Вопрос15 профессионально-этические аспекты психодиагностики

Принцип соблюдения тайны психодиагностики предполагает неразглашение её результатов без персонального согласия на это того лица, на котором проводилась психодиагностика. Данный принцип, в первую очередь, касается совершеннолетних людей. В случае если речь заходит о несовершеннолетних, к примеру, о детях до старшего школьного возраста, то на разглашение результатов их психодиагностики в обязательном порядке требуется согласие своих родителей либо заменяющих их лиц, несущих моральную и юридическую ответственность за детей. Исключение составляют только случаи, в то время, когда психодиагностика проводится в научных целях как часть экспериментального изучения, но в этом случае, в большинстве случаев, не рекомендуется показывать в публикациях фамилии и точные имена испытуемых.

Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, дабы она, как минимум, былавалидной и надежной, другими словами давала такие результаты, которым в полной мере возможно доверять1.

Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни за что нельзя использовать во вред тому человеку, что подвергается психодиагностике. В случае если психодиагностика проводится в целях конкурсного отбора либо при приеме человека на работу, то этот принцип используется вместе с принципом открытости результатов психодиагностики для обследуемого, что требует информации о том, что и как у него будет тестироваться, каковы результаты его обследования, и о том, кем и как именно они будут использованы для ответа его судьбы.

Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, дабы они были научно обоснованными, т. е. вытекали из результатов тестирования, совершённого при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование либо пользуется его итогами.

Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие советы в обязательном порядке должны быть нужным для того человека, которому даются. Не разрешается, к примеру, предлагать человеку такие практические советы из результатов тестирования, каковые для него ненужны либо смогут привести к нежелательным, непредсказуемым последствиям.

К людям, занимающимся психодиагностикой, предъявляются особенные ква-лификационные требования. Главные из них – следующие: хорошая теоретическая подготовка, доскональное знание психодиагностических правил и методик их применения, наличие достаточного опыта применения на практике соответствующих методик.

Любая психодиагностическая методика не появляется на пустом месте, она появляется и начинается на базе некоей психологической теории того объекта, для диагностики которого предназначена. Тесты интеллекта, к примеру, опираются на научные представления о его природе, структуре, жизненных проявлениях и значении. Тесты личности исходят из определенной теории личности, включающей в себя ее научное определение, познание структуры, признаков и развития, по которым возможно объективно делать выводы о личности данного человека. Любая психодиагностическая методика обогащена и в один момент обеднена (ограничена) той теорией, которая с ней связана. Зная соответствующую теорию, возможно в рамках разрешённой теории делать далеко идущие выводы об изучаемом объекте, часто выходящие за пределы того, что конкретно диагностируется. К примеру, в случае если в соответствии с некоторой теории личности одна ее черта тесным образом связана с другой, то, осуществив психодиагностику одной из этих линия, можно точно делать выводы и о степени развития второй. Но той же теорией, лежащей в базе психодиагностической методики, нередко очень ограничивается интерпретация ее результатов. Таковой, к примеру, способ изучения личности, как Тематический Апперцептивный Тест (ТАТ), опирающийся на психоанализ Фрейда, допускает научно обоснованные выводы и интерпретацию результатов тестирования личности лишь в рамках данной теории, а не, скажем, гуманистической либо факторной теории линия.

Необходимым в той связи для верного применения любого психодиагностического способа есть знание теории, на которую он опирается. Без этого психодиагност может совершить важные неточности в анализе, интерпретации и выводах из результатов обследования людей.

Доскональное владение методикой предполагает умения и навыки, касающиеся процедуры предъявления методики испытуемым, интерпретации и анализа данных. Ни один психотерапевтический тест нельзя использовать , пока исследователь все это прекрасно не усвоил и хотя бы раз не проверил этот тест на самом себе либо на втором человеке. Крайне важно кроме этого значение правил применения психодиагностической методики, соблюдение которых разрешает приобретать точные результаты, а нарушение ведет к важным неточностям. Каким бы хорошим сам по себе ни был тест, при его применении в обязательном порядке нужно учитывать обстановку, личные изюминки испытуемых, их наличное состояние и многие другие релевантные психодиагностике факторы.

Большое значение имеет достаточный опыт практического применения соответствующей психодиагностической методики. В особенности это относится проективных и последовательности вторых методик, применяющих контентанализ, интуитивные либо интерпретации результатов и нестандартные процедуры анализа, зависящие от экспериментатора, его состояния. Опыт применения таких психодиагностических методик должен быть постоянным, поскольку долгие перерывы в применении методики ведут в большинстве случаев к утрате нужных знаний, навыков и умений и к понижению качества работы с ней.

Но в любом случае и независимо от того, кто занимается психодиагностикой – специалист либо любитель, в обязательном порядке при ее проведении соблюдение следующих морально-этических норм:

1. Человека нельзя подвергать психотерапевтическому обследованию против его воли либо обманным методом, за исключением особенных случаев либо судебной, либо медицинской практики, оговоренных законом.

2. Перед проведением психотерапевтического тестирования человека нужно давать предупреждение о том, что в ходе изучения он нечайно может выдать такую данные о себе, собственных чувствах и мыслях, которую сам не осознаёт.

3. Любой человек, в случае если это не оговорено законом, в праве знать результаты собственного тестирования, и то, где, кем и как они смогут быть использованы.

4. Результаты психотерапевтического тестирования предоставляются тестируемому тем, кто проводит обследование, в дешёвой для верного понимания форме.

5. При тестировании несовершеннолетних детей их родители либо заменяющие их лица есть в праве знать результаты тестирования ребенка.

6. В случае если тестирование производится с целью определения уровня психотерапевтического развития человека, в конкурсном отборе либо при оформлении на работу, то человек кроме этого в праве знать не только цели тестирования, но да и то, кем и на какой базе о нем будут делаться выводы по результатам тестирования.

7. Главная ответственность за надлежащее использование на практике психотерапевтических тестов лежит на психологах, организациях и лицах, пользующихся ими.

Увидим, что в ряде государств, где публично-экономическая совокупность есть более стабильной, чем у нас, существуют национальные, юридически оформленные ограничения на использование и распространение психотерапевтических тестов. Они включают в себя следующие и, в большинстве случаев, необходимые нормы:

1. Солидную часть психотерапевтических тестов, применяемых для экспертизы и профотбора, запрещается открыто публиковать в средствах массовой информации, дабы ими не могли воспользоваться не хватает квалифицированные люди и дабы не было искажений в практике применения аналогичных тестов, которые связаны с предварительным знакомством с ними.

2. Психологи, применяющие психотерапевтические тесты и занимающиеся психотерапевтическим тестированием, должны иметь диплом о высшем психотерапевтическом образовании либо ученую степень не ниже кандидата психотерапевтических наук, а другие лица, причастные к данной практике, – лицензию на право заниматься аналогичной деятельностью. Со временем, возможно, такие строгости будут введены и у нас.

При проведении психодиагностической работы практический психолог может под-бирать инструментарий диагностической разработке, в обязательном порядке выполняя определённые этические нормы.

Главные из них таковы:

1.Защита заинтересованностей клиента: соблюдение принципа добровольности при обследова-нии; сообщение обследуемому целей изучения; информирование его о том, кто будет ознако-млен с взятыми данными.

2.Ознакомление обследуемых с результатами изучения с предоставлением им возможности некоей корректировки этих результатов.

3.Опытная компетентность психолога в диагностической работе:

-знание теоретических баз психодиагностики;

-ведение картотеки применяемых способов, а также нормативов, встречающих-

ся в литературе;

-сохранение конфиденциальности психодиагностических методик (методики не до-

лжны попадать в руки непрофессионалов) сохранение в тайне результатов психо-

диагностического изучения.

Вопрос10 Термин «валидность» – евроязычного происхождения. Он буквально свидетельствует: «полноценный», «пригодный», «соответствующий». Черта психодиагностической методики как валидной говорит о ее пригодности и соответствии для оценивания как раз того психотерапевтического качества, для которого она предназначалась по плану.

Черта валидности методики включает в себя не только сведения о том, что эта методика в действительности измеряет, вместе с тем данные об условиях, о сфере ее применения.

Имеется пара разновидностей валидности, каждую из которых направляться разглядывать и оценивать раздельно, в то время, когда стоит вопрос о выяснении валидности психодиагностической методики. Валидность возможно теоретической и практической (эмпирической), внутренней и внешней.

Валидность теоретическая определяется по соответствию до тех пор показателей исследуемого качества, приобретаемых посредством данной методики, показателям, приобретаемым при помощи вторых методик – таких, с показателями которых обязана существовать теоретически обоснованная зависимость. Теоретическую валидность контролируют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся либо исходящих из одной и той же теории.

Валидность эмпирическая проверяется по соответствию диагностических показателей настоящему поведению, замечаемым действиям и реакциям испытуемого. В случае если, к примеру, посредством некоторой методики мы оцениваем черты характера у данного испытуемого, то используемая методика будет принимать во внимание фактически либо эмпирически валидной тогда, в то время, когда мы установим, что этот человек ведет себя в жизни как раз так, как предвещает методика, т. е. в соответствии с имеющейся у него чертой характера.

По критерию эмпирической валидности методику контролируют методом сравнений её показателей с настоящим жизненным поведением либо результатами практической деятельности людей.

Валидность внутренняя свидетельствует соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. неспециализированной цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне невалидной либо не хватает внутренне валидной тогда, в то время, когда все либо часть включённых в неё вопросов, заданий либо субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.

Валидность внешняя – это приблизительно то же самое, что и эмпирическая валидность, с той только отличием, что в этом случае речь заходит о связи между показателями методики и самые важными, главными внешними показателями, относящимися к поведению испытуемого.

При создании методики сходу оценить ее валидность тяжело. В большинстве случаев валидность методики проверяется и уточняется в ходе ее достаточно долгого применения, тем более что речь заходит о проверке, как минимум, с четырех обрисованных выше сторон.

Не считая видов валидности, принципиально важно знать критерии валидности. Это главные показатели, по которым возможно фактически делать выводы о том, есть либо не есть эта методика валидной. Такими параметрами смогут стать следующие:

1. Поведенческие показатели – реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных обстановках.

2. Успехи испытуемого в разных видах деятельности: учебной, трудовой, творческой и других.

3. Данные, говорящие о исполнении разных контрольных заданий и проб.

4. Эти, приобретаемые при помощи вторых методик, валидность либо сообщение которых с контролируемой методикой считается достоверно установленной.

Валидность теста (от англ. Valid — пригодный) — критерий качества теста, что пока-зывает, в какой мере он измеряет то уровень качества (свойство, свойство, чёрта и т.п.), для оценки которого он рекомендован; довольно каких групп психотерапевтических особенностей личности смогут быть сделаны выводы о степени обоснованности тестовых оценок, степени соответствия приобретаемой информации диагностируемому психологическому свойству.

Для валидизации методик используются разные параметры в зависимости от задач исследо-вания, предусматривающие количественную и качественную чёрта свойства (табл. 6).

Таблица 6

Типы параметров, определяющие разные виды валидности

Виды валидности Критерии валидности
внутренняя внешняя прогностическая валидность по критерию валидность по содержанию конструктивную, эмпирическую и др.

Внешняя валидность (face validity) — это валидность с позиций испытуемого. Она свидетельствует то чувство о предмете измерения, которое формируется у испытуемого при знакомстве с материалом и инструкцией теста.

Внешняя валидность употребляется для маскировки содержательной валидности. С целью этого инструкции и содержанию заданий придается особая форма, маскирующая подлинную цель изучения.

Внутренняя валидность либо однородность заданий по оценке измеряемого качества данным тестом достигается за счет отбора таких заданий, каковые существенно коррелируют с результатом теста и минимально между собой. «Внутренняя» валидность показывает свойство заданий (утверждений) теста дифференцировать обследуемых довольно «большого» и «мини-мального» результата исполнения всей методики.

Конструктная (концептуальная) валидность (construct validity) — черта теста, воображающая собой теоретическую концепцию, взор автора на исследуемое психотерапевтическое свойство (конструкт): чем больше результаты теста соответствуют теоретической догадке о природе измеряемой переменной, тем выше конструктная валидность теста.

Критериальная валидность – комплекс черт, включающий валидность диагности-ческую (конкурентную, текущую) и прогностическую и отражающий соответствие прогноза и диагноза определенному кругу параметров измеряемого явления.

Прогностическая валидность — информация о тесте, характеризующая обоснованности суждения и степень точности о диагностируемом психотерапевтическом качестве по его результату спустя определенное время по окончании измерения. Прогностическая валидность (время от времени употребляется термин «предсказательная валидность») отражает временной промежуток, на что распространяется обоснование суждения об трансформации диагностируемого свойства.

Заключение об этом типе валидности возможно получено, к примеру, методом сравнения корреляции тестовых оценок в одной и той же группе испытуемых спустя определенное время с некоторым критерием, характеризующим измеряемое свойство (к примеру, корреляция показа-телей интеллекта одних и тех же испытуемых в 11 и 16 лет с успеваемостью). Главной проблемой тут есть выделение критерия предсказания (по отношению к которому произо-дится оценка корреляции тестовых оценок).

Валидность содержательная (content validation) — основана на детальном изучении содержания фактического материала, входящего в пункты тестов, при помощи просмотра каж-дого пункта, для того, чтобы выяснить, соответствует ли он тесту в целом, и оценки неспециализированной согласованности нескольких пунктов. Помимо этого, контроль содержания обязан определять, как полно тест охватывает представительную выборку по совокупности измеряемых параметров.

Установление содержательной валидности — в значительной мере субъективная операция, основанная на мнениях специалистов относительно уместности применяемых материалов.

Надежность психодиагностической методики — уровень качества методики, характеризующее точ-ность психодиагностических измерений, и устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов, постоянство показателей тестовых опробований при неоднократ-ном обследовании.

На практике различают следующие типы надежности:

— ретестовая надежность (измеряется коэффициентом корреляции между результатами, взятыми у одних и тех же испытуемых при повторном проведении обследования).

— надежность параллельных форм теста (основана на корреляции показателей, взят-ных по двум обследованиям одних и тех же испытуемых),

— надежность способом расщепления (разбиение теста на две составляющие части: на четные и нечетные задания и расчетом корреляции между его половинами),

— надежность отдельного задания теста (определяется с применением способа надежности отдельных заданий).

надёжность и Валидность — связанные понятия. Валидность лучших психодиагностических тестов, полученная на базе применения коэффициентов корреляции, образовывает 0,3-0,8, а надежность — 0,8-0,9.

Их соотношение возможно проиллюстрировано следующим примером.

Допустим, имеются два стрелка А и Б. Стрелок А выбивает 90 очков из 100, а стрелок

Б — лишь 70 очков.

Соответственно, надежность стрелка А равна 0,90, а стрелка Б — лишь 0,70. Но стрелок А постоянно стреляет по чужим мишеням, исходя из этого на соревнованиях его результаты не засчитываются. Второй стрелок неизменно верно выбирает мишени. Исходя из этого валидность стрелка А нулевая, а стрелка Б — 0,70, т.е. численно равна надежности. В случае если стрелок А будет верно выбирать мишени, его валидность также будет равна его надежности.

Следовательно, надежность есть нужным условием валидности. Надежность теста не может быть меньше его валидности.

К сожалению, бывают случаи, в то время, когда тесты используются без проверки их на валидность. В следствии выясняется, что они ненужны либо кроме того вредны.

Вопрос11 Надежность методики характеризует возможность получения с ее помощью устойчивых показателей (имеется в виду та степень устойчивости, которая зависит от измерительного инструмента, а не от испытуемого, поведения экспериментатора либо изменяемого психотерапевтического свойства).

Результаты психотерапевтического тестирования зависят от множества тяжело контролируе-мых факторов: качества измерительного инструмента, постоянства релевантных характерис-тик обстановки психотерапевтического тестирования, правильности понимания инструкции испыту-емым, поведения экспериментатора, актуального психотерапевтического состояния испытуемого. Изменение любого из этих факторов на протяжении психодиагностического обследования в большинстве случаев ведет к понижению степени надежности измерений. Потому, что держать все эти факторы в по-стоянстве неизменно фактически невозможно, то рассчитывать на высокую надежность любой психодиагностической методики не приходится. Из всех этих факторов наиболее серьёзным есть надежность самой методики, поскольку все остальные вносят намного меньший вклад в постоянство получаемых результатов.

Надежность психодиагностической методики возможно установить двумя методами: методом сравнения результатов, приобретаемых при помощи данной методики различными людьми, и путём сравнения результатов, приобретаемых при применении одной и той же методики в аналогичных условиях.

Точность методики отражает её свойство тонко реагировать на мельчайшие трансформации оцениваемого свойства, происходящие на протяжении психодиагностического опыта. Точность психотерапевтической методики в определенном смысле возможно сравнивать с точностью технических измерительных инструментов. Метр, например, поделённый лишь на сантиметры, будет неотёсаннее измерять длину, чем линейка, калиброванная по миллиметрам. В собственную очередь микрометр – прибор, разрешающий оценивать длины, отличающиеся друг от друга на 0,001 мм, будет намного более правильным измерительным инструментом, чем школьная линейка.

Чем правильнее психодиагностическая методика, тем уже с ее помощью возможно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества. Но в практической психодиагностике далеко не всегда требуется довольно высокая степень точности оценок. Ее необходимая практическая мера определяется задачей дифференциации, либо разделения испытуемых на группы. В случае если, к примеру, всю изученную выборку испытуемых необходимо поделить всего лишь на две подгруппы, то и точность используемой методики обязана соответствовать этому делению, не больше. В случае если необходимо поделить испытуе-мых на пять подгрупп, то достаточно применить методику, имеющую измерительную шкалу, складывающуюся из пяти пунктов, скажем такую: «да», «скорее да, чем нет», «ни да, ни нет», «скорее нет, чем да», «нет».

Поведение испытуемых и результаты, каковые они показывают, зависят и от того, как они знают инструкцию. Исходя из этого к точности и доступности формулировок инструкции в психодиагностике предъявляются особенные требования. Инструкция должна быть достаточно несложной и понятной, не содержать в себе неоднозначно трактуемых выражений и слов. оптимальнее , в случае если инструкция будет предложена испытуемым в письменном виде, поскольку устная инструкция различными людьми произносится с различными паралингвистическими ко-мпонентами: жестами, мимикой, пантомимикой, интонациями, темпом, паузами и т. п. Помимо этого, устная инструкция достаточно скоро забывается испытуемыми и, следовательно, вероятны непроизвольные отклонения от нее.

Время от времени на результаты изучения воздействуют личность и поведение экспериментатора. Увидено, к примеру, что в случае если экспериментатор лично красив испытуемым, в случае если его поведение свидетельствует об уважении и добром отношении к испытуемым, то они со своей стороны нечайно будут стараться подыграть ему и продемонстрировать такие результаты, каковые должны доставить экспериментатору наслаждение. Наоборот, если он приводит к антипатии у испытуемых, демонстрирует не хорошее и не уважительное к ним отношение, то они, в большинстве случаев, отвечают ему тем же: стараются дать такие результаты, каковые согласно их точке зрения, не понравятся экспериментатору.

Главная совет, которая касается поведения экспериментатора, содержится в том, дабы он был спокойным, уравновешенным, а его поведение – достаточно ровным, покровительным и уважительным по отношению к испытуемым.

Вопрос 9Репрезентативность – (франц. – воображающий собой что-либо, показательный) – свойство выборочной совокупности (выборки) воображать собой характеристики главной совокуп-ности . Репрезентативность свидетельствует, что с некоей наперед заданной либо определенной статистической погрешностью можно считать, что представленное в выборке распределение изучаемых показателей соответствует настоящему распределению.

Для обеспечения репрезентативности выборки нужно выполнять последовательность ответственных для любого изучения условий: любая единица главной совокупности должна иметь равную возможность попадания в выборку, выборка переменных осуществляется независимо от изучаемого показателя, отбор обследуемых обязан проводиться из однородных совокупностей (возраст, пол, профессионализм и пр.), число единиц в выборке должно быть большим, генеральная совокупность и выборка должны быть по возможности статистически однородны.

Дискриминативность — это свойство отдельных теста и заданий теста в целом дифферен-цировать обследуемых довольно большого и минимального результата теста. Точ-ность информации измеряется тем, как дробной шкалой являются используемые метрики, либо, иначе говоря как чувствителен инструмент.

Наровне с тестовым обследованием в психодиагностике обширно употребляется и клиническое обследование. Формализация психодиагностического обследования основана на психометрике — математизированной технологии измерительных методик. Тест обязан владеть определенными психометрическими особенностями — надежностью, вапидностью и репрезентативностью.

Вопрос17 Диагностическая деятельность психолога возможно представлена в виде различных этапов процесса переработки информации, ведущих к принятию ответа, — прогнозу и диагнозу. Главные этапы диагностического процесса сводятся к сбору данных в соответствии с задачей, их переработке, интерпретации и, наконец вынесению ответа (диагноз, прогноз).

Этап сбора данных

Сбору данных посредством диагностических методик предшествует период озна- комления с некоторым комплексом объективных и субъективных показателей (беседа, история заболевания, заключения вторых экспертов и т. д.) об обследуе- мом, на протяжении которого формируется исследовательская задача. Авторы всех извест- ных диагностических методик обращают особенное внимание на тщательное предва- рительное изучение испытуемого, необходимость учета его прошлого и настояще- го. Этим создается главной фон изучения, намечаются элементы рабочей картины личности, нужной для прогноза и диагноза.

Вопрос19Потому, что психодиагностическое обследование постоянно образует совокупность вза- имодействия «экспериментатор—испытуемый», в литературе много внимания уделяется анализу влияния разных переменных, включенных в эту совокупность. В большинстве случаев выделяются ситуационные переменные, переменные цели обследова- ния и задания, переменные исследователя и обследуемого.Значение этих пере- менных велико, а их влияние должно учитываться при проведении и планировании изучений, обработке и применении взятых результатов. Ясно, что нереально осуществлять контроль все факторы, могущие повлиять на процесс тестирования. Однако подготовка к тестированию долж- на исключить происхождение непредвиденных событий и обеспечить едино- образие процедуры. Стандартизация условий тестирования касается не только руководств и всего того, что связано с предложением обследуемому тестового материала, но и обстановки тестирования. Вследствие этого наиболее значимая обязанность разработчика теста — полное и ясное описание всех этапов процедуры тестиро- вания. Большое внимание должно быть уделено установлению раппорта с испытуемым. Психолог, начиная работу с тестом, должен быть уверен в том, что он обеспечил, как это быть может, полное сосредоточение обследуемого на предъявляемых задачах и приложение всех сил чтобы их решить искрен- но и честно.

Вопрос18

В отечественной психодиагностике создана уникальная классификация психодиагностических обстановок. В. И. Дружинин (1990) думает существование четырех вариантов таких обстановок: необязательное участие в обследовании и само-

стоятельный выбор предстоящего поведения (к примеру, психотерапевтическая консуль- тация); 2) принудительное участие в обследовании, но независимый выбор предстоящего поведения (к примеру, обследования студентов-психологов при раз- работе тестов); 3) принудительное участие в обследовании и выбор поведения по окончании обследования навязан (к примеру, тестирование для определения соответ- ствия требованиям занимаемой должности); 4) необязательное участие в обследо- вании, но выбор предстоящего поведения навязан (к примеру, опытный отбор). К этому возможно добавить, что любое психодиагностическое обследование актуализирует у испытуемого мотив экспертизы, минимизация которого — одна из наиболее значимых задач психолога.

В психотерапевтической диагностике довольно часто отсутствуют (за исключением диагноза познавательных функций) какие-либо четкие предписания, касающиеся выбора определенных методик в зависимости от задач. Особенно отчетли- во это проявляется в области диагностики личностных изюминок, где одинаковая методика употребляется в разных целях. Теоретически валидность той либо другой методики по отношению к сформулированной диагностической задаче должна быть критерием для ее выбора в качестве инструмента изучения.

Но, как известно, при определении валидности личностных мето- дик появляются серьёзные трудности. Валидизация этих методик на базе внешних параметров обычно неосуществима, и исследователю приходится опирать- ся на информацию о конструктивной валидности. Время от времени, чаще при валидизации лич- ностных опросников, обращаются к психиатрическим заключениям. Тут необходимо учитывать известную ненадежность психиатрического диагноза; существование клинико-диагностических несоответствий в направлениях и различных школах; целесообразность применения психиатрического диагноза в качестве снаружи- го критерия для опросников, ориентированных на обнаружение патологии. Но и в том случае, в то время, когда известен эмпирический коэффициент валидности методики, он должен быть оценен по отношению к базисному уровню диагностируемого па- раметра (Meehl, Rosen, 1955).

Вопрос22 Под базисным уровнем понимается часть присутствия в изучаемой популяции той черты (изюминки), которую мы планируем диагностировать. От базисного уровня зависит инкрементная валидность теста, показывающая на его роль в по- вышении точности диагностики. Иными словами, соотношение коэффициента валидности теста с базисным уровнем разрешает ответить на вопрос о том, насколь- ко будет оправдано его применение. Как пишет А. Анастази (1982), при базо- вых уровнях, приближающихся к нулю либо единице, инкрементная валидность теста делается такой малой, что его применение не нужно: «На- пример, в случае если у 5 % клинической популяции имеется органическое поражение мозга, то базисный уровень для данного диагноза в данной популяции будет 5 %. Не смотря на то, что введение валидного теста повысит точность диагностики, выигрыш будет большим, в случае если базисный уровень близок к 0,50. При низком базисном уровне, означающем очень редкий патологический случай, инкрементная валидность теста может оказаться такой ничтожной, что его использование запрещено будет вычислять оправданным, учитывая издержки, которые связаны с его применением и обра- боткой» (Анастази, 1982, кн. 1, с. 157-158). Конечно, неприятность инкрементной

валидности теста, имеющая особенное значение для селекции, отбора, теряет собственную остроту при интенсивном личном обследовании, характерном для усло- вий клиники.

Известно кроме этого, что валидность теста зависит от изюминок обследуемых групп (подгрупп) либо так называемых администраторов. В роли администраторов высту- пают, например, такие показатели, как пол, возраст, уровень образования, инте- ресы, мотивация. В клинической психодиагностике список таких администраторов не создан, учет их действия скорее исключение, чем правило. Сошлемся только на один пример. Долгие психофармакологические действия, проводимые при некоторых психологических болезнях, смогут значительно понизить валид- ность методик, направленных на изучение личности больного.

При выборе методик направляться руководствоваться и тем, что возможно обозначить как широту охвата ими личностных изюминок. От этого зависит и точность диагностического ответа, прогноза. Л. Кронбах и Г. Глесер советуют ступен- чатую стратегию, при которой первоначально употребляются методики недостаточ- но стандартизированные, разрешающие взять самые общие представления о личности (к примеру, проективные методики). Они «смогут нанести вред лишь в том случае, в то время, когда основанные на предположения и таких методиках гипотезы об испытуемом рассматриваются как окончательные заключения» (Cronbach and Gleser, 1965, p. 146). прогноз и Диагноз осуществляются на базе проверки ги- потез посредством методик, разрешающих взять более локальные эти.

По окончании формулирования диагностической задачи, выбора соответствующих проведения и методик изучения полученные результаты должны быть пред- ставлены в том виде, что определяется изюминками применяемых мето- дик. «Сырые» оценки преобразуются в стандартные размеры, рассчитывается коэффициент интеллекта, строятся «профили личности» и т. д.

«Сырые» оценки преобразуются в стандартные размеры, рассчитывается коэффициент интеллекта, строятся профили личности и т.д.

Базы психодиангостики


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: