Вопрос № 45 категориальный аппарат социальной работы, основные тенденции развития

Наровне с наличием объекта, предмета, способов изучения, любую науку характеризует наличие определённого понятийного аппарата. В отличие от естественного разговорного языка, обслуживающего потребности повседневной судьбе и обыденного сознания, язык науки обязан отвечать последовательности особенных требований.В первую очередь, должно бытьчётко найдено значение научных терминов.Не допускается неопределённости, т.к. это ведет к непониманию учёными друг друга либо неверному пониманию в ходе передачи и научного общения научной информации. Исходя из этого в науке громадное внимание уделяется уточнению и определению значения научных терминов.

Не обращая внимания на юность университета опытной социальной работы, на данный момент она располагает определённым понятийным инструментарием, что широко применяется в практике и теории социальной работы. В силу полидисциплинарногого характера социальной работы она обращается к понятиям самых различных дисциплин.

Целый арсенал понятий социальной работы возможно классифицировать по разным параметрам. Классифицируя понятия по степени общности, возможно выделить четыре группы понятий, применяемых социальной работой.

Как любая научная дисциплина социальная работа применяет философские и общенаучные понятия для самого неспециализированного описания объекта, целей, задач, сотрудничества собственных субъектов. Ко мне смогут быть отнесены понятия совокупность, элемент, часть, целое, обстоятельство, следствие, закономерность и др.

Понятия социальных наук снабжают более конкретное описание субъектов социальной работы, их сопряжение и взаимодействие с публичными ресурсами в рамках определённой культурной и социальной среды. Понятия субъект, индивид, общность, университет, потребности, мотивы, цель, деятельность, общество, культура, поведение и многие другие разрешают социальной работе детально и всесторонне разглядывать и обрисовывать собственные объекты.

Понятия смежных дисциплин, более совершенно верно обозначающие процессы, являющиеся объектом социальной работы, берут начало в разных разделах социологии, психологии, педагогики, правоведения. К ним возможно отнести понятия социализации, социальной нормы, социального отклонения, отклоняющегося поведения, реабилитации и т.д.

Кое-какие понятия, применяемые в основном социальной работой, обозначают субъектов социальной работы и связанные с ними социальные явления. К ним возможно отнести такие понятия, как социальное сиротство, социально страшное положение, тяжёлая жизненная обстановка и т.д. Они не просто фиксируют некое явление либо проблему, но оценивают их как требующие вмешательства.

Понятия, характеризующие фактически социальную работу со своей стороны кроме этого возможно классифицировать по определённым параметрам. В первую очередь, возможно выделить понятия, раскрывающиесущность, направления и структуру самой социальной работы. Ко мне относятся понятия личная СР, групповая СР, мобильная СР и т.п.

Нереально обойти вниманием и самые общие понятия, отражающие сущность социальной работы. Кроме центрального понятия «социальная работа» ко мне стоит отнести соцзащита, социальное обеспечение, социальная помощь, социальное обслуживание, социальная реабилитация,обозначающие направления и различные формы социальной работы.

Потом, возможно сказать о понятиях, каковые выделены в соответствиис разными типами клиентов – СР с семьёй, СР с старыми гражданами, СР с безработными и т.д.

Следующую группу понятий выделяют в зависимости от той сферы социальной практики, в которой осуществляется социальная работа. Сюда можно отнести понятия, отражающие специфику СР в здравоохранении, образовании, пенитенциарных учреждениях, социальную работу в армии.

Кроме этого, требуют развития понятия, отражающих специфику социальной работы в разных обстановках – в территориях техногенных трагедий, экологического бедствия, национальных распрей, эпидемий.

Потому, что социальная работа находится в ходе динамичного развития, методов новых деятельности и поиска форм, интенсивно начинается блок понятий, отражающий её технологический нюанс, принципы и методы опытной социальной работы. Скажем, понятие активное слушание свидетельствует выделено внимательное отношение к клиенту в ходе беседы либо консультирования, эмоциональную открытость, помощь клиента, каковые помогли бы ему честно поделиться собственными проблемами со экспертом. Понятие центрирование на клиентеозначает сосредоточение внимания эксперта и его интеллектуального потенциала на проблемах клиента. Понятие вмешательство свидетельствует всякое опытное целенаправленное действие социального работника на клиента либо его обстановку с целью добиться хороших трансформаций.

Разумеется, что находясь в ходе становления, опытный и научный язык социальной работы сталкивается с неизбежными трудностями. К задачам развития понятийного аппарата социальной работы, первым делом, необходимо отнести поиск, создание, введение новых терминов, каковые имели возможность зафиксировать и органично отразить многие прекрасно привычные из опыта социальные явления. На данный момент в социальной работе отмечается большой понятийный и терминологический недостаток.

Одна из неприятностей, которая связана с ним – не всегда оправданные и продуманные заимствования терминов из зарубежных языков. Само собой разумеется, заимствования – это один из дорог развития научного языка, и в некоторых обстановках они неизбежны и вероятно нужны. Но во многих случаях происходит совсем неоправданное и не обоснованное настоящей необходимостью заимствование иноязычных терминов – в том месте, где возможно и необходимо обходиться ресурсами русского.

«Эра Сталина» — курс Олега Хлевнюка


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: