Возможности и границы взаимопонимания

Психотерапевтическая структура согласия

В психотерапевтической науке согласие рассматривается как комплексный феномен, состоящий, по крайней мере, из четырех компонентов.

Во-первых, согласие — это согласование личных точек зрения на объект понимания — природного явления, социального события, обсуждаемой темы и т.п. Объектом понимания постоянно является и фрагмент предметного либо виртуального мира и субъективное отражение этого фрагмента.

Во-вторых, согласие в обязательном порядке включает познание себя. Представление о втором человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Сообщение эта неоднозначная: с одной стороны, достаток представлений о самом себе определяет и достаток представлений о втором человеке, иначе, чем более полно раскрывается второй человек, тем более полным делается и представление о самом себе. К. Маркс, писал: Человек сперва смотрится, как в зеркало, в другого человека. Только отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку.

В-третьих, обсуждаемый феномен включает познание партнера по общению. Познание субъектом другого — это познание целей, мыслей, личностных линия партнера, и его ценностно-смысловой позиции. Согласно точки зрения германских психологов Б. Роземанна и М. Керреса: Познание другого должно означать, не смотря на то, что и неизменно частичное, представление о его мире и мыслях эмоций, объяснение мотивов и прослеживание поступков ценностных представлений.

Наконец, в-четвертых, существует социально-рефлексивный компонент согласия: представления субъекта о том, как партнер по общению понимает его. В западной психологии основательно изучены три основных источника знаний, опираясь на каковые люди формируют социально-рефлексивные представления о себе и понимании их вторыми:

1. Первый источник коренится в теории социального сравнения. В ее основе лежит предположение о том, что при оценке себя, возможностей и своего поведения субъект сравнивает себя с другими людьми, в особенности подобными себе.

2. Второй источник знаний о себе — отраженная оценка, либо отраженное Я. В этом случае люди приобретают сведения о себе через прямую оценивающую обратную сообщение от значимых вторых либо через ярлыки, навешиваемые на них вторыми.

3. Третий источник самопознания — поведенческое самовосприятие. Люди время от времени ведут себя как внешние наблюдатели и применяют суть собственных действий для заключений о себе. Более того, люди часто выступают как наблюдатели собственного внутреннего мира (к примеру, чувств и мыслей) и применяют содержание наблюдений для выводов о себе.

границы и Возможности согласия

В представлении о границах и возможностях согласия возможно различать пара подходов. В одних случаях психологи и социологи исходят из представления о неограниченных возможностях согласия между людьми, часто кроме того отождествляя его с процессом информационного общения.

Так, Т.Шибутани склонен к отождествлению согласия с коммуникацией. Коммуникацию он характеризует как обмен информацией, благодаря которому согласие начинается либо разрушается. Наряду с этим уровень согласия рассматривается как наиболее значимый критерий коммуникабельности общающихся индивидов.

В какой-то мере близка к этому и точка зрения доктора наук Мичиганского университета Т. Ньюкома, что, не смотря на то, что и различает согласия и понятия коммуникации, но вместе с тем разглядывает коммуникацию как сообщение, имеющую своим следствием возрастание степени согласия общающихся между собой индивидов.

Но в случае если, с позиций Т. Шибутани и Т. Ньюкома, взаимопонимание и согласие заложены уже в самом акте информационного общения людей, то с позиций экзистенциализма как философского течения, согласие либо коммуникабельность в ходе общения скорее редкое исключение, чем правило в людской общении.

Экзистенциализм исходит от романтического идеала тотальной либо яркой коммуникации, которая возможно истолкована как полное согласие либо родство душ.

Утверждая некоммуникабельность человека и принципиальную герметичность, экзистенциалисты абсолютизируют такие настоящие явления, как:

1. уникальность, неповторимость личных переживаний;

2. внутреннюю расчлененность жизненного опыта и множественность образов рефлексивного Я субъекта;

3. рефлексивно-игровой темперамент общения, при котором поведение лица зависит от ситуации и особенностей партнёров, а в его самосознании разграничиваются фасад и кулисы, разные воображаемые и фальшивые Я и т.п. (И.С. Кон).

Само собой разумеется, неповторимость и уникальность личных переживаний человека, равно как и сложность, структурная многогранность его самосознания являются очень значительными, но отнюдь не непреодолимыми барьерами на пути обоюдного понимания людьми друг друга.

Уровни согласия

Возможно различать три уровня согласия в зависимости от того:

1. сходится ли совокупность социальных и личных значений у общающихся, с одной стороны, и нет совпадений в уровне взаимооценки личностных качеств – с другой;

2. в то время, когда сходится не только совокупность значений (социальных и личных), но и уровень обоюдной оценки личностных качеств; это тот случай, в то время, когда отмечается обоюдная удовлетворенность людей их эмоциональным отношением друг к другу, в то время, когда они уважают друг друга, что исключает необходимость прибегать к суррогатным средствам взаимопонимания и достижения согласия;

3. в то время, когда имеет место высокая степень открытости и взаимного доверия общающихся; это предполагает, со своей стороны, отсутствие каких-либо тайн друг от друга, каковые бы значительно затрагивали интересы партнеров.

Лекция Дага Уоллеса «Литература без границ. будущее и Настоящее интернациональных литературных проектов»


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: