Вопрос. понятие и уровни методологии научного исследования (философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический).

Тема 3. Главные положения методики научного изучения

1. уровни и Понятие методики научного изучения (философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический).

2. предмет и Объект изучения методики научных изучений. Методика как совокупность способов и принципов организации изучения. Структура методологического аппарата.

3. Значение методики в изучении. Функции методики.

4. Соотношение понятий «методика», «способ», «методика».

вопрос. уровни и Понятие методики научного изучения (философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический).

Термин методологиягреческого происхождения и свидетельствует «учение о способе» либо «теория способа». В современной науке методология понимается в узком и широком смысле слова.

В широком смысле словаметодология — это совокупность самые общих, прежде всего мировоззренческих, правил в их применении к ответу сложных теоретических и практических задач, это мировоззренческая позиция исследователя.

Вместе с тем это и учение о способах познания, обосновывающее способы и исходные принципы их конкретного применения в познавательной и практической деятельности.

Методика в узком смысле слова — это учение о способах научного изучения.

Так, в современной научной литературе под методологией значительно чаще знают учение о правилах построения, способах и формах научно-познавательной деятельности,

Методика науки дает чёрта компонентов научного изучения:

— объекта,

— предмета,

— задач изучения,

— совокупности исследовательских способов,

— способов и средств, нужных для их решения,

— формирует представление о последовательности перемещения исследователя в ходе ответа научной задачи.

В структуре методологического знанияЭ. Г. Юдин выделяет четыре уровня методики научного изучения:

— философский,

— общенаучный,

— конкретно-научный

— технологический.

Содержание первого, высшего философского уровняметодологии составляют неспециализированные категориальный строй и принципы познания науки в целом. Методологические функции делает вся совокупность философского знания.

Второй уровень — общенаучная методика — воображает собой теоретические концепции, используемые ко всем либо к большинству научных дисциплин.

Третий уровень — конкретно-научная методика, т. е. совокупность способов, процедур и принципов исследования, используемых в той либо другой особой научной дисциплине.

Методика конкретной науки включает как неприятности, своеобразные для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более больших уровнях методики, к примеру неприятности системного подхода либо моделирование в педагогических изучениях.

Четвертый уровень — технологическая методика— составляет методика и техника изучения, т. е. комплект процедур, обеспечивающих получение точного эмпирического материала и его первичную обработку, по окончании которой он может включаться в массив научного знания.

На этом уровне методологическое знание носит ярко выраженный нормативный темперамент.

2 вопрос. предмет и Объект изучения методики научных изучений. Методика как совокупность способов и принципов организации изучения. Структура методологического аппарата.

Объектнаучного изучения — это совокупность связей, качеств и отношений исследуемого явления либо неспециализированная сфера поиска, что находится в поле зрения исследователя.

Предмет исследованияболее конкретный и включает в себя нюанс (ракурс) избранной проблематики, которая подлежит яркому изучению в данной работе, устанавливая границы научного поиска в объекте.

Между предметом и объектом в научном изучении существует взаимозависимость, как между целым и его составными, где целое осознается как объект, а его часть — как предмет. Потому, что одинаковый объект может исследоваться в нескольких качествах, то их выделение и образовывает предмет изучения.

Ключевые принципы методики познания:

— практики единства и принцип теории, каковые являются взаимообусловленными. Практика — критерий истинности того либо иного теоретического положения. Теория, не опирающаяся на практику, выясняется умозрительной, бесплодной. Теория призвана осветить путь практике. Практика, не направляемая научной теорией, страдает стихийностью, отсутствием должной целеустремленности, малоэффективностью.

— принцип объективности, что требует учета всех факторов, каковые характеризуют то либо второе явление. Мастерство исследователя содержится в том, дабы отыскать средства и пути проникновения в сущность феномена, не внеся наряду с этим ничего внешнего, субъективного. К примеру, в истории науки продолжительное время бытовало вывод, что объективная реальность, среди них и внутренний мир человека, непознаваема и что в лучшем случае эту действительность возможно познать, уловить лишь с помощью самонаблюдения, самосозерцания (таковой способ именуется интроспекцией). Конечно, что этот способ не соответствовал принципу объективности рассмотрения исследуемых явлений.

— принцип конкретности, что показывает на закономерности и существенные стороны объективных процессов и конкретные подходы к их оценке. Опыт убеждает, что запрещено глубоко изучить ту либо иную проблему подготовки будущих экспертов, идя лишь проторенными дорогами, следуя выработанным шаблонамине пробуя творчески преобразовать их.

— принцип развития, что пребывает в формировании научного знания с отображением различий, количественных и качественных трансформаций объекта познания;

— принцип закономерности, что испытывает недостаток в обусловленности явлений с учетом связей и отношений между ними.

Методологический аппарат включает в себя:

— принципыорганизации и проведения научного изучения;

— методынаучного изучения и методы определения его стратегии;

— научный аппарат: понятийно-категориальную базу научного изучения (актуальность, научную новизну, эвристическую сокровище, теоретическую и практическую значимость, проблематику, объект, предмет, догадку, цель и задачу).

Все составляющие научного поиска в совокупности являются основой методологического аппарата, исходя из этого под научным изучением знают целенаправленное познание, результаты которого представлены в виде совокупности понятий, законов, теорий.

Методику возможно разглядывать в двух срезах: как теоретическую, и она формируется разделом философского знания гносеология, так и практическую, — ориентированную на решение практических неприятностей и целенаправленное преобразование мира. Теоретическая пытается к модели совершенного знания (в заданных описанием условиях, к примеру, скорость света в вакууме), практическая же — это программа (метод), комплект способов и приёмов того, как достигнуть желаемой практической цели и не погрешить против истины, либо того, что мы вычисляем подлинным знанием. Уровень качества (успешность, эффективность) способа проверяется практикой, ответом научно-практических задач — другими словами поиском правил успехи цели, реализуемых в комплексе настоящих дел и событий.

В методологии возможно выделить следующую структуру:

  • основания методики: философия, логика, системология, психология, информатика, системный анализ, науковедение, этика, эстетика;
  • характеристики деятельности: изюминки, правила, условия, нормы деятельности;
  • логическая структура деятельности: субъект, объект, предмет, формы, средства, способы, итог деятельности, ответ задач;
  • временная структура деятельности: фазы, стадии, этапы.
  • решения выполнения задач и технология работ: средства, способы, методы, приемы.

Методика кроме этого делится на содержательную и формальную. Содержательная методика включает изучение законов, теорий, структуры научного знания, системы и критериев научности применяемых способов изучения. Формальная методика связана с анализом способов изучения с позиций логической формализованных подходов и структуры к построению теоретического знания, его аргументированности и истинности.

Видео 2 4 Структура научного знания эмпирический и теоретический уровни научного изучения


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: