Вопрос. какое суждение вы вынесете о человеке, который покупает железо и продает его по другой цене. будет ли эта сделка действительна?

Ответ на данный вопрос зависит от конкретной обстановки. Вероятно в нем затронута неприятность момента полного овладения предметом сделки. У ученых в этом вопросе два мнения:

  1. Запрещено реализовывать товар , пока он полностью не окажется во владении клиента, независимо от того, продукты питания ли это либо нет (‘Абдулла ибн ‘Умар, несколько саляфов). Они определяют момент, в то время, когда товар всецело окажется во владении клиента обычаями делового оборота.
  2. Другие утверждают, что это правило касается лишь продуктов питания, как приводится в хадисе:

?????? ??????? ???? ???????? ????? ???????? ????? ?????? ?????? ??????? ????????? ??????? ????? ?????????? ?????? ??????? ???????? ????????? ???? ???????? ???????? ????? ???????? ?????? ??????????

‘Абдуллах ибн Динар сообщил: «Я слышал, как Ибн Умар сказал: «Сообщил пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Не перепродавайте продукты питания до тех пор пока они полностью не окажутся у вас в собственности (другими словами не перенесете их с места первой сделки в второе место)» («Сахих» аль-Бухари, 1989).

Второй хадис с подобным смыслом передается в «Сахихе» аль-Бухари, номер 1991, от Ибн ‘Аббаса, где он додаёт:

????? ????? ???????? ????? ???????? ????? ?????? ?????? ????????

«Я считаю, что подобным образом нужно поступать со всеми видами товаров».

Но другие ученые отвечают, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, знал, что предметом сделок может являться не только продукты питания, но в собственном изречении выделил лишь продукты питания.

Но самый ближе к богобоязненности было бы не реализовывать любой товар, пока он полностью не окажется во владении клиента, другими словами не будет перенесен с места сделки.

Вопрос. Появился вопрос по поводу следующего хадиса:

???? ????? ????????? ????? ?????? ?????????? ??? ???????? ?????? ???????? ???? ??????? ??????? ????? ??????????? ????? ??????? ????? ??????????? ????? ??????????? ???????? ???????? ???? ??????? ???????? ??????? ????????? ???? ?????????? ????? ?????? ????????? ??????? ??????? ???????? ??????????? ??????????? ????????? ????????? ??????? ?????? ????????? ??????? ???? ??????? ???????? ??????????? ??????? ???? ?????????? ??? ??????????? ???????? ??????????? ???????? ??? ?????? ???????? ????????? ???? ?????????? ??????? ??????? ?????? ???????? ??????? ??????? ?????? ??????? ???????? ????????? ??????? ???? ?????? ????????? ??????????? ???????????? ???????????? ?????????? ?????????? ???????????? ???????????? ??????????? ??????????? ??????????? ??????????? ?????? ??????? ????????? ??????? ???????? ?????? ????? ???? ???????? ?????? ??????? ??????? ???????? ??? ???????? ???????? ?????? ??????????? ??????? ???????? ??????? ????? ??? ????? ??????? ?????????????? ???? ??????? ??????? ?????? ??????? ???????? ????????? ?????????? ???? ?????? ?????????? ???????????? ?????? ??????????? ?????? ??????? ????????? ???? ?????????? ????????? ?????????? ????? ????? ?????????????? ????? ????????? ???? ??????? ??????? ?????? ??????? ???????? ????????? ?????? ?????? ??????????? ???? ????? ?????? ?????? ??? ???????? ???? ??? ?????????? ??? ???????? ???????? ????????? ????? ???????? ????? ???? ???????? ?????????? ???????? ???? ???????????? ??????? ????? ?????? ???????? ???? ?????? ??????????? ???????????? ???? ???????? ??????? ???????????? ????????

От Абу Каляба передается: «Как-то в Шаме я был с людьми, среди которых был Муслим ибн Йасар. К нам подошел Абу Аш‘ас и сел. Я попросил его поведать хадис отечественного брата по вере ‘Убада ибн ас-Самата. Тот дал согласие и поведал: «Как-то мы были в походе во главе с Му‘авия и забрали довольно много трофеев, среди которых была серебряная посуда. В тот сутки, в то время, когда люди собрались для того, чтобы получить свою долю трофеев, Муавия приказал реализовать эту посуду, что и поспешили сделать люди (они реализовывали посуду за серебрянные монеты). Известие об этих сделках достигло ‘Убаду ибн ас-Самата, он поднялся среди людей и сообщил: «Я слышал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, запретил торговлю золото на золото, серебро на серебро, пшеницу на пшеницу, ячмень на ячмень, финики на финики, соль на соль, в случае если лишь эти товары не будут равны между собой по мере и весу и эта сделка будет происходить одновременно времени (другими словами без отсрочки). А тот, кто увеличил, тот впал в ростовщичество». Люди сразу же расторгли собственные сделки. Это дошло до Му‘авии, он поднялся и произнес речь: «Что произошло с людьми? Они говорят о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Мы были рядом с ним и не слышали от него ничего аналогичного!» Тогда У‘бада ибн ас-Самат опять поднялся и повторил собственные слова, конечно добавил: «Мы будем говорить о посланнике Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, даже в том случае, если это не очень приятно Му‘авии» («Сахих» Муслима, 2969).

Возможно ли реализовывать рис и пшеницу взаймы, либо расплачиваться за них нужно на месте?

Первоначально отмечу, что хадис включает в себя шесть видов товаров, и в этом хадисе собраны все их виды (в различных вторых хадисах говорится лишь о некоторых из них).

В сообщениях говорится о необходимости передачи этих товаров из рук в руки, другими словами в товар и его стоимостный эквивалент должны передаваться одновременно времени. Ученые по различному толкуют слова: «Из рук в руки».

Одни говорят, что это должен быть тот же самый момент, основываясь на хадисе, в котором для обозначения непосредственности употребляется междометие «ха», произносимое продавцом со значением «забери», и междометие «ха», применяемое клиентом со значением «забрал»:

???? ????? ??????? ???? ??????? ???? ?????? ?????????? ??????? ????????? ??????? ????????? ???????? ?????????? ???????? ???? ???????? ??????? ?????????????? ?????? ????????? ?????? ???????? ????????? ???????????? ??? ?????? ????? ????? ?????? ???????? ???????? ???? ?????????? ???????? ???????? ?????? ??????? ????????? ??? ??????????? ?????? ???????? ?????? ????? ??????? ??????? ?????? ??????? ???????? ????????? ????????? ??????????? ????? ?????? ????? ??????? ?????????? ?????????? ????? ?????? ????? ??????? ???????????? ???????????? ????? ?????? ????? ??????? ??????????? ??????????? ????? ?????? ????? ???????

Малик ибн ‘Аус поведал, что как-то захотел разменять сто золотых дирхамов. Тальха ибн ‘Убайдуллах подозвал его, они поторговались и сошлись на условиях сделки. Тальха повертел золото в руках и сообщил: «Но по окончании того, как придет отечественный казначей из Габы (местность неподалеку от Медины)». ‘Умар бин аль-Хаттаб, слышавший случившееся, сообщил: «Не отходи от него, пока не возьмёшь собственный, поскольку я слышал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил: «Обмен золота на золото есть ростовщичеством, в случае если лишь не предается из рук в руки (другими словами одновременно времени, без отсрочки), обмен пшеницы на пшеницу есть ростовщичеством, в случае если лишь не передается из рук в руки, обмен фиников на финики есть ростовщичеством, в случае если лишь не передается из рук в руки, обмен ячменя на ячмень есть ростовщичеством, в случае если лишь не передается из рук в руки» («Сахих» аль-Бухари, 2028).

В случае если же прошел момент, согласно точки зрения этих ученых, кроме того по обстоятельству того, дабы продавец потянулся к коробке, дабы дотянуться дополнительный товар, либо сделал другие перемещения, то в данной сделке уже имеется ростовщичество. Это вывод тех, каковые чрезмерно усложняют.

Но большая часть ученых разделяют точку зрения, что «из рук в руки» — это момент, пока продавец и покупатель не разошлись по окончании сделки, оставались в одном месте, поскольку в хадисе ‘Умар бин аль-Хаттаб попросил Малика не отходить от Тальхи, пока тот не возьмёт собственный.

Что касается прямого ответа на вопрос, то он возвращается к обстоятельству, по которым сделки с указанными товарами при определенных условиях становятся ростовщическими.

Обстоятельство в первых двух товарах — серебро и золото — они являются стоимостным эквивалентом.

Обстоятельство остальных — продукты питания.

В случае если же мы встречаем другие продукты, к примеру рис, масло, то наблюдаем на вторую обстоятельство. В случае если же мы встречаем другие товары, как, к примеру, железо, то наблюдаем на серебро и золото.

В случае если происходит обмен продуктов питания на стоимостный эквивалент, то по неспециализированному точке зрения ученых дано отдавать взаймы, но с условием, что срок долга и предмет сделки будет заблаговременно детально оговорен, поскольку приводится в хадисе, что мы будем детально разглядывать позднее:

???? ????? ???????? ?????? ??????? ????????? ????? ?????? ?????????? ?????? ??????? ???????? ????????? ???????????? ?????? ??????????? ??????????? ????????????? ???????????? ??????? ???? ???????? ??? ?????? ????? ?????? ????????? ???????? ????????? ????? ?????? ????????? ?????????? ??????? ?????????? ????????? ????? ?????????? ????? ????? ??????? ??????? ??????????? ??? ?????? ????????? ????? ?????? ????????? ?????????? ?????????? ?????????? ????????? ???? ????? ????? ??????? ???? ?????? ??????? ???? ??????? ???? ????? ???????????? ????? ???????? ????? ???????? ?????? ??????? ????????? ??????? ?????? ?????????? ?????? ??????? ???????? ????????? ??????? ??? ?????? ????????? ???????? ????????? ????? ?????? ?????????

Сообщается, что Ибн ‘Аббас сообщил: «В то время, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыл в Медину, среди людей было принято за финики расплачиваться за год либо за два вперёд (авансом), и он сообщил: «Пускай тот, кто начнёт платить за финики заблаговременно, платит за известную меру, узнаваемый вес и выяснит заблаговременно срок» («Сахих» аль-Бухари, 2086; «Сахих» Муслима, 3010).

The Great Gildersleeve: Iron Reindeer / Christmas Gift for McGee / Leroy’s Big Dog


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: