Возмещаются ли пропущенные дни поста по причине беременности и кормления грудью?

Обязаны ли дамы возмещать пост,

Пропущенный по обстоятельству беременности либо кормления грудью?

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла отечественных душ и плохих дел. Кого Аллах ведет по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он покинет, того никто не наставит на прямой путь. Мы свидетельствуем, что нет никого хорошего поклонения, не считая Одного Аллаха, и свидетельствуем, что Мухаммад – посланник и раб Аллаха Его.

А после этого:

В связи с разногласиями, существующими около восполнения поста пропущенного по обстоятельству беременности либо кормления грудью, многих мусульманок интересует вопрос, чем обязана беременная и кормящая грудью? Обязаны ли они поститься либо нет, и нужно ли им возмещать пост в том случае, если они его пропустили.

С соизволения Аллаха эти вопросы будут рассмотрены с приведением аргументов всех сторон.

О том, что беременная и кормящая грудью смогут при необходимости прервать пост

От Анаса ибн Малика сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил: «Великий и Всемогущий Аллах высвободил путников от половины и поста молитв, а беременных и кормящих грудью дам высвободил от поста». ат-Тирмизи 715, Абу Дауд 2408, ан-Насаи 2277. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, имам Ибн Хузайма, шейх аль-Альбани и ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут.

Беременная и кормящая грудью смогут не выполнять пост в том случае, если испытывают опасение за себя, за плод, за пропажу либо дефицит молока, и в этом нет разногласий среди ученых. Но, если они способны поститься, не опасаясь за все вышеперечисленное, то им не разрещаеться оставлять пост, потому что Всевышний Аллах говорит: «А поститься лучше для вас, если бы вы лишь знали!» (аль-Бакъара 2: 184).

Ибрахим ан-Наха’и говорил: “в один раз одна дама пришла к ‘Алькъаме и сообщила: “Я беременна, но я в состоянии выполнять пост, но мой супруг запрещает мне это”. Тогда ‘Алькъама сообщил ей: «Повинуйся Аллаху и не слушайся супруга!»” ‘Абдур-Раззакъ № 7566.

Имам Ибн ‘Акъиль сообщил: “В случае если беременная и кормящая грудью опасаются за плод либо ребенка, то им не нужно поститься, а если они не опасаются, то им не разрещаеться не поститься!” См. “аль-Инсаф” 7/382.

Шейх Ибн ‘Усаймин сообщил: “Не разрешено беременной и кормящей грудью не выполнять пост, не считая как при необходимости!” См. “Фатауа ас-сыям” 161.

Так, беременная и кормящая грудью смогут не выполнять пост только при опасения, а не просто по обстоятельству кормления либо беременности, как это полагают многие.

Примечание:

В случае если у беременной дамы происходит выкидыш в стадии формирования у плода разных частей тела, таких как голова либо руки, то подобный случай рассматривается как ан-нифас (послеродовое кровотечение), и дама не постится и не молится. В случае если же выкидыш случился на ранних стадиях беременности (до восьмидесяти дней), то в отношении дамы используются положения, которые связаны с истихадой (болезненное кровотечение), и она не должна оставлять собственный пост (и конечно молитву). См. “Фатауа аль-Ляджна ад-даима” 10/224.

Возмещаются ли пропущенные дни поста по обстоятельству кормления и беременности грудью?

Довольно данного вопроса среди ученых существует пять известных точек зрения, верным из которых есть лишь одно, потому, что истина одна, а противоречивые разногласия не имеют к ней никакого отношения. Имам Малик сказал: “Клянусь Аллахом истина только одна и два противоречащих друг другу мнения, одновременно правильными быть не смогут!” См. “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 2/82.

Разглядим детально мнения всех сторон:

Первое вывод пребывает в том, что беременная и кормящая грудью обязаны компенсировать пост и кормить за любой пропущенный сутки одного бедняка. Это было мнением Малика, аш-Шафи’и и Ахмада. См. “Тухфатуль-ахуази” 3/402. Но кое-какие шафи‘иты и ханбалиты думали, что если они не постятся, опасаясь за себя, то они должны пропущенные дни поста, без кормления бедняка. См. “Сахих фикъху-Ссунна” 2/125.

Второе вывод пребывает в том, что беременная лишь возмещает пропущенные дни поста, а кормящая грудью возмещает пост и кормит за любой пропущенный сутки одного бедняка. Это одно из точек зрения имама Малика и многих шафи‘итов. См. «аль-Маджму’» 6/273.

Первые два мнения не имеют базы ни в Коране, ни в Сунне, ни в словах кого-либо из сподвижников. Имам Абу ‘Абдуллах аль-Маррузи сказал: “Мы не знаем никого, от кого бы точно передавалось необходимость объединять оба положения: возмещение поста и кормление бедняка, не считая имама Муджахида”. См. “аль-Истизкар” 3/364.

Третье вывод пребывает в том, что беременная и кормящая грудью легко обязаны компенсировать пропущенные дни поста, не кормя бедняков. Это вывод Абу Ханифы, аль-Ауза’и, Суфьяна ас-Саури, Абу и Абу Саура ‘Убайда. См. “Бидаятуль-муджтахид” 1/446. Кроме этого этому точке зрения отдали предпочтение шейх Ибн Баз и Ибн ‘Усаймин.

Они говорят, что база в шариате Всевышнего – это обязанность выполнять пост для каждого мусульманина, и это имеет отношение кроме этого к беременным и кормящим грудью, потому, что нет для них никаких исключений. И вследствие этого они обязаны компенсировать пропущенные дни поста равно как и любой, кто не выполнял пост по уважительной шариатской обстоятельству.

Кроме этого их аргументом являются следующие аналогии:

Хадис: «Великий и Всемогущий Аллах высвободил путников от половины и поста молитв, а беременных и кормящих грудью дам высвободил от поста».

Они говорят, что беременная и кормящая упоминаются в хадисе наровне с путником, а путник обязан компенсировать пропущенный пост.

Кроме этого они сравнивают их с больным, потому, что больной не поститься из-за опасения за себя, но вместе с этим по выздоровлению обязан компенсировать пост.

Четвертое вывод пребывает в том, что беременная и кормящая грудью не возмещают пост и не кормят бедняков. Это вывод имама Ибн Хазма, и ему дал предпочтение шейх Хамад аль-Ансари. См. “аль-Мухалля” 6/263, “Тухфату ас-саиль ‘ан саум аль-мурды’ уаль-хамиль” 138.

Их вывод основывается на том, что в шариате Всевышнего Аллаха имеется дозволенность на несоблюдение поста по обстоятельству кормления грудью либо беременности, и нет никаких указаний ни в Коране, ни в Сунне на то, что они обязаны возмещать пост. Всевышний Аллах обязал возмещать пост лишь пяти категориям людей, а это: путник, пациент, сознательно привёдший к рвоте, дама у которой месячные либо послеродовое кровотечение. Упомянув это, Ибн Хазм сообщил: “Ни один человек не имеет права обязывать тем, на что не пришел текст из Корана либо Сунны, либо на что нет единогласного мнения (аль-иджма’)”, по окончании чего он прочёл следующий аят: «А тот, кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе» (ат-Талякъ 65: 1).

И пятое вывод пребывает в том, что пропустившие пост беременная и кормящая грудью не обязаны его восполнением, а должны накормить за любой пропущенный сутки одного бедняка. Это было мнением Ибн ‘Аббаса и Ибн ‘Умара, и за ними в этом вопросе последовали Са’ид ибн аль-Мусайиб, Са’ид ибн Джубайр, Къатада, Къасим ибн Мухаммад, Исхакъ ибн Рахауайх, Сайд Сабикъ и аль-Альбани. См. “аль-Имам би ахками-ссыям” 300-301, “Сахих фикъху-Ссунна” 2/125.

Ибн ‘Аббас в отношении аята: «А тем, каковые способны поститься с большим трудом, надлежит накормить бедняка»(аль-Бакъара 2: 184) заявил, что он отменен велением поститься, а после этого добавил: “Установлено кормление одного бедняка за любой пропущенный сутки для старухи и старика, каковые не могут выполнять пост[1], и для беременной и кормящей грудью, каковые опасаются (за детей)”. аль-Байхакъи 4/230, Ибн аль-Джаруд 381. Достоверность подтвердили имам ан-Науауи, шейх Ахмад шейх и Шакир аль-Альбани.

Ибн ‘Аббас кроме этого сказал: “В случае если беременная опасается за себя, а кормящая грудью опасается за собственного ребенка, то они оставляют пост в месяце Рамадан и кормят за любой пропущенный сутки одного бедняка, и они не должны возмещать собственный пост”. ат-Табари 2758 и др. Достоверность иснада подтвердили хафиз Ибн ‘Абдуль-Барр в “аль-Истизкар” 3/364, Ибн Хаджар в “аль-Маталибуль-‘алия” 1/258 и шейх аль-Альбани в “Ируауль-гъалиль” 4/19.

Кроме этого сообщается, что Ибн ‘Аббас сообщил беременной даме: “Ты из тех, каковые смогут поститься с большим трудом, исходя из этого на тебе кормление бедняка, а не возмещение”. аль-Баззар 1/365. Имам ад-Даракъутни и хафиз Ибн Хаджар подтвердили достоверность.

Кроме этого сообщается, что в один раз Ибн ‘Умар, заметив, что его беременной жене тяжело поститься, сообщил ей: “Покинь пост, поскольку ты из тех, кто не имеет возможности выполнять его. Исходя из этого корми за ежедневно бедняка и не возмещай собственный пост”. Нафи’ говорил, что то же самое Ибн ‘Умар повелел и собственной беременной дочери. ад-Даракъутни 2/207/10. Достоверность иснада подтвердили имам ад-Даракъутни и шейх аль-Альбани. См. “Ируауль-гъалиль” 4/20.

Так же говорили такие узнаваемые имамы из последователей (таби’ун), как Са’ид ибн Джубайр и Къатада: “Не постится беременная, которая опасается за собственный дитя и не постится кормящая грудью, которая опасается за собственный дитя. Они должны за любой пропущенный сутки кормить бедняка, и они не обязаны возмещать пост”. ‘Абдур-Раззакъ 7555, 7556.

Вывод

Как мы видим, из пяти упомянутых точек зрения самым сильным и самый аргументированным есть пятое вывод, заключающееся в том, что беременная и кормящая грудью не должны возмещать пост, а должны кормить за любой пропущенный сутки одного бедняка.

Это вывод есть самым сильным по следующим обстоятельствам:

Во-первых, оно есть мнением сподвижников пророка (мир ему и благословение Аллаха), каковые были свидетелями ниспослания Корана и каковые лучше вторых знали о его значении. Среди этих сподвижников Ибн ‘Аббас, о котором Ибн Мас’уд сказал: “Наилучший толкователь Корана – это Ибн ‘Аббас!” ат-Табари 1/89. Иснад точный.

Во-вторых, в приведенных словах Ибн ‘Аббаса: «установлено», содержится указание на то, что это не его личное вывод либо познание Корана, а что это он знал из Сунны пророка (мир ему и благословение Аллаха), потому, что сподвижники в религии ничего не устанавливали. См. “на данный момент-гъалиль” 4/38.

В-третьих, то, что кто-либо из сподвижников толкует аят и говорит о причине его ниспослания и его отмене, показывает на то, что это есть установлением шариата, а не его личным мнением, и в науке хадисоведения данный принцип прекрасно известен. См. “Тадриб ар-рауи” 1/192, «‘Улюмуль-хадис» 1/24.

В-четвертых, даже в том случае, если это вывод основывается на мнении Ибн ‘Умара и Ибн ‘Аббаса, то их вывод больше заслуживает того, дабы ему направляться. Тем более что нет точных сообщений, дабы хоть один сподвижник им в этом противоречил, а ставить в несоответствие сподвижникам чье-либо вывод, не считая пророка (мир ему и благословение Аллаха), не разрешено! Все имамы ахлю-Сунна, включая и четырех имамов, считают, что в случае если среди сподвижников было по какому-либо вопросу два мнения, то никому не разрешено вводить по этому вопросу третье вывод. Так же как в случае если сподвижники объединились в одном вопросе, не разрешено идти им в несоответствие. См. “ар-Рисаля” 595, “аль-Ихкам” 4/561, “аль-Усуль” 1/318.

в один раз Са’ида ибн аль-Мусайиба[2] задали вопрос о его мнении в каком-то вопросе, и он сообщил: “В этом вопросе разногласили сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и моему точке зрения не должно быть места среди них!” Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1423.

Кроме этого направляться подчернуть, что в случае если слова либо поступок сподвижника не есть следствием его иджтихада и неизвестно, дабы кто-либо из вторых сподвижников ему возразил, то это есть шариатским аргументом, что нужно принять, и именуется как иджма’у сукути! Довольно этого правила все последователи (таби’ун) и имамы нашли консенсус, не считая тех, кто отклонился от истины, как аш’ариты, му’тазилиты, философы и кое-какие крайние ханафиты. См. “аль-Ихкам” 4/120, “ат-Тахсыль” 2/319.

Имам Абу Ханифа сказал: “В случае если я сообщу то, что противоречит Книге Аллаха, то покиньте мои слова и следуйте Книге Аллаха”. Его задали вопрос: “А если они противоречат высказыванию посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)?” Он сообщил: “Покиньте мои слова и следуйте хадису посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)”. Его снова задали вопрос: “А если они противоречат высказываниям его сподвижников?” Он ответил: “Покиньте мои слова и следуйте высказываниям сподвижников”. См. “аль-Мадхаль иля-Ссунаниль-кубра” 203-204, имама аль-Байхакъи и “Фатхуль-Маджид” 241.

Ибн Мас’уд сказал: “Не подражай слепо в собственной религии людям, но в случае если тебе придется это делать, то подражай погибшим (т.е. сподвижникам), а не живым!” аль-Хатыб 1/438, аль-Лялякаи 131. Иснад хороший.

Как восполнять пропущенные по беременности посты?


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: