Возможности и ограничения интервьюирования.

Возможности:1. Возможность получения более искренних ответов и более точной информации, в связи с тем, что обстановка интервью близка к обыденной беседе;2. Возможность получения глубокой информации;3. Возможность вести наблюдение за реакцией респондента.4. Обстановка интервью близка к обыденному беседе

Общение интервьюера с респондентом, имеющее личностный темперамент, разрешает более полно реализовать познавательные задачи опросника.

Ограничения:1. «Эффект влияния интервьюера»2. Громадные временные и материальные затраты: проведение интервью требует наличие штата намерено обученных интервьюеров3. Трудоемкость процесса подготовки интервьюеров.4. Неприятность — обеспечение анонимности беседы (кроме того при личного и личного интервью). Так как этот вид опроса предполагает открытое словесное представление собственной точки зрения опрашиваемым респондентом интервьюеру, что предполагает особенный подход к процедуре и поиску респондентов самого интервьюирования.

35. Ключевые принципы построения анкеты

Первый принцип: программная логика вопросов не должна быть смешиваема с логикой построения анкеты. Опросный лист строится под углом зрения психологии восприятия опрашиваемого. К примеру, при изучении отношения к клубным учреждениям казалось бы логичным сперва узнать, посещают ли клуб эти респонденты, а после этого перейти к направленному опросу тех, кто ответил утвердительно, а затем — тех, кто клуб не посещает. Но, учитывая, что в общей массе населения последних больше, направляться поступать в противном случае: прежде всего формулировать вопросы для всех, после этого — для посещающих клуб, позже — для не посещающих его и опять — для всех опрощеных.

Учет изюминок восприятия респондентом текста анкеты — ведущий принцип, из которого следуют и все другие требования к ее построению.

Второй принцип — непременный учет практического опыта и специфики культуры опрашиваемой аудитории. Мы говорили об этом, имея в виду стилистику формулировки вопросов. В этом случае те же требования касаются неспециализированной структуры опросного страницы. К примеру, в массовом опросе неразумно пространно растолковывать научные цели проводимой работы. Лучше выделить ее практическую значимость. Опрашивая же специалистов, направляться указать и практические, и научные цели изучения.

Третий принцип вытекает из того, что одинаковые вопросы, расположенные в различной последовательности, дадут различную данные. К примеру, в случае если сперва поставить вопрос об уровне удовлетворенности какой-то ее условиями и деятельностью (труда, быта и т. п.), а после этого — вопросы на оценку частных изюминок деятельности (удовлетворенность содержанием работы, доходом, бытовым обслуживанием и другое), то неспециализированные оценки будут оказывать влияние на частные, снижая (либо, наоборот, повышая) их независимо от специфики того либо иного нюанса неспециализированной обстановке. Отмечается, с одной стороны, рвение респондента психологически оправдать неспециализированную оценку и, иначе, усиленное воздействие многократного повторения одной и той же оценки, отнесенной к неспециализированной группе неприятностей. При таких условиях направляться частные вопросы ставить первыми, обобщающий — в конце соответствующего блока фразой: А сейчас просим Вас оценить в целом, в какой мере Вы удовлетворены… собственной нынешней работой… условиями судьбы и т. д. Оценка частных условий труда, быта и другое предваряет неспециализированную, заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке, оказывает помощь разобраться в собственных настроениях.

Четвертый принцип — смысловые блоки опросного страницы должны быть приблизительно одного количества. Доминирование какого-либо блока неизбежно отражается на качестве ответов по вторым смысловым блокам. К примеру, в анкете об образе судьбы, подробно расспрашивая об условиях труда, а после этого уделяя 2—3 вопроса условиям быта, мы заведомо позволяем понять респонденту, что первое ответственнее, и тем самым оказываем на него давление. Несогласные с таковой позицией исследователей, быть может, без злого умысла будут снижать оценки по блоку работа, а заодно — и по вторым нюансам тематики опроса.

Пятый принцип касается распределений вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более несложными, потом следуют более сложные (нужно событийные, не оценочные), после этого — еще сложнее (мотивационные), позже — спад (опять событийные, фактологические) и в конце — самые сложные вопросы (один-два), по окончании чего — завершающая.

36. Структура анкеты

Но не обращая внимания на разнообразие анкет все они имеют неспециализированную структуру.Любая анкета в обязательном порядке складывается из трех частей: вводной, содержательной и последней.

На титульном странице либо в «шапке» анкеты указывается (в случае если это нужно) наименование организации, проводящей название и опрос самой анкеты, отражающее тему либо проблему опроса («Анкета избирателя», «Отечественные дети» и т.п.). Потом направляться вводная часть, цель которой — заинтересовать респондента, организовать установку на активное сотрудничество с исследователем, ознакомить с техникой заполнения анкеты. Довольно часто во введении подчеркивается важность точных и искренних ответов, анонимность опроса.

Содержательная часть начинается с самые простых вопросов, стимулирующих интерес респондента к опросу. К середине анкеты сложность вопросов увеличивается и понижается к ее финишу. Этим учитывается утомляемость респондента в ходе заполнения.

Последняя часть (паспортичка), в большинстве случаев, представляет собой социально-демографический блок вопросов, в которых определяются объективные характеристики респондента (пол, возраст, образование и т.п.). Завершается анкета словами признательности за участие в опросе.

Основной, конечно же, есть содержательная часть.

Ее композиция (виды и характер задаваемых вопросов, их последовательность, типы применяемых шкал и т.д.) определяется задачей получения максимально точной информации. Разработка анкеты требует большого профессионализма. Это предполагает, в первую очередь, владение разработкой составления анкеты. Она включает: операционализацию концептуальных понятий изучения, приведение в соответствие с ними эмпирических индикаторов, составление для каждого из индикаторов одного либо нескольких вопросов анкеты.

37. Включаемые в анкету вопросы классифицируются по разным основаниям. В зависимости от отношения к цели изучения различают программно-тематические (содержательные, результативные) и процедурные (функциональные) вопросы.

По предметному содержанию выделяют вопросы: о фактах; знаниях; мнениях, установках, мотивах поведения.

По степени стандартизации вопросы делятся на закрытые, полузакрытые и открытые.

Закрытые вопросы смогут быть: дихотомическими («да-нет»); другими и «вопросами-меню».

В открытых вопросах нет комплекта вероятных ответов, что пара затрудняет обработку взятого материала. Но при открытых вопросах в большей мере учитывается вывод респондента по разглядываемой проблеме.

Школьное телевидение Интервьюирование на примере Юрия Дудя и Badcomedian


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: