Восстановление игнорированного материала

В случае если мы сталкиваемся с тем, что клиент игнорирует в речи часть собственного опыта, то посредством подходящих вопросов мы можем добиться более правильного и полного его описания. Игнорирование может касаться разных качеств сообщения.

Исключения:клиент опускает ответственный элемент предложения, и мы его пробуем вернуть.

—Я не осознаю.

—Что именно вы не осознаёте?

—Я опасаюсь.

—Чего либо к о г о вы опасаетесь?

—Он — наилучший.

—Наилучший в чем? среди кого?

—Я не могу верить людям… (пропущено «вследствие того что»).

—Что мешает верить?

Отсутствие указаний на то, к чему относится сообщённое:нет указаний на конкретное лицо либо вещь, к которой относится высказывание, и мы это уточняем.

—Меня никто не обожает.

—Кто как раз вас не обожает?

—Это тяжело.

—Для кого именно это тяжело?

Неспецифизированные глаголы:употребляются глаголы с неконкретным значением. В случае если глаголы не ясны так, дабы зрительно представить происходящее, требуется дополнительное описание.

—N отвергает меня.

—В чем проявляется то, что он вас отвергает?

—Учители меня игнорируют.

—По каким показателям вы определите, что они вас игнорируют?

—Мои родные выводят меня из себя.

—Что конкретно они делают, в то время, когда вы выходите из себя?

Номинализация:непрекращающийся процесс тут преобразовывается в событие, либо ему дается имя, в следствии чего глагол делается существительным. Игнорируется тот факт, что процесс возможно изменить, тогда как вещи остаются постоянными. Психолог с помощью вопроса завлекает внимание собеседника к тому, что событие, о котором тот ведет обращение, на деле есть процессом, на ход которого возможно оказывать влияние. Для обнаружения номинализации попробуйте представить, что вы заворачиваете объект, обозначаемый странным существительным, в бумагу. В случае если это вам не удастся, вероятнее, это номинализация.

—Мне тяжело побороть смущение.

—В то время, когда вы смущаетесь?

—Меня злит его непонятливость.

—Ему тяжело осознавать ваши слова?

—Меня угнетает неправда.

—Вас обманывают?

—Я решил.

—Что мешает поменять? Что произойдёт, в случае если измените?

Ограничение сферы применения утверждения

В случае если мы почувствуем, что рассказ содержит утверждения, которые претендуют на возможность применения в любой без исключения ситуации, это скорее преувеличение, чем действительность. В случае если mы догадываемся, что именно благодаря этого преувеличения клиент испытывает затруднения в преодолении собственной неприятности, то мы можем привлечь его внимание к фактам, показывающим, что данное утверждение правильно не всегда либо не везде.

Кванторы общности.В случае если клиент применяет слова все, любой, неизменно, ни при каких обстоятельствах, никто, любой и т. д., преувеличивая сферу действия утверждения, мы можем задать вопрос о обстановках, в то время, когда данное утверждение неверно.

—Я ни при каких обстоятельствах ничего не делаю верно.

—Был ли случай, в то время, когда вы все же что-нибудь сделали верно?

—Он неизменно мне лжет.

—Он ни разу не сообщил вам правду?

—Никто меня не обожает.

—Нет ни одного человека, что вас обожает?

Модальные операторы необходимости.Клиент в собственных высказываниях применяет слова обязан, направляться, обязан, нужно, нужно, не могу, нереально, запрещено и т. д., преувеличивая неизбежность какого-либо собственного действия. Модальные операторы долженствования и необходимости заставляют говорящего принимать собственные обязательства утрированно, расширительно. Такое преувеличение разрешает ему видеть собственные действия вынужденными. «Противоядие» пребывает в том, дабы он заметил другую возможность. В большинстве случаев мы эмоциием, что должны что-то сделать, по причине того, что не желаем сталкиваться с последствиями невыполнения. Обсуждение таких последствий может снизить ужас перед ними. И наоборот, мы склонны преувеличивать собственный бессилие, игнорируя в полной мере преодолимые помехи.

—Я не могу этого сделать.

—Что вам мешает?

—Я обязан это прекратить.

—Что случится, если вы не прекратите?

—Я не могу ему сообщить правду.

—Что произойдёт, если вы сообщите?

—Мне нужно быть терпимее.

—Для чего вам это?

Искажения

В случае если у нас складывается чувство, что клиент принимает за факты результаты собственных умозаключений либо предположений и эти предположения порождают его страдания, мы можем собственными вопросами побудить его более критично отнестись к своим утверждениям.

следствие и Причина:клиент видит причинно-следственные отношения в том месте, где они реально отсутствуют. Происходит подмена понятий по принципу: «Затем, значит — исходя из этого!» Время от времени нам бывает комфортно принимать собственные действия вынужденными, дабы не нести за них ответственность и не испытывать эмоции вины. В таких случаях мы можем убедить себя, что обстоятельство отечественного поступка кроется в поведении вторых людей. В случае если мы подмечаем в речи клиента для того чтобы рода выводы, мы можем подвергнуть сомнению надуманную причинно-следственную сообщение.

—Ты нарушаешь мои замыслы.

—Как именно я нарушаю твои замыслы?

—Он меня обижает.

—На что в его поведении вы обижаетесь?

—Он меня злит.

—В каких событиях вы на него злитесь?

Чтение мыслей.Клиент исходит из убеждения, он может каким то образом знать, что ощущает, желает либо о чем думает второе лицо. Такие выводы довольно часто оказываются ошибочными. Иначе, клиент может мучиться по причине того, что другие (в большинстве случаев, родные) люди не делают его жажд и не считаются с его эмоциими, в то время какой сам про них не информирует. Завлекая внимание клиента к отсутствию у него телепатических свойств, возможно привлечь его внимание к фактам, на базе которых он сделал эти выводы.

— Все считаюм, что я выскочка.

— По каким показателям вы додумались, что они вычисляют вас таким?

—Он ни при каких обстоятельствах не думает о последствиях.

—Каким как раз образом вы определите, что он о них не думает?

—Он сделал это намерено, дабы меня разозлить.

—Где подтверждение, что это был намеренный поступок?

—Он мне не помог, в то время, когда пришлось нелегко.

—Как вы дали ему знать, что вам не легко?

Комплексная эквивалентность.Клиент приписывает определенные характеристики людям либо объектам на основании показателей, никак не связанных с этими чертями (бьет — значит обожает; черноглазым нельзя верить; мужчины — обманщики). Не редкость так, что сходу не светло, на чем основывается человек в собственных суждениях. С помощью вопросов мы можем распознать и подвергнуть сомнению связь между показателем и приписываемым качеством.

—Он меня не слушает.

—Как вы пришли к такому выводу?

—А он на меня не наблюдает, в то время, когда я к нему обращаюсь.

—А сами вы постоянно смотрите на собеседника, в то время, когда слушаете его?

—Да!

—А вот на данный момент вы на меня вовсе не смотрите, не смотря на то, что я уверен, что слушаете…

Утрата субъекта(перформативного глагола). Проявляется в том, что клиент излагает обобщенные утверждения о чем угодно, но наряду с этим опускает высказывание: «Я утверждаю, что… (Я считаю, что… Я говорю вам…)» В следствии он относится к своим высказываниям как к объективной истине, тогда как это всего лишь его вывод. Показателями этого искажения являются слова «хороший», «плохой», «чокнутый», «сумасшедший», «больной», «верный», «подлинный», «фальшивый», «единственный» и др.

—Неправильно надеяться на честность.

—Для кого это неправильно?

—Необходимо сказать медленнее.

—Кому это необходимо?

—Это крайне важно.

—Для кого это принципиально важно?

—Он — дурак!

—Чье это вывод?

Вопросы, проясняюшие сущность высказывания, оказывают помощь клиенту лучше осознавать, что с ним происходит в действительности, но в некоторых случаях они приводят в смущение его Ребенка, потому, что содержат в себе скрытую трансакцию: «Я сомневаюсь в справедливости ваших слов!» По данной причине проясняющие вопросы логично применять по окончании установления помогающих взаимоотношений, в то время, когда появляется уверенность, что неблагополучный Ребенок не будет задет.

О ЧЕМ направляться ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ?

В случае если вам необходимо получить от клиента определенную данные социально-демографического характера, оптимальнее задать вопросы или перед консультацией , или в ее финише, в то время, когда отношения с клиентом уже установились. Если вы задаете вопросы перед консультацией, лучше поменять тон собственного голоса сразу после того, как с вопросами будет покончено. Отложите блокнот и ручку в сторону. Мало разверните стул. Измените позу. Это будет означать: «Сейчас возможно затевать».

Уже на первой консультации у психолога появляется необходимость в получении информации о том, что, фактически, случилось с клиентом, чем он обижен и чего он желает. Значительно чаще обращение человека за помощью связано с тем, что с ним случилось какое-то конкретное событие (инцидент), которое выбило его из колеи либо послужило последней каплей, переполнившей чашу его терпения. Посредством вопросов мы можем полнее собрать картину происходящего, в случае если сосредоточим внимание на некоторых серьёзных темах.

К примеру, работник школьной консультационной работы обязан выяснить, как ученица растолковывает обстоятельства собственного нехорошего поведения в классе, в результате которого преподаватель направил ее к нему.

Вот пара тем для прояснения, каковые окажут помощь составить неспециализированную картину произошедшего:

1. Что предшествовало инциденту? Что он делал на протяжении инцидента? Что делали другие его участники? Что сейчас думал и ощущал клиент?

2.Что именно видел сам клиент на протяжении происшествия? Может ли клиент совершенно верно обрисовать собственные действия? Что он ощущал и думал на протяжении этого происшествия? Какой была реакция других людей на происходящее?

3.Что делал клиент сразу после происшествия? Каковы были действия вторых его участников? Что он предпринял, дабы справиться с последствиями произошедшего? Что он думал и ощущал?

Известный домашний терапевт Виржиния Сатир думала, что для полноценного понимания обстановки, в которой находится клиент, нужно изучить четыре сферы его действительности.

1. Обнаружение контекста — рассказ клиента о том, что с ним произошло либо происходит.

2. Рефлексия — уточнение того, как клиент принимает, что ощущают другие довольно этого события.

3. Обнаружение эмоций клиента относительно того, о чем он рассказывает.

4. Уточнение эмоций клиента по поводу собственных эмоций (как он относится к собственной эмоциональной реакции).

В случае если нам удастся услышать от клиента такое описание обстановки, мы приобретаем хороший шанс его осознать. Помимо этого, в ходе построения для того чтобы рассказа он и сам будет видеть собственную обстановку количествонее, полнее.

Определения обстановки, которой клиент обижен, еще не достаточно для решения проблемы. Принципиально важно, дабы он выяснил «пункт назначения», другими словами поставил цель и поискал средства для ее успехи.

Мы можем оказать ему помощь, структурируя разговор посредством вопросов, относящихся к следующим этапам решения проблемы:

? факты (каковы факты, относящиеся к данной обстановке? это вправду факты либо предположения? помогите ему отделить факты от интерпретаций, описания от выводов);

? эмоции (что он ощущает по отношению к данной обстановке в целом? что ощущают другие?);

? жажды (что он желает в конечном итоге? он вправду этого желает либо пробует кому-то угодить? каковы жажды вторых участников обстановки? знает он это точно либо догадывается? в чем конкретно будет выражаться выполненное желание?);

? действия (делает он что-то, дабы исправить положение? в случае если да, то что именно?);

? препятствия (что ему мешает действовать эффективно?);

? средства (как он может добиться того, чего желает? не забывайте, что каждая цель возможно достигнута больше чем одним способом, попросите придумать еще 3-4 варианта).

ПРАКТИКУМ

Цель работы. Изучение роли вопросов в ходе оказания психологической помощи.

Движение работы

Упражнение 1.

Функциональный анализ вопросов

1. Прочтите стенограммы бесед в приложениях 1 и 2. Отметьте для себя:

— Был ли он задан, дабы принести пользу рассказчику?

— Принес ли вопрос пользу клиенту либо его возможно было пропустить?

— Какие конкретно вопросы возможно трактовать как замаскированные советы?

Какие конкретно вопросы возможно трактовать как сбор информации для совета?

— Какие конкретно вопросы возможно трактовать как удовлетворение любопытства психолога либо заполнение времени для снятия тревоги?

— Какие конкретно вопросы вынудили клиента защищаться, рационализировать?

2. Потом упражнение выполняется в рабочих группах из трех—шести человек. Обсудите с сотрудниками ваши мысли. Сделайте предварительные выводы.

Упражнение 2.

Активное слушание в помощи психолога

1. Второе упражнение выполняется в тех же тройках.

2. Распределите роли: один будет рассказчиком (клиентом), второй слушателем (психологом), третий — наблюдателем.

3. Рассказчик излагает собственную историю. Слушатель применяет техники рефлексивного и нерефлексивного слушания и вопросы.

4. Наблюдатель смотрит за соблюдением инструкции слушателем и по завершении — делится впечатлениями.

5. Вторая смена ролей.

6. Третья смена ролей.

Инструкция для рассказчиков. Поразмыслите о том, что в вашей жизни вас не устраивает, расстраивает, доставляет огорчения. Поведайте об этом собственному консультанту. (На этом тренинге лучше не касаться весьма значимых либо ужасных событий.)

Инструкция для слушателей. Вы должны пристально слушать, применяя техники рефлексивного и нерефлексивного слушания. Не оценивайте, не упрекайте, не одобряйте, не утешайте. В ходе слушания вы имеете возможность задавать вопросы довольно следующих сфер:

— факты (каковы факты, относящиеся к данной обстановке? помогите партнеру отделить факты от их интерпретаций и допротивен);

— эмоции (что он ощущает по отношению к данной обстановке в целом? что ощущают другие люди, включенные в эту ситуацию?);

— жажды (что он желает в конечном итоге? каковы жажды вторых людей, включенных в эту обстановку? знает он это наверняка либо догадывается?);с

— мыслы (для чего ему это?);

— действия (что он сделал либо делает, дабы добиться цели?);

— препятствия (что ему мешает?);

— средства (как он может добиться того, чего желает?).

Инструкция для наблюдателей.Ваша задача — замечая за происходящим, отмечать техники слушания, использованные психологом; вычислять вопросы из каждой категории, заданные в ходе слушания. Поведайте о ваших впечатлениях относительно последствий заданных вопросов: помогал либо мешал тот либо другой вопрос рассказчику излагать собственную историю? Оказывал ли вопрос влияние на логику изложения? В случае если да, то хорошее либо негативное?

выводы и Обсуждение

Обсуждение происходит в группах, складывающихся из нескольких объединенных троек.

— Поведайте из роли психолога: удалось ли вам правильно отразить суть рассказа клиента; с какими столкнулись трудностями? Кто был ведущим в беседе, кто ведомым? Удалось ли вам избежать лишних вопросов? Что вы определили о себе, как о психологе?

— Поведайте из роли клиента: изменялось ли ваше познание обстановки под влиянием вопросов психолога?

— Какой опыт вы купили, делая это упражнение? Что вы определили о себе и смогли забрать для себя?

— Обменяйтесь впечатлениями, сделайте выводы.

Приложение

Отрывки стенограмм консультаций, выполненных психологами-стажерами

Технологии восстановления костных тканей — Владимир Комлев


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: