Вопрос 5. эффективность чистой монополии

Говоря об публичной эффективности монополии, создают ее сравнение с идеальной борьбой. Наряду с этим в центре внимания находятся показатели:

1) средние издержки производства;

2) цены на продукцию;

3) чувствительность к достижениям НТП.

4) величина прибыли.

В случае если разглядывать оба рынка в области теории, то монополия применяет ресурсы нерационально (не так полно, как это не редкость в условиях идеальной борьбе). Исходя из этого средние издержки у монополии выше, прибыли больше из-за отсутствия борьбы, следовательно, устанавливаемая цена существенно превосходит ту, которая сложилась бы на этом рынке, если бы данный рынок трудился в условиях идеальной борьбе.

Белорусский пример: когда-то в Беларуси был единственный оператор сотовой связи (компания ВЕЛКОМ). С появление новых игроков на рынке сотовой связи цены существенно снизились.

В целом, в случае если рассматривается одинаковая разработка производства, монополия менее рационально распоряжается ресурсами если сравнивать с идеальной борьбой. К примеру, тяжело представить для того чтобы предпринимателя на рынке капусты, что нанимал бы второго продавца, в случае если первый в полной мере справляется со своей работой. И снять в аренду лишнюю торговую площадь он не будет – в целях экономии издержек, для получения прибыли. А монополист может себе позволить и излишек рабочей силы, и производственных площадей, т.к. прибыль его громадна.

Но в реальности монополия применяет совсем иную разработку, более современную, основанную на достижениях научного прогресса, а потому менее ресурсоемкую. Такая разработка есть очень дорогой, и недоступной для идеальной борьбы.

Последние достижения науки и техники дают монополии возможность получать результата масштаба, что свидетельствует следующее: при громадных количествах производства компания получает понижения себестоимости единицы продукции. Потенциальные соперники знают, что они смогут войти в отрасль, но компания-старожил уже наполнила рынок недорогим товаром, исходя из этого возможности получить прибыль у новичка не громадны: совокупное предложение двух компаний приведет к излишку товара, необходимости понижения цены, сокращению прибыли.

К примеру, тяжело представить, что появление соперников у Белорусской железной дороги либо появление еще одной компании по добыче калийной соли в Беларуси привело бы к понижению издержек перечисленных монополий. Вот из-за чего в конечном итоге у монополии, с одной стороны, не так много потенциальных соперников, а с другой, ветхие компании расходуют часть собственной сверхприбыли на защиту собственного рынка (приобретение патентов, лицензий, лоббирование собственных заинтересованностей в органах власти).

Так, сравнение конкурентной фирмы и издержек монополии не дает однозначного ответа о преимуществах той либо другой рыночной структуры.

В одних случаях более действенной есть идеальная борьба, в других – чистая монополия.

Анализ рынков монополий в Беларуси говорит о том, что в некоторых из них эффективность низкая, т.к. появление соперников, по всей видимости, привело бы к понижению стоимостей. К примеру, этого возможно ожидать при развитии борьбы в таких монополиях, как ремонт лифтового оборудования, услуги прачечных, изготовление драгоценностей и др. Одновременно с этим появление новых компаний по транспортировке нефти и газа, электро- и водоснабжению вряд ли будет содействовать понижению тарифов и цен.

Внедрение достижений НТП в большинстве случаев сокращает издержки и содействует усилению рыночной власти компании-монополиста. А это есть для монополиста побудительным мотивом к внедрению новшеств.

В конечном счете, монополия достигает понижения средних затрат (за счет масштаба производства и внедрения достижений НТП) и устанавливает более большую цену, чем это было бы нужно для получения и возмещения затрат обычной прибыли. Эта сверхприбыль представляет собой экономическую прибыль монополии, которая распределяется среди узкого круга лиц — обладателей предприятия-монополиста.

В этом и состоят утраты для общества.

Но монополия играется ведущую роль в экономическом развитии и совершенствовании технологии. Ее сверхприбыль разрешает проводить научно-исследовательские работы, изучать публичные потребности, снабжать экономическую безопасность и т.п. К тому же монополист имеет возможность идти на больший риск, вкладывать деньги в развитие производства, не опасаясь риска убытков (Догадка Шумпетера).

Рис. 4.9. Недочёты и

10 ВОПРОСОВ НА СОБЕСЕДОВАНИИ И КАК НА НИХ ОТВЕЧАТЬ


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: