Вопрос 51 совершенная (свободная) конкуренция. несовершенная конкуренция

Идеальная борьба — это модель рынка, которая соответствует последовательности требований:

• наличие солидного числа независимо действующих соперничающих компаний, имеющих маленькую долю в отраслевом выпуске продукции (менее 1% неспециализированных продаж);

• конкурентные компании создают стандартизованную продукцию и, следовательно, отсутствуют основания для неценовой борьбы, клиентам безразлично, продукцию какой компании брать,

• конкурентные компании не смогут устанавливать рыночную цену, они лишь приспосабливаются к ней, это условие вытекает из первых двух,

• не существует никаких препятствий (законодательных, технологических, денежных и др.) для свободного вхождения новых компаний в отрасль и выхода из нее. Из характеристики идеальной борьбе вытекают следующие нужные для анализа предположения;

• потому, что цена для каждой компании есть данной, то оказать влияние на собственный доход компания может, изменяя количество продаж;

• линия цены имеется и линия спроса на продукцию конкурентной компании, что отражает полную эластичность спроса.

Несовершенная борьба – борьба в условиях, в то время, когда отдельные производители имеют возможность осуществлять контроль цены на продукцию, которую они создают.

Ограниченность идеальной борьбе ведет к тому, что большая часть настоящих рынков – это рынки несовершенной борьбе. Собственный наименование они взяли вследствие того что борьба, а, следовательно, и механизм рыночного авторегулирования, действуют на них несовершенно.

Самым неспециализированным показателем существования на рынке несовершенной борьбе есть несоблюдение хотя бы одного из показателей идеальной борьбе. Исходя из этого, предпосылками несовершенной конкуренцииявляются:

  • большая часть продаж на рынке у отдельных производителей;
  • неоднородность продукта;
  • наличие барьеров для входа в отрасль;
  • несовершенство информации;
  • участник борьбы в состоянии оказать яркое влияние на решение другого неэкономическими способами;
  • производители имеют возможность осуществлять контроль цены на продукцию, которую они создают;
  • присутствие монополии (наличие одного производителя) либо монопсонии (наличие одного клиента); вмешательство страны в функционирование рынка.

Любой из этих факторов в отдельности, либо все они совместно, содействуют нарушению рыночного авторегулирования. Отдельные компании покупают рыночную власть – смогут оказывать влияние на уровень цен и объем рыночного предложения. В случае если на рынке идеальной борьбе количество выпуска продукции компании не воздействует на уровень рыночных стоимостей, то на рынке несовершенной борьбе такое влияние существует – поведение компании делается значимым в масштабах отрасли.

Формы несовершенной борьбе

Существуют три модели рынков несовершенной борьбе:

чистая монополия (большая рыночная власть);

Чистая монополия — положение на рынке услуг и товаров, характеризующееся наличием лишь одного продавца данного вида товара либо услуги.

Характерными чертами данной обстановке являются: уникальность продукта, владение главными видами сырья, низкие средние затраты, патентные права, особенные привилегии (лицензии). Чистые монополии появляются в большинстве случаев в том месте, где отсутствуют альтернативы данному товару либо услуге, отсутствуют родные заменители.

Для чистой монополии характерен большой уровень стоимостей, предстоящий рост которых сдерживается лишь риском понижения спроса.

-олигополия (большая власть над рынком);

Олигополия — тип рыночной структуры несовершенной борьбе, в которой господствует очень малое количество компаний. Примерами олигополий возможно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Boeing», производителей машин, таких как «Мерседес», «БМВ» и др. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии.

-монополистическая борьба (власть над рынком минимальна).

Монополистическая борьба — тип рыночной структуры несовершенной борьбе. Это распространённый тип рынка, самый близкий к идеальной борьбе.

Монополистическая борьба есть не только самый распространённой, но и самый тяжело изучаемой формой отраслевых структур. Для аналогичной отрасли не может быть выстроено правильной абстрактной модели, как это возможно сделать в случаях чистой конкуренции и чистой монополии. Очень многое тут зависит от конкретных подробностей, характеризующих стратегию и продукцию развития производителя, угадать каковые фактически нереально, и от природы стратегического выбора, имеющейся у компаний данной категории.

5.8 Идеальная борьба в долговременном периоде и рыночная саморегуляция


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: