что делает хотя бы одна из сторон, разрешают достигнуть ассиметричного (одна сторона уступает больше, вторая — меньше) либо симметричного (стороны делают приблизительно равные обоюдные уступки) согласия.

Изучение разрешения распрей между начальником и подчиненным продемонстрировало, что треть этих распрей заканчивается компромиссом, две трети — уступкой (в основном подчиненного) и лишь 1-2% распрей завершаются методом сотрудничества. В конфликтах между начальником и подчиненным в 60% обстановок глава прав в претензиях к подчиненному (через упущение в работе, недобросовестное выполнение обязанностей, неосторожность). Исходя из этого большая часть начальников последовательно применяют в конфликте стратегию соперничества, получая от подчиненного желаемого поведения.

Еще в 1942 г. американский социальный психолог М. Фолет говорила о необходимости разрешения (урегулирования) распрей, а не их подавления. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под интеграцией понималось новое ответ, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не претерпит важных утрат. В будущем этот метод разрешения конфликта стал называться «сотрудничество».

В базе компромисса лежит разработка уступок к сближению либо торг. Компромисс имеет следующие недочёты: споры по поводу позиций сторон приводят к сокращению сделок; создается база для уловок; вероятное ухудшение взаимоотношений, по причине того, что смогут быть угрозы, давление, прекращение контактов; при наличии нескольких сторон торг усложняется и т. п.

Не обращая внимания на это, в реальности компромисс используется довольно часто. Для его успехи возможно рекомендована техника открытого беседы, которая содержится в том, дабы: предложить прекратить конфликт; признать собственные неточности, уже сделанные в конфликте, они, возможно, имеется и признать их для вас практически ничего не следует; сделать уступки оппоненту, где это быть может, в том, что в конфликте не есть главным. В любом конфликте возможно отыскать пара мелочей, в которых нетрудно уступить. Возможно уступить в важных, но не принципиальных вещах, высказать пожелания относительно уступок, нужных со стороны оппонента, они, в большинстве случаев, касаются главных заинтересованностей в конфликте; нормально, без негативных чувств обсудить обоюдные уступки, при возможности и необходимости скорректировать их; в случае если удалось договориться, то как-то зафиксировать, что конфликт исчерпан.

Стиль сотрудничества целесообразно осуществлять по способу принципиальных переговоров.

Отделение людей от неприятности: разграничение отношения с оппонентом и неприятности; поставьте себя на место оппонента и не потворствуйте своим опасениям; показывайте готовность разобраться с проблемой; будьте жёсткими к проблеме и мягкими к людям.

Внимание к заинтересованностям, а не к позициям: задавайте вопросы «из-за чего?» и «из-за чего нет?»; фиксируйте базисные интересы; ищите неспециализированные интересы; растолковываете важность и жизненность ваших заинтересованностей; признайте интересы оппонента частью неприятности.

Предлагайте взаимовыгодные варианты: не ищите единого решения проблемы; отделите поиск вариантов от их оценки; расширяйте круг вариантов решения проблемы; ищите обоюдную пользу; выясняйте, что предпочитает вторая сторона.

Применяйте объективные параметры: будьте открыты для аргументов второй стороны; не поддавайтесь давлению, а лишь правилам, для каждой части неприятности применяйте объективные параметры; применяйте пара параметров; применяйте честные параметры.

Сочетание стратегий определяет метод устранения противоречий, что лежит в базе конфликта.

Метод Ответа Распрей | техники | способы | переговоры | Конфликторинг | ТРИЗ | Медиация


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: