Вопрос: теория потребительского выбора.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ ВЫБОР — ответ потребителя о приобретении либо каком-либо методе потребления некоего блага (товара либо услуги). Многие экономисты не разделяют понятий П. в. и предпочтения, потому, что считают, что фактическое ответ потребителя конкретно выявляет и его предпочтение. В противном случае говоря, что мы предпочитаем, то реально и выбираем, делая собственные приобретения. Но это неверно, напр., в условиях недостатка тех либо иных товаров: потребительский выбор, вынужденный тем, что предпочитаемый товар нереально приобрести, не выявляет подлинного предпочтения.

Базу теории потребительского выбора образовывает теория предельной полезности. Как вычисляют западные экономисты, от полезности того либо иного товара (услуги) для потребителя зависит поведение потребителя на рынке товаров (одолжений).

Потребительское поведение — процесс формирования спроса потребителей на услуги и разнообразные товары. Потребительское поведение отдельных клиентов формирует совокупный спрос, определяет количество услуг и производства товаров и их предложение на рынках.

Определяющими факторами потребительского поведения помогают предпочтения потребителей, их доходы (бюджеты) и цены на товары (услуги).

Потребительское предпочтение — процесс сравнения определенного ассортиментного комплекта потребительских услуг и товаров с позиций их полезности. Наряду с этим имеется в виду рациональное поведение каждого потребителя. Это указывает, что любой потребитель имеет личную шкалу предпочтений. Следуя ей, и учитывая собственный ограниченный доход (бюджет), он пытается достигнуть максимальной степени удовлетворения (полезности).

Обстановка, в то время, когда потребитель не имеет возможности расширить неспециализированную полезность, которую он может взять при определенном доходе, и расходует меньше денег на приобретение одного блага и больше — на приобретение другого, именуется потребительским равновесием.

Полезностью именуют удовлетворение, которое приобретают потребители от потребления того либо иного товара (услуги).

Различают полезность неспециализированную и предельную.

Неспециализированная полезность— удовлетворение, которое связано с потреблением определенного вида товара (услуги).

Предельная полезность — прирост неспециализированной полезности в следствии приобретения дополнительной единицы определенного вида товара (услуги).

Рациональность поведения потребителя содержится в том, что на собственный финансовый доход он будет стремиться купить таковой комплект товаров (одолжений), что бы максимально удовлетворял его потребностям, предпочтениям и составлял бы для него наивысшую полезность. Это вероятно при соблюдении правила (принципа) максимизации полезности. Сущность его такова: получая комплект товаров (одолжений), любой потребитель обязан распределить собственный финансовый доход так, дабы полезность, полученная от последней финансовой единицы, израсходованной на приобретение того либо иного товара (услуги), была однообразной. Математически данный принцип возможно представить в виде универсального уравнения

Правая часть уравнения отражает соотношение стоимостей двух товаров, каковые не зависят от поведения отдельного клиента, левая часть — субъективные оценки отдельного клиента о предельной полезности товаров хну.

Развитие теории потребительского поведения легло в базу создания в экономической науке концепции кривых безразличия и бюджетных линий.

Эта концепция разглядывает поведение потребителя с двух сторон:

с позиций ограниченности дохода потребителя;

с позиций его жажды иметь из наличного комплекта товаров любой, что ему представляется равноценным.

В базе способа определения потребительского поведения лежит геометрическое совмещение кривых безразличия и бюджетной линии.

Бюджетная линия— линия, являющаяся геометрическим местом размещения комбинаций количества товаров, каковые смогут быть приобретены на заданный бюджет. Так, бюджетная линия показывает пределы личного потребления.

Линия cd — новая бюджетная линия, показывающая, какое количество продуктов одежды и питания приобретёт потребитель при понижении его дохода до отметки Сх ,

Линия uh — новая бюджетная линия, показывающая, какое количество продуктов одежды и питания приобретёт потребитель при повышении его дохода до отметки С 2 .

Для любых точек координатной плоскости, расположенных ниже бюджетной линии kl , комбинации комплекта единиц одежды и продуктов питания достижимы, в случае если потребитель будет тратить собственный бюджет С ], С2, С0 не всецело.

Все точки, расположенные выше бюджетных линий (к примеру, т), говорят о том, что на приобретение данного комплекта товаров расходуются суммы, превышающие уровни Съ С 2 , С0.

Так, со понижением дохода потребителя при неизменных стоимостях на товары бюджетная линия аЬ параллельно смещается вниз и, напротив, с ростом дохода бюджетная линия смещается вверх. В случае если цены и доход в один момент пропорционально возрастут (понизятся), положение бюджетной линии останется неизменным.

Бюджетные линии показывают возможность приобретения того либо иного товара потребителем при сложившемся уровне дохода, но не учитывают наряду с этим жажды потребителя. Предпочтения потребителей исследуются посредством кривых безразличия

Кривая безразличия показывает разные комбинации двух продуктов, имеющих однообразное потребительское значение, либо полезность. Соизмерение потребностей предполагает в этом случае не количественное их измерение, а только ранжирование.

Дабы обрисовать предпочтение потребителя по всем комплектам продуктов, владеющих однообразной полезностью для потребителя, изображают все кривые безразличия — так именуемую карту кривых безразличия (рис.).

Совокупность кривых безразличия, отражающих конкретные комбинации товаров для потребителя, именуется картой кривых безразличия.

На рис. 3 бюджетная линия аЬ характеризует все товары, при покупке которых общая сумма затрат равна доходу потребителя. Она показывает настоящую соотношение цен и покупательную способность потребителя получаемых товаров.

Кривые безразличия А , В, С, либо кривые равных полезностей, соответствуют комбинациям товаров для потребителя. Наряду с этим кривая А показывает на неполное применение бюджета в целях удовлетворения потребностей потребителя.

Кривая С находится за пределами бюджетной линии, т. е. потребление на этом уровне превышает возможности бюджета данного потребителя.

Точка касания Е бюджетной линии аЬ с кривой безразличия В показывает на большую полезность применения бюджета и говорит о потребительском равновесии. В данной точке совпадают возможности потребителя с его жаждой максимизировать полезность в рамках ограниченного бюджета. Положение точки Е зависит от повышения (относительного) дохода изменения и уменьшения потребителя цен на продукты и одежду питания. В случае если, к примеру, доход потребителя возрастает, то бюджетная линия сместится параллельно вверх, и точка Е окажется на одной из кривых безразличия, лежащей выше кривой В, т. е. в нашем случае на кривой С.

Кривая С характеризует предпочтительные комбинации товаров (одолжений) для потребителя с целью удовлетворения его потребностей. При понижении дохода появится обратная обстановка, т. е. точка Е окажется ниже кривой В, т. е. на кривой А. Тут кривая А менее предпочтительна для потребителя.

Применение теории предпочтения, кривых безразличия и бюджетных ограничений разрешает решить проблему потребительского выбора. Оптимальный комплект потребительских товаров (одолжений) обязан отвечать двум требованиям:

пребывать на бюджетной линии;

складываться из самоё предпочтительного сочетания товаров. Эти два условия сводят проблему максимизации удовлетворения потребностей потребителя к выбору подходящей точки на бюджетной линии.

Микроэкономика. Лекция 2. теория и Полезность потребительского выбора


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: