Вопрос: проблема метода в философии. диалектика и метафизика.

Функции философии

Возможно выделить разные функции философии. Назовем главные

Мировоззренческая функция философии пребывает в ее способности давать картину мира в целом, объединять эти наук, искусств, практик.

Гуманистическая функцияфилософии кроме этого проявляется весьма ярко, реализуется она в предельно внимательном отношении к человеку. Хорошая философия полностью проникнута любовью к людям, людской преимуществу. В данной связи показательно, что философия не ограничивает себя научным подходом, а наровне с ним культивирует эстетический и этический подходы.

Практическая функция философии состоит, в первую очередь, в ее заботе о благе людей.

Методологическая функция философии пребывает в определении методов достижения какой-либо цели, к примеру действенного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики. В соответствии со спецификой философии речь заходит о таких способах, правилах действия, каковые владеют фундаментальным, а не узколокальным значением.

Прогностическая функция философии содержится в выдвижении догадок об неспециализированных тенденциях сознания и развития материи, мира и человека. Наряду с этим степень возможности прогноза, конечно, будет тем выше, чем больше философия опирается на науку.

Критическая функция философии. Принцип «подвергай все сомнению», со времен античности проповедуемый многими философами, именно и говорит о важности наличия и критического подхода определенной доли скепсиса по отношению к социокультурным ценностям и существующему знанию. Он играется антидогматическую роль в их развитии. Наряду с этим нужно выделить, что хорошее значение имеет конструктивная критика, а не слишком общий нигилизм.

Аксиологическая функция либо ценностная. Каждая философская совокупность содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с позиций самих разных сокровищ: социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т. п. Особенно остро эта функция проявляется в переходные периоды публичного развития, в то время, когда появляется неприятность выбора пути перемещения и поднимается вопрос, что направляться отбросить, а что сохранить из ветхих сокровищ.

Вопрос. Главный вопрос философии, две его стороны. Понятие идеализм и материализм, совершенное, первичное, вторичное. Гносеологические и социальные корни идеализма.

Главный вопрос философии не сходится целиком и полностью с ее предметом. Предмет философии представляет собой взаимодействия принципов человека и исследование взаимоотношения и мира в их общих чертях, в то время, как главный вопрос определяет, какой стороной это общее «развёрнуто» к человеку. В зависимости от ответа данного вопроса различают материалистические иидеалистические концепции, два главных направления философской мысли: идеализм и материализм.

Материализм

Материализм провозглашает материю вечной, свободной, неуничтожимой и первичной – источником всех вещей, которая существует и начинается по своим собственным законам. Природа, бытие, материя, материальное – источники всего, а со своей стороны сознание, мышление, дух, совершенное – вторичны, определяются и порождаются материальным. В честь наибольшего материалиста Старой Греции материализм именуется линией Демокрита в философии.

В соответствии с материализму мир – материален, существует сам по себе, никем не создан и неуничтожим, закономерно изменчив, начинается в силу собственных собственных обстоятельств; представляет собой единую и последнюю действительность, которая исключает любую свехъестественную силу. Сознание, дух и мышление – свойства материи, ее совершенное отражение.

Преимущества материализма – опора на науку, логическая доказуемость многих положений. не сильный сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождения) и всего совершенного.

В разные периоды истории материализм получал виды и разные формы:

Материализм Древней Греции и Древнего Востока (стихийный и простой) – начальный вид материализма, воображающий окружающий мир складывающимся из четырех главных материальных элементов (воды, почвы, воздуха, огня, всех первоначал, атомов и т. п.), что рассматривается сам по себе независимо от богов и сознания человека. Представители: Фалес Милетский, Левкипп, Демокрит, Гераклит, Эмпедокл и др.

Метафизический (механистический) материализм Нового времени. Его база – изучение природы. Наряду с этим все многообразие ее особенностей сводится к протяженности материи и ее механической форме перемещения. Представители: Г.Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламерти, П. Гольбах, К. Гельвеций и др.

Диалектический материализм (марксизм) – диалектики и единство материализма. Вечная и нескончаемая материя находится в развитии и постоянном движении, происходящем по законам диалектики. В ходе самодвижения материя получает новые формы и проходит разные этапы развития. Совершенное согласится особенной действительностью, которая существует довольно самостоятельно. Сознание – свойство материи отражать саму себя. Всевышний представляет собой совершенный образ, что был создан человеком для объяснения неизведанных и непонятных явлений. Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс.

Пошлый материализм все мыслительные процессы сводит к физиологической базе. Сознание отождествляется с материей, материя создаёт сознание как «печень желчь». Представители: Фохт, Молешотт, Бюхнер.

Идеализм

В соответствии с идеализму первичным началом всего существующего есть духовное начало (Всевышний, дух, мысль, личное сознание), материя появляется из духа и подчиняется ему, природа, материальные мир — вторичное. Этот термин ввел германский философ Г. Лейбниц в начале XVIII века. Родоначальником идеалистического направления в философии для Лейбница стал Платон. Как раз по данной причине идеализм именуют линией Платона в философии.

Идеализм имеет две главные формы: объективный и субъективный идеализм.

Объективный идеализм,в соответствии с которому совершенное существует объективно, независимо от природы и человека в виде мирового разума, космической души, безотносительной идеи. Представители: неоплатоники и Платон, философы средних столетий, неогегельянцы и Гегель).

Субъективный идеализм определяет совершенное формой внутреннего людской опыта. Внешний мир, его свойства и отношения зависят от сознания человека.Представители: Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах и др. Крайней формой субъективного идеализма есть солипсизм (от лат. solus — один, ipse — сам, sum — существую), предполагающий, что реально только моесознание, собственное «Я», мои ощущения, в то время, как существование всего, что меня окружает, — проблематично.

Все перечисленные выше разновидности идеализма и материализма являются разными разновидностями философского монизма (от греч. monos — один, единственный).

Но, главный вопрос философии допускает и материя и: двойственный ответ, и сознание являются изначальными сущностями и не сводятся друг к другу. Данное направление в философии стало называться дуализма (лат. duo — два). Так, дуалисты признавали существование двух независимых субстанций (первооснов). броский представитель дуализма — французский философ Рене Декарт.

Вероятен кроме этого ответ, в котором утверждается множество первоначал, в предельном случае множества неограниченного. Такое направление стало называться плюрализма (лат. pluralis — множественный) и было предложено германским мыслителем XVII века Г. Лейбницем.

Гносеологические корни– это предпосылки, возможности формирования идеализма, появляющиеся в ходе познания человеком каких-либо явлений (напр. Природы)

Социальные корни– это те объективные факторы публичной судьбе, каковые с необходимостью порождают и воспроизводят идеалистическое мировоззрение. Одни из них связаны с отношением людей к природе, другие – с отношениями между людьми (У Ленина, лишь это).

вопрос: Неприятность способа в философии. метафизика и Диалектика.

Способ (от греч. Methodos путь к чему-либо, прослеживание, изучение) – совокупность операций и приёмов практического и теоретического освоения действительности.Учение о способах начало складываться в эру Нового времени, громадную роль тут сыграли философские работы Р. Декарта и Ф. Бэкона

Первую группу составляют общие способы познания. В большинстве случаев выделяют два главных способа философствования, каковые значительно отличаются друг от друга: диалектический и метафизический.

Диалектический способ формируется и обосновывается как своеобразный философский метод изучения неприятностей мировоззренческого уровня, другими словами предполагающих постижение сущего в его главных проявлениях: мир, человек, «человек-в-мире». Данный способ характерен для критического и творческого мышления, без которого не существует настоящая философия. «Диалектика» — умение вести спор, диалог, беседу. Философское учение о развитии. Истоки в античном мире в учении Гераклита. Черта мира – изменчивость «Все течет. Все изменяется»

Диалектика строится на

-принцип общей универсальной связи (разглядывать взаимосвязанность различных моментов бытия)

-принцип развития (воображать мир, находящимся в развитии)

в) строить противоречивые суждения по принципу да и то, и это (потому что противоречивость заложена в базу диалектического способа познания).

3 закона:

-борьбы и единства противоположностей,

Закон борьбы и единства противоположностей раскрывается через категории: противоположность, несоответствие, тождество, различие.

Противоположность – черты, стороны, показатели предмета, каковые коренным образом отличаются друг от друга и вместе с тем не смогут сущ. приятель без приятеля, взаимно дополняют друг друга (ночь и день, добро и зло, верх и низ). Несоответствие – это импульс, толчок к развитию и изменению предмета.

Сущность закона. Любой предмет владеет: противоположностями, каковые в ходе сотрудничества приводят к несоответствию. Несоответствие дает толчок к развитию и изменению предмета.

-взаим. Перехода качества в количество (механизм развития)

Сущность закона. Проявляется в том, что количественные трансформации по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные трансформации приводят к определенным количественным трансформациям. Этот закон показывает механизм развития предмета.

-отрицания отрицания (направленность развития, путь, траектория)

Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает сообщение ветхого и нового в ходе развития, которая пребывает в том, что новое уровень качества отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, кое-какие черты, стороны ветхого. Этот закон носит противоречивый темперамент, показывает направленность развития предмета (явления).

Диалектика Гегеля:Идеалистическая; Полная мысль способная к формированию и формирует все сущее в мире; Развитие=прогресс(прогрессистский хар-р).

Диалектика Маркса: Материалистическая; Распространил диалектику из сферы духа в сферу материалистич. Явлений; Прогрессистская.

Негативная диалектика: рассмотрение регресса, а не только прогресса.

Метафизика– способ, противоположный диалектике. Отвергает её правила, объекты неизменны, будут считаться лишь локальные связи. Не являлась фил. Способом, пробралась из науки. Под метафизикой современные авторы знают всю хорошую философию.

Характерными чертами метафизического способа являются:

а) воображать мир, находящимся в покое,

б) разглядывать различные моменты бытия изолированно друг от друга,

в) строить окончательные утверждения по принципу либо то, либо это.

Вторую группу составляют общенаучные способы познания — это способы, каковые употребляются в самых разных областях науки. (наблюдение, опыт, измерение, аксиоматический способ, гипотетико-дедуктивный способ), Третью группу составляютчастнонаучные способы. Это способы, каковые употребляются лишь в рамках изучений какой-нибудь конкретной науки либо какого-нибудь конкретного явления.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: