Вопрос 9.эллинистически-римская философия.

Философы периода эллинизма основное внимание обратили на решение проблем этики и морали, неприятности поведения отдельного человека в мире. Две ветхие авторитетные школы Аристотеля и Платона неспешно теряли собственный авторитет и лицо. Для философских школ, появившихся и развившихся во время эллинизма, характерно признание за рабами их людской преимущества а также возможности наличия у них высших мудрости и моральных качеств. Параллельно с упадком ветхих философских школ хорошей Греции во время эллинизма появлялись и развивались три новые философские совокупности — стоиков, скептиков и эпикурейцев.

Для стоиков и эпикурейцев — философия — учение о мудрости. Мудрость — не идеал знания, а нравственный образ судьбы.

Скептицизм

Главное учение – воздержание от суждения, от решительного предпочтения одного из двух противоречащих друг другу равносильных суждений. Родоначальник Пиррон. По его учению, философ — человек, что стремиться к счастью. Счастье может состоять лишь в отсутствии и спокойствии страданий. О любом методе познания нельзя сказать подлинный он либо фальшивый. Действительно философский метод отношения к вещам — воздержание от суждений о них.

Эпикуреизм — показалось в древнегреческой и римской философии, позднее во Франции в семнадцатом веке: учение, в соответствии с которому базой счастья человека есть удовлетворение жизненных потребностей, покой и разумное наслаждение.

Эпикурейство

Философское направление основанное Эпикуром. Создал школу в Афинах называющиеся “Сад Эпикура”.

Предпосылка этики — учение о природе — натурфилософия.

Он разделял собственный ученье на три части: теория познания (каноника), ученье о природе (физика), и этика. Э. не признавал независимой сокровище знания, а цель философии видел в достижении безмятежного состояния духа, свободы от страха, природных влечений и смерти. Базу знаний составляют чувственные восприятия, заблуждения же результат неточностей людской мысли. Э. разделял главные положения атомистического учения Демокрита. Но он ввел кроме этого идею о случайных отклонениях атомов от траектории их перемещения. Исходя из этого допущение о случайных отклонениях разрешало ему сказать о свободе воли. Душа, потому, что она, как и тело атомарна, гибнет и разлагается вместе с ним, исходя из этого, вычислял философ, ненужно, опасаются смерти, потому что «смерть не имеет к нам никакого отношения: в то время, когда мы имеется, то смерти еще нет, а в то время, когда смерть наступает, то нас уже нет». Единственное благо для человека – удовольствие, которое Э. осознавал как отсутствие страданий. Для того, что бы получить такое удовольствие, нужно устраниться от всех тревог, национальной деятельности, опасностей.

Стоицизм

Стоицизм – показалось в Греции и Риме: рационалистическое философское учение, которое в собственном объяснении законов перемещения мира, людской познания, этических норм и общественных отношений соединяло материалистическую базу с идеалистическим толкованием явлений. Стоицизм Зенона(ок. 336-264 гг. до н.э.). Стоицизм был не только самой распространенной, но и самой долговечной эллинистической философской школой.

Главным преимуществом стоики вычисляли невозмутимость и свободу от внешнего мира и от собственных страстей. Создали главные правила “науки смерти” — настоящий мудрец не должен опасаться смерти — это и имеется философия. Второй принцип стоиков — зависимость от рока, бесполезность сопротивления. Свобода — согласие и признание с роком, необходимостью. Необходимость — Всевышний. Человек ничего не имеет возможности поменять в порядке вещей. Человек всегда стремиться быть свободным, но в его силе лишь духовная свобода, другое не в его власти.

Школа киников.

Эти мыслители пробовали не только создать личный взор на мир, но и испытать на себе, те же взоры, каковые они проповедовали. Для киников основная цель – жить в соответствии со собственными убеждениями. Человек может опереться лишь на себя, на личные жизненные ресурсы.

Неоплатонизм

— направление древней философии позднего эллинизма (III—IV вв.), систематизировавшее главные идеи Платона с учетом идей Аристотеля. Личностной спецификой неоплатонизма есть учение о сохранении внутреннего спокойствия личности и ее защите от разного рода потрясений, характерных для данного периода истории Римской империи и связанных с ее распадом и дряхлением. Философской сердцевиной неоплатонизма есть разработка диалектики платоновской триады единое — ум — доведение и душа ее до космического масштаба.

2.5 Древняя философия: эллинизм — Философия для бакалавров


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: