Враждебная агрессия в противоположность инструментальной агрессии

Как мы отмечали, агрессия возможно представлена в виде дихотомии (физическая — вербальная, активная — пассивная, прямая — непрямая). Завершая обсуждение данной темы, разглядим последний вариант дихотомического деления агрессии — агрессию враждебную и инструментальную.

Термин враждебная агрессия приложим к тем случаям проявления агрессии, в то время, когда основной целью агрессора есть причинение страданий жертве. Люди, проявляющие враждебную агрессию, причинить зло либо ущерб тому, на кого они нападают. Понятие инструментальная агрессия, напротив, характеризует случаи, в то время, когда агрессоры нападают на вторых людей, преследуя цели, не связанные с причинением вреда. Иными словами, для лиц, проявляющих инструментальную агрессию, нанесение ущерба вторым не есть самоцелью. Скорее они применяют агрессивные действия в качестве инструмента для осуществления разных жажд.

Цели, не предполагающие причинения ущерба, стоящие за многими агрессивными действиями, включают самоутверждение и принуждение. При принуждения зло возможно причинено с целью повлиять на другого человека либо настоять на своем. К примеру, по наблюдениям Паттерсона, дети применяют разнообразные формы негативного поведения: стучат кулаками, капризничают и отказываются слушаться — и все это делается с целью удержать власть над участниками семьи. Само собой разумеется, подобное поведение закрепляется, в то время, когда мелким агрессорам иногда удается заставить собственных жертв пойти на уступки. Подобно агрессия может служить цели самоутверждения либо увеличения самооценки, в случае если такое поведение приобретает одобрение со стороны вторых. К примеру, человек может показаться несгибаемым и сильным в отношениях с другими, в случае если нападает на тех, кто его провоцирует либо злит.

хороший пример инструментальной агрессии является поведением подростковых банд, каковые слоняются по улицам громадных городов в отыскивании случая извлечь кошелек у ничего не подозревающего прохожего, завладеть бумажником либо сорвать с жертвы дорогое украшение. Принуждение может потребоваться и при совершении кражи — к примеру, в тех случаях, в то время, когда жертва сопротивляется. Но главная мотивация аналогичных действий — нажива, а не причинение страданий и боли намеченным жертвам. Дополнительным подкреплением агрессивных действий в этих обстоятельствах может служить восторг ими со стороны друзей.

Не смотря на то, что многие психологи признают существование разных типов агрессии, везде это положение приводит к полемике. Так, согласно точки зрения Бандуры, не обращая внимания на различия в целях, как инструментальная, так и враждебная агрессия направлены на решение конкретных задач, а исходя из этого оба типа можно считать инструментальной агрессией.

В ответ на эту критику кое-какие ученые внесли предложение различные определения для этих двух типов агрессии. Зильманн заменил враждебную и инструментальную на обусловленную раздражителем и обусловленную побуждением. Агрессия, обусловленная раздражителем, относится к действиям, каковые предпринимаются в первую очередь для устранения неприятной обстановке либо ослабления ее вредного влияния (к примеру, сильный голод, плохое обращение со стороны вторых). Агрессия, обусловленная побуждением, относится к действиям, каковые предпринимаются в первую очередь для достижения разных внешних польз.

Додж и Койи внесли предложение применять термины реактивная и проактивная. Реактивная агрессия предполагает возмездие в ответ на осознаваемую угрозу. Проактивная агрессия, как и инструментальная, порождает поведение (к примеру, принуждение, влияние, запугивание), направленное на получение определенного хорошего результата. Эти ученые совершили серию изучений, в которых распознали различия между двумя типами агрессии. Авторы поняли, что проявляющие реактивную агрессию обучающиеся начальных классов (мальчики) склонны преувеличивать агрессивность собственных сверстников и исходя из этого отвечают на кажущуюся враждебность агрессивными действиями. Обучающиеся, демонстрировавшие проактивную агрессию, не допускали аналогичных неточностей в интерпретации поведения собственных сверстников.

Изучения Доджа и Койи представили эмпирические доказательства существования двух разных типов агрессии. Независимо от выбора термина, обозначающего эти разные виды агрессии, разумеется: существуют два типа агрессии, мотивированные разными целями.

Противоположные теоретические направления
в описании агрессии: инстинкт, побуждение либо научение?

То, что люди довольно часто совершают страшные агрессивные действия, вряд ли подлежит дискуссии. Однако вопрос о том, из-за чего они предпринимают подобные действия, продолжительно был предметом важной дискуссии. Высказывались быстро отличающиеся друг от друга взоры относительно причин происхождения агрессии, ее факторов и природы, воздействующих на ее проявления. При всем разнообразии выдвигавшихся противоречивых теоретических обоснований, большая часть из них подпадает под одну из четырех следующих категорий. Агрессия относится прежде всего к: 1) врожденным побуждениям либо задаткам; 2) потребностям, активизируемым внешними стимулами; 3) познавательным и эмоциональным процессам; 4) актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.

Агрессия как инстинктивное поведение:
врожденное рвение к смертной казни и разрушению

Самое раннее и, быть может, самоё известное теоретическое положение, имеющее отношение к агрессии, — это то, в соответствии с которому данное поведение по собственной природе в основном инстинктивное. В соответствии с этому достаточно распространенному подходу, агрессия появляется вследствие того что людские существа генетически либо конституционально запрограммированы на подобные действия.

Психология агрессии | #злобы #обида #вспыльчивость #раздражительность #агрессивности #раздражения


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: