Врачевание в период становления, зрелости и разложения

ГБОУ ВПО «Ставропольский национальный медуниверситет»

Минздрава РФ

Кафедра организации здравоохранения, социальной работы и экономики

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для студентов и преподавателей

По проведению семинарских занятий по учебной дисциплине

«История медицины»

Ставрополь

УДК 614 (075.8)

БКК 51.1(2)я73

С30

Составитель: Максименко Л.Л.

Критики: проректор по учебной работе СтГМА, к.м.н., доцент Филимонов Ю.А., зав. кафедрой здравоохранения и общественного здоровья ФУВ, доктор наук Шибков Н.А.

Методическая разработка для студентов и преподавателей по проведению семинарских занятий по учебной дисциплине «История медицины». – Ставрополь: СтГМУ, 2013. — 54 с.

Методическая разработка для студентов и преподавателей по проведению семинарских занятий по учебной дисциплине «История медицины» составлена на базе рабочих учебных программ дисциплины «История медицины» по профессиям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», утвержденных приказом Министерства образования России №1118 от 8.11.2011 г.. Изложена история развития медицины от первобытного общества до современности. Наряду с этим громадное внимание уделяется истории отечественной медицины. Предназначается для студентов всех факультетов, учителей института.

Задачи преподавания неспециализированного курса истории медицины:

1. Изучение фактических данных из прошлого истории медицины

2. Развитие исторического мышления в понимании процессов становления медицины для лучшего овладения особыми медицинскими знаниями.

3. Воспитание эмоции патриотизма, гуманизма, чести, преимущества доктора на базе изучения опыта всемирный и отечественной медицины, её хороших традиций, ознакомление с заслугами и жизнью лучших её представителей

  • Длительность семинарских занятий – 2 учебных часа (90 мин.)
  • Место проведения занятия: учебные аудитории кафедры здравоохранения и общественного здоровья
  • Оснащение аудитории: портреты ученых, таблицы, альбомы, схемы
  • Оснащение рабочего места студента: книжки, тетради, лекции
  • Оснащение рабочего места учителя:

1. Методическое пособие к проведению семинарского занятия по истории медицины,

2. Замысел занятия,

3. Слайды, фотографии, книги, другие иллюстрации.

Неспециализированный замысел проведения семинарских занятий

1. Вводное слово учителя – 10 мин.

2. Заслушивание докладов – 50 мин.

3. Обсуждение вопросов по теме занятия способом опроса либо проведения контрольной работы, деловая игра: Знатоки против учителя – 15 мин.,

4. Подведение итогов – 10 мин.

5. Задание к следующему занятию – 5 мин.

6. Итого: 90 мин.

Занятие 1

Введение. История медицины как предмет и наука преподавания (3 часа).

Краткие исторические сведения о дисциплине. задачи и Предмет дисциплины. Порядок изучения дисциплины. Отчетность. Литература

Замысел

1. Определение истории медицины как науки, ее задачи и цели.

2. принципы изучения и Основные методы истории медицины.

3. Периодизация, использующаяся при изучении истории медицины.

4. Источники, разрешающие изучить прошлое медицины.

5. Знакомство с методикой проведения практических занятий, методикой написания реферата.

Главные понятия

История, цивилизация, медицина, задачи и предмет истории медицины, исторические источники, историография медицинская.

Вопросы для дискуссии

1. Что является предметом изучения исторической науки?

2. Назовите составные части исторической науки.

3. Что такое медицина, в то время, когда она зародилась?

4. Дайте определение истории медицины как науке, назовите её задачи и цели.

5. Назовите принципы изучения и основные методы истории медицины.

6. Охарактеризуйте составные части истории медицины.

7. Какие конкретно типы цивилизаций вам известны?

8. Какая периодизация используется при изучении истории медицины

9. Каковы источники изучения истории медицины?

10. Что такое историография, историография медицины?

11. Как появилась и развивалась учебная дисциплина «история медицины».

Главная литература

1. Сорокина Т.С. История медицины. Учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. – 3-е изд. – М.: «Академия», 2004. – С. 10-12.

2. Лисицын Ю.П. История медицины: краткий курс. Учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – С. 3-37.

3. Лисицын Ю.П. История медицины. Учебник. – М.: Издательский дом «ГЭОТАР-МЕД», 2004.

Дополнительная литература

1. Хрестоматия по истории медицины: учебное пособие / Под ред. Проф. Д.А. Балалыкина. – М.: Литтера, 2012. – С. 12-15.

2. Мирский М.Б. хирургии и История медицины: учебное пособие для студентов учр. ВПО. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. – С. 6-53.

3. Грицак Е.Н. Популярная история медицины. – М.: Изд-во: «ВЕЧЕ», 2003

Рефераты:

1. Роль медицины в истории .

2. Главные этапы развития медицины в контексте всемирный истории.

3. Главные этапы развития медицинской историографии.

4. История медицины: становление и возникновение научной дисциплины.

Термины:

История (греч. «рассказ о прошлом») – наука, которая изучает прошлое во всей совокупности конкретных фактов, стремясь распознать следствия и причины происходивших событий, осознать и оценить движение исторического процесса, применяя эти многих публичных, особых и запасных наук. Складывается из глобальной (истории) и всеобщей истории отдельных народов и стран (их отечественной истории). Подразделяется на историю старого мира, средних столетий, новую и новейшую историю. Задача истории – обработка и обобщение накопленного людской опыта как противоречивого и единого процесса.

Цивилизация – целостное конкретно-историческое образование, отличающееся характером собственного отношения к миру природы и внутренними изюминками самобытной культуры.

Медицина -(лат. medicina от лат. medicus – врачебный, лечебный, и лат. medeor – лечу, исцеляю) – совокупность научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, предупреждения и лечения заболеваний, сохранения и трудоспособности людей и укрепления здоровья, продления судьбы. Современная медицина есть областью научной и практической деятельности по изучению обычных и патологических процессов в организме человека, патологических состояний и различных заболеваний, их лечению, укреплению и сохранению здоровья людей.

История медицины – это наука, изучающая происхождение медицинских знаний, их развитие в тесной связи со сменой публично-экономических формаций и историей культуры народов, современное состояние медицинской теории и практики, возможности развития медицинских знаний.

Врачевание – лечение, излечение, облегчение физической боли, страдания.

Археология – (др.-греч. ??????? — старый и ????? — слово, учение) – историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Историография медицинская – раздел общей историографии и истории медицины, изучающий на базе обобщения и анализа опубликованных общеисторических и историко-медицинских изучений развития и историю становления самой истории медицины, и ее разделов.

Тесты

1. История медицины – это наука о:

а) происхождении, современном состоянии и развитии медицины

б) закономерностях развития врачевания

в) происхождении практических медицинских навыков

г) об изучении народных средств врачевания

2. Происхождение медицины связано:

а) с возникновением первого человека

б) с происхождением заболеваний

в) с оказанием взаимопомощи

г) с повышенным травматизмом

д) с оказанием самопомощи

3. История медицины делится на:

а) неспециализированную

б) личную

в) особую

4. Что положено в базу периодизации истории медицины:

а) социально-экономические формации

б) успехи в области естествознания

в) особая периодизация

г) классификация заболеваний

д) открытия в области медицины

5. Источниками изучения истории медицины первобытного врачевания являются:

а) предметы первобытной культуры

б) эти палеонтологии

в) эти этнографии

г) папирусы

д) наскальные картинки

е) кино-фотодокументы

6. Помогают ли произведения искусства источником изучения истории медицины?

а) да

б) нет.

7. Совокупность медицины включает в себя:

а) учреждения, оказывающие лечебно-профилактическую помощь

б) учреждения для подготовки медицинских кадров

в) медицинскую и фармацевтическую индустрию

г) научно-исследовательские учреждения

д) органы управления

е) учреждения роспотребнадзора

8. Народная медицина в собственном формировании прошла следующие этапы:

а) самопомощь

б) взаимопомощь (формирующаяся медицина)

в) домашняя медицина

г) опытная.

9. Назовите главные черты народной медицины:

а) отсутствие разделения труда

б) практическая направленность помощи

в) умелый темперамент знаний

г) передача накопленных знаний через индивидуальные контакты

д) фитотерапия

10. Главными чертами классической медицины считаются:

а) необходимое стройное философское либо философско-религиозное учение

б) тесная сообщение с периодом становления государственности

в) малого трансформацию в течение столетий

г) громаднейшая эффективность у себя на Родине

д) само и взаимопомощь

11. Главная задача медицины пребывает в том, дабы:

а) лечить больных

б) проводить карантинные мероприятия

в) изучать обстоятельства болезней

г) защищать здорового человека

12. Личная история медицины изучает:

а) развитие и возникновение отдельных медицинских дисциплин

б) биографии ученых

в) развитие и становление научных школ

г) историю медучреждений

д) методологические базы истории медицины

13. Неспециализированная история медицины изучает:

а) методологические и естественнонаучные базы медицины разных эр

б) направления и важнейшие тенденции в развитии медицины

в) способы подходов к ответу тех либо иных явлений общемедицинского характера

г) вклад отдельных ученых в развитие медицины

14. есть ли неспециализированная история медицины связующим звеном между всеми предметами, каковые изучаются в медицинском институте?

а) да

б) нет

15. есть ли история медицины, как предмет преподавания, научным опытным введением в профессию?

а) да

б) нет

16. Источниками изучения истории медицины являются:

а) письменные

б) вещественные (археологические)

в) устные (фольклорные)

г) лингвистические

д) фотодокументы

е) все правильно

17. Медицинские эмблемы делятся на:

а) личные

б) частные

в) неспециализированные

г) особые

18. К частным эмблемам медицины относятся:

а) изображение ландыша

б) флорентийский ребенок

в) пиктограммы

г) сердце на ладони

д) горящий факел

19. К неспециализированным эмблемам медицины относятся:

а) эмблемы хирургического профиля

б) эмблемы медицинских обществ

в) военно-медицинские эмблемы

г) змея, обвивающая посох

д) жезл Гермеса-Меркурия (две змеи, обвивающие посох)

20. Опытная медицина характеризуется:

а) необходимым философским учением

б) яркой передачей опыта

в) возникновением законов

г) возникновением эмблем и знаков отличия доктора

д) возникновением медико-санитарных организаций в армии

Занятие 2

Врачевание во время становления, разложения и зрелости

О ДОКТОРАХ, о мастерстве врачевания, исцелении от заболеваний, о работниках медицины. о. Макарий Маркиш


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: