Вопрос: какова история публикаций «некрономикона»?

Как нам известно, арабской рукописи этого текста не сохранилось. Исследователь Идрис Шах бесполезно пробовал разыскать ее в библиотеках Деобунда в Индии, Аль-Азхара в Египте, и в библиотеке священного города Мекки. Латинский перевод был сделан во второй половине 80-ых годов XV века (а вовсе не в семнадцатом веке, как утверждает Лавкрафт) доминиканским монахом на данный момент Вормиусом. Вормиус, немец по происхождению, был секретарем первого Великого Инквизитора Испании, Томаса де Торквемады, и в полной мере возможно, что рукопись «Некрономикона» была обнаружена на протяжении преследований мавров, вынужденных под давлением правительства перейти в католичество; но вера этих новообращенных, конечно, была некрепка.

Со стороны Вормиуса было очень неразумно перевести и опубликовать «Некрономикон» в то время и в тех краях. Эта книга точно оказала на переводчика яркое впечатление, потому, что в итоге он был сожжен по обвинению в ереси по окончании того, как отправил экземпляр «Некрономикона» Иоганну Тритейму, аббату Спангейма (более известным под именем «Тритемий»); в сопроводительном письме находилась подробная и очень богохульная интерпретация нескольких фрагментов Книги Бытия. Фактически все экземпляры перевода Вормиуса были сожжены вместе с ним, не смотря на то, что мы не можем избавиться от подозрения, что как минимум одна копия должна была сохраниться в библиотеке Ватикана.

Около сотни лет спустя, во второй половине 80-ых годов шестнадцатого века, экземпляр латинского перевода Вормиуса неожиданно обнаружился в Праге. Врач Джон Ди, известный британский алхимик, пребывал в то время со своим ассистентом Эдуардом Келли при дворе императора Рудольфа II, обсуждая с ним замыслы по добыче алхимического золота. Келли приобрел данный экземпляр у так именуемого «Тёмного Рабби» — каббалиста Якоба Елиезера, что бежал в Прагу из Италии по окончании того, как его обвинили в занятиях некромантией. В те времена в Прагу стекалось множество волшебников, шарлатанов и алхимиков всякого рода, потому, что Рудольф покровительствовал адептам тайных наук. Чуть ли возможно представить себе второе место в Европе, более подходящее для очередного появления на свет текста «Некрономикона».

«Некрономикон» произвел на Келли заметное влияние: темперамент его видений в волшебном кристалле изменился и стал причиной необыкновенным явлениям, в следствии которых в доме Ди воцарился кошмар; Кроули интерпретирует это как первую попытку избранного сообщества людей установить контакт с сущностями «Книги Закона». Практически сразу после этого Келли расстался с Ди. Ди перевел «Некрономикон» на английский, но вопреки утверждениям Лавкрафта, данный перевод так и не был издан: рукопись попала в коллекцию Элиаса Ашмола, а после этого — в библиотеку Бодлея в Оксфорде.

Существует множество современных подделок, выдаваемых за настоящий текст «Некрономикона». Но их легко выявить по идеальному отсутствию в них воображения и интеллекта — качеств, которыми в избытке владел Альхазред.

Вопрос: Каково содержание «Некрономикона»?

Прежде всего, эта книга известна собственными рассуждениями об «изначальных временах». Альхазред имел доступ ко множеству сейчас потерянных источников и смог подробно изучить события, на каковые только намекают Книга Бытия, вымышленная прочие традиции и Книга Еноха. Возможно заявить, что для прояснения подробностей доисторических событий Альхазред пользовался вызывающими большие сомнения волшебными способами, но стремление и критический ум изучить скрытый суть мифологических и священных историй роднят его с греческими писателями V в. до н.э. (такими, как Фукидид). Рассуждения его выглядят на удивление современно, и этим, например, может разъясняться его нынешняя популярность. Он считал, что перед тем, как показался род человеческий, Почву населяли другие виды живых существ, и что человечество приобрело множество знаний благодаря встречам с существами иных «сфер». Он разделял с некоторыми неоплатонику веру в то, что звезды подобны отечественному Солнцу и около них обращаются невидимые с Земли планеты, на которых существуют особенные формы судьбы. Но эти верования Альхазред существенно усложнил и расширил метафизическими спекуляциями, воображающими эти формы судьбы частями космической иерархии духовной эволюции. Он был уверенный в том, что общался с этими существами — «Древними» — при помощи волшебных заклинаний, и даёт предупреждение о том, что эти ужасные силы ожидают часа, дабы возвратиться и снова заявить собственные права на Землю. Альхазред интепретирует это убеждение в свете Апокалипсиса Иоанна, но с другим финалом: победителем в великой войне, которая принесет на Землю опустошение, станет Зверь.

История некрономикона


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: