Возникновение социального знания.

Глава 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК Учебная ДИСЦИПЛИНА и НАУКА.

1. Происхождение социального знания.

2. Объект, структура и предмет социологии.

3. Социология в совокупности социальных наук.

4. методы социологии и Основные категории.

5. Функции социологии.

Главные понятия: практика и наука, классификация наук, предмет и объект науки, социальное, социология фундаментальная (теоретическая) и прикладная, теории среднего уровня, эмпирическая социология, подходы и методы социологии, категории, функции социологии.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАНИЯ.

Приступая к изучению социологии как научной и учебной дисциплины, уместно отыскать в памяти, что наука по большому счету — это обобщенные, систематизированные и точно подтвержденные фактами знания. Каждая наука появляется из потребностей практики, исходя из этого первоначально появляются те науки, каковые снабжают физическое выживание человека, изучают материальный мир (живую и неживую природу). Но до происхождения науки имеется перепроверки и этапы накопления точной информации впредь до определенного скачка: МАТЕМАТИКА = Эвклидовы «Начала» + математика Лобачевского + теория Эйнштейна; ФИЗИКА = законы открытые Архимедом + механика Ньютона + ядерная + квантовая и т.д.; БИОЛОГИЯ = наблюдения первобытного человека + классификация живой природы + открытие клетки + эволюционная теория + генетика и т.д. В зависимости от сферы исследовательских заинтересованностей очень много разных, но довольно часто взаимосвязанных наук возможно поделить на четыре многочисленные группы: естественные, изучающие мир природы (физика, химия, биология); технические, изучающие мир «второй природы», создаваемой человеком (электроника, кибернетика, радио, биотехнологии); гуманитарные, изучающие мир человека (психология, логика, лингвистика и т.д); науки социальные, изучающие мир около человека, мир общества (экономика, социология, политология, юриспруденция).

В первый раз термин «социология» ввел в научный обиход французский ученый Огюст Конт (1798-1857), соединив латинское societas — общество и греческое logos – учение. Прямой перевод свидетельствует «учение об обществе». Это определение по форме верное, а содержательно недостаточное, потому, что общество изучает и история, и юриспруденция, и экономика, и философия, и социальная психология, и другие науки и демография. Чтобы выяснить, что объединяет все эти науки, а основное в чем специфика социологии нужно определиться с предметом и объектом изучения каждой из них.

ОБЪЕКТ, СТРУКТУРА и ПРЕДМЕТ СОЦИОЛОГИИ.

Объект науки – часть объективной действительности, на которую направлен научный интерес ученого. К примеру, научный интерес астролога направлен на изучение небесных тел, космоса, зоолога — на изучение фауны, а ботаника — флоры и т.д. Такие науки как политология, социология, политэкономия, история, философия и все остальные социально-гуманитарные и экономические науки изучают другую часть объективной действительности – общество. Это указывает, что у них у всех один объект изучения. Но любая из них выработала личный понятийный аппарат, благодаря которому обрисовывает интересующие ее элементы действительности. Объект социологического познания — вся совокупность социальных особенностей, отношений и связей. Социальное — особенности и свойства публичных взаимоотношений, появляющиеся в ходе совместной деятельности людей и проявляющиеся в их отношениях друг к другу, к собственному положению в обществе, к процессам и явлениям публичной судьбе. Объект социологии (как науки) — общество в целом, социальные связи, сотрудничества, отношения и метод их организации. Иначе говоря объект социологии — гражданское общество.

Предмет науки – итог теоретического абстрагирования, определенный нюанс, срез объективно существующего элемента действительности, разрешающий исследователю выделить закономерности развития и те стороны и функционирования изучаемого объекта, каковые являются своеобразными для данной науки. К примеру, история в обществе изучает события и социальные трансформации, случившиеся в определенном обществе в их хронологическом порядке; экономика в обществе изучает методы ведения хозяйства, производства материальных благ, их обмена; политология – властные отношения и власть; юриспруденция – право и правовые отношения и т.д. Предмет науки, в отличие от объекта существует в сознании исследователя, т.е. зависит от самого сознания и есть его частью и результатом исследовательской деятельности. Определение предмета социологии было сложным процессом, и сейчас нет сложившегося общепринятого определения. Так, ее основоположник О.Конт думал, что социология – наука о основных законах развития общества, верховная действительность, подчиняющаяся лишь естественным законам; Э.Дюркгейм предметом социологии вычислял социальные факты, а М.Вебер – социальные действия. Русские ученые–социологи уверены в том, что предметом социологии можно считать поведение и сознание людей в конкретной социально-экономической обстановке (Ж.Тощенко), социальные общности (В.Ядов), социальные отношения (Г.Осипов), процессы и социальные структуры в них (С.Фролов).

Так, предмет изучения социологии составляют:

— закономерности совместной судьбе людей;

— правила, характерные для любого гражданского общества;

— структуры разнообразных форм людских общностей;

— процессы их сотрудничества;

— силы, скрепляющие и разрушающие эти общности, независимо от конкретных форм их проявления.

Второй науки, растолковывающей закономерности людской общежития в целом не существует! Действительно, публичная судьба как целостность осмысливается философией, но как раз осмысливается, рефлексируется, а не изучается научными способами. В медицине компетентный доктор, перед тем как диагностировать конкретную заболевание больного, обязан ознакомиться с анамнезом, изучить организм в целом. К сожалению, в обществознании эта процедура довольно часто игнорируется, а время от времени и неосуществима, потому что общество в целом, публичная судьба — сложнейший объект познания, информация о котором неизменно неполная и не всегда точная. Мы пробуем осознать жизнь обобщив лишь кое-какие ее значительнейшие черты, но так как она в один момент многообразна и изменчива, «… исходя из этого всякое мысленное познание нескончаемой действительности конечным человеческим духом основано на немногословной предпосылке, что в каждом данном случае предметом научного познания возможно лишь конечная часть действительности, что лишь ее нужно считать «значительной», т.е. «хорошей знания». (М.Вебер. Избр. Соч. Т.1, с.369. М., 1990.)

Спор о предмете не закончился, но наиболее принятым на данный момент есть следующее определение: «Социология — наука об обществе как целом и о становлении, функционировании и развитии социальных общностей, социальных процессов и социальных организаций, и о социальных отношениях как механизмах сотрудничества между многообразными социальными общностями, между обществом и личностью.» ( В.Ядов. СОЦИС, 1990, №2.)

Структура. Как и большая часть наук, социология развивалась в двух главных направлениях – фундаментальном (теоретическом) и прикладном. Теоретическая социология занимается анализом главных категорий, законов, универсальных социальной поведения организации и закономерностей индивида. Социология должна быть максимально свободной, не может быть ангажирована никакими политическими либо иными пристрастиями, потому, что должна быть основана правильных, конкретных данных, собранных в рамках эмпирической социологии. Сбор информации происходит с применением способов, методик, техник социологического изучения, таких как опросы, интервью, наблюдения, анализ документов, опыты.

Особенной сокровищем в прагматическом применении есть теоретическое обобщение эмпирических данных, что в социологии именуется «теории среднего уровня». Данный научный термин был введен Р.Мертоном определялся им как теории, находящиеся в промежуточном пространстве между частными рабочими попытками и гипотезами создать единую теорию. Так, сложилась трехуровневая структура социологии. Теории среднего уровня действенно исследуют:

-социальные университеты( к примеру, социология семьи, социология медицины, социология политики, социология науки, искусства, образования и т.д.)

-социальные общности (к примеру, социология классов, теория стратификации, социология опытных групп, этносоциология, деревни и социология города и т.д. )

-социология процессов (к примеру, конфликтология, социология урбанизации общества, социология глобализации, социология девиантного поведения, социология политического экстремизма и т.д.)

Неоспоримым преимуществом социологии среднего уровня есть осуществление тесного сотрудничества теоретической социологии с настоящей судьбой.

Прикладная и эмпирическая социология снабжают применение теоретических разработок для ответа практических задач. Она кроме этого снабжает изучение конкретных процессов и групп, сбор и обработку конкретной социальной информации.

Социальная психология. Лекция 11.2. Происхождение помощи


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: