Вопрос: философия просвещения.

Эра Просвещения в Европе сформировалась в особенных исторических условиях. Это были времена господства безотносительной монархии во Франции, переживавшей разрыв и кризис между системой власти и экономическим развитием, и ужесточение клерикализма (был отменен Нантский эдикт о веротерпимости). Источниками новых идей стали научная картина мира, развернутая Ньютоном, и британская социальная философия (Джон Локк, философия «здравого смысла») и французские мыслители и свободомыслящие писатели, такие как Пьер Бейль, Декарт и Монтескье. Идеи Просвещения в первую очередь сделали самый приоритетным философским вопросом проблему Веры и противоположности Разума и выдвинули в качестве одной из самых основных целей человечества культ Прогресса и Разума. В случае если британские философы, у которых в собствености сам термин «просветительство» были теоретиками так именуемого кабинетного характера, французские просветители представляли собой настоящее публичное перемещение, либо «партию» философов. Они увлекались политикой, имели выход на широкие слои населения и писали на французском языке, понятном тем, кто был научен грамоте. Главным принципом французских просветителей была убежденность в превалировании идей над обществом. Они считали, что идеи воздействуют на развитие общества, и дабы просветить общество, направляться в первую очередь просвещать людей. Философия Просвещения немыслима без для того чтобы, непременно, самого броского ее представителя, как Франсуа Вольтер. Действительно, он не создал собственной философской совокупности, а был известен, как борец с суеверием и фанатизмом, недаром его узнаваемый клич против засилья клерикализма Католической церкви «Раздавите гадину!» пережил века. Вольтер был по своим взорам деистом, он полагал, что существование Разума во Вселенной обосновывает обстоятельство и цель этого существования. Он кроме этого выступал против атеизма, считая, что отказ от Всевышнего ударит по морально-нравственным базам человечества. Вольтер пробовал популяризировать во Франции учение Ньютона о законах природы, и осуждал теорию «врожденных солипсизма» и идей Декарта Беркли. В теории познания Вольтер опирался на Локка и Френсиса Бэкона: знания базируются на опыте, но имеется и полные знания, такие, как математика, мораль, и понятие о Всевышнем. В области психологии философ разделял актуальное в то время учение о том, что человек есть разумным механизмом без души, но с интеллектом и инстинктом. Вторым абсолютным авторитетом, что создала философия Просвещения, и соперником Вольтера, есть Жан-Жак Руссо. самые известными его произведениями считаются «Размышления о происхождении неравенства между людьми», «Новая Элоиза» и «Общественный договор». Руссо думал, что основной движущей силой в человеке есть не разум, а эмоции, такие инстинкты, как Гений и совесть. Руссо осуждал современную ему промышленность и науку, уверяя, что они отделяют человека от природы, создавая ему неестественные потребности и отчуждая людей друг от друга. Задача философии – преодолеть данный разрыв и сделать человека радостным. В области истории Руссо разделял представление о «золотом веке», уничтоженном личной собственностью. Назад, само собой разумеется, уже, возвратиться запрещено, но возможно хотя бы частично исправить обстановку, заключив публичный контракт и создав общины равноправных небольших собственников, решающих все вопросы методом референдума. Руссо был кроме этого теоретиком «естественного воспитания» на лоне природы без ограничительных рамок, а в религиозном замысле придерживался идей личного опыта. Философия Просвещения представлена кроме этого плеядой французских материалистов – Ламетри, Гельвеций, Гольбах, Дидро. Гольбах в «Совокупности природы» сводил все явления к перемещению материальных частиц, а Ламетри связывал материю не только с перемещением, но и с эмоциями, предполагая наличие в психологии автоматизма («Человек – машина»). Они кроме этого поддерживали идею развития человека из неорганического «царства» через растительное и животное. Одним из отличительных показателей французского материализма данной эры есть его детерминизм: все подчиняется универсальным законам, нет ни случая, ни цели, а лишь следствия и причины. Познание, согласно их точке зрения, исходит из опыта, преобразуется в мышлении, а целью его есть совершенствование человека. Но главным условием знания являются ощущения, которыми мы «регистрируем» окружающий мир. Но, например, Дидро, в отличие от Ламетри, думал, что человек в таковой совокупности напоминает, скорее, не машину, а фортепиано, потому, что применяет такую совокупность знаков, как язык (а символы соответствуют клавишам фортепиано). В социальной философии материалисты придерживались взоров о разумном эгоизме, что может кооперироваться по неспециализированным заинтересованностям и без того приходить к морали и всеобщему интересу. Потому, что фактически все узнаваемые философы, которых дала миру философия Просвещения, соглашались между собой, что правильные идеи и здравый смысл формируют верное публичное устройство, они создали проект «Энциклопедии», главным администратором и идеологом которой был Дидро. Он сумел собрать совместно всех просветителей, как материалистов, так и деистов, дабы они написали статьи обо всех научных достижениях как в естественной, так и гуманитарной области, соединили прогрессивные взоры с критикой устаревших и дали картину людской разума в целом. Работа эта началась с громадным энтузиазмом, но после этого большая часть участников отошло от проекта как по обстоятельствам денежного, так и внутреннего характера. Оставшись один, Дидро смог довести данный труд до конца и издать все 52 тома «Энциклопедии», обобщившей все, чего достигла наука XVII-XVIII столетий

Философия эры. Просвещения. Философия. Урок 57


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: