Вступление с ораторской предосторожностью.

Используется, в то время, когда аудитория настроена отрицательно к позиции ритора: к примеру, в случае если в речи предлагается принять закон либо ответ, против которых аудитория выступала либо каковые, согласно точки зрения аудитории, несовместимы с ее заинтересованностями.

Вступление с ораторской предосторожностью возможно видеть в речи П.А.Столыпина “О морской обороне,” сказанной в Госдуме 24 мая 1908 года.

“По окончании всего что было тут сообщено о морской смете, вы осознаете, господа, то тяжелое чувство безнадежности отстоять испрашиваемые на постройку броненосцев кредиты, с которым я приступаю к тяжелой обязанности защищать практически неисправимое, практически проигранное дело. Вы спросите меня: отчего же правительство не преклонится перед неизбежностью, из-за чего не присоединится к практически всем Госдумы, из-за чего не откажется от кредитов?

Так как для всех разумеется, что отрицательное отношение большинства Госдумы не имеет основанием какие-какое количество противогосударственные побуждения; этим отказом большая часть Госдумы желало бы дать толчок морскому ведомству, желало бы раз окончательно закончить злоупотребления , желало бы установить грань между настоящим и прошлым. Отказ Госдумы должен был бы, согласно точки зрения большинства Думы, стать поворотным пунктом в истории русского флота; это должна быть та точка, которую русское народное представительство хотело бы поставить под главой о Цусиме чтобы начать новую главу, страницы которой должны быть страницами честного, усердного труда, страницами воссоздания морской славы России.

Исходя из этого, господа, может стать непонятным упорство правительства: так как через чур неблагодарное дело отстаивать сущеcтвующие порядки и через чур, возможно, недобросовестное дело убеждать кого-либо в том, что все обстоит благополучно. Вот, господа, те мысли либо примерно те мысли, каковые должны были появиться у большинства из вас; и в случае если, не обращая внимания на это, я считаю своим долгом высказаться перед вами, то для вас, само собой разумеется, будет ясно, что побудительной обстоятельством к этому есть вовсе не ведомственное упрямство, а основания иного, высшего порядка.

Мне, возможно, не смотря на то, что и в не сильный мере, окажет помощь то событие, что, не считая, само собой разумеется, принципиально оппозиционных партий, каковые неизменно и во всем будут противостоять предложениям правительства, остальные партии не совсем единодушны в этом не столь несложном деле, и среди них имеется еще лица, каковые не поддались, возможно, эмоции самовнушения, которому подпало большая часть Госдумы. Это дает мне надежду если не поменять уже предрешенное вывод Госдумы, то доказать, что существует в этом деле и второе вывод, второй взор, и что это взор не безумен и не преступен.” [1]

Вступление с ораторской предосторожностью строится следующим образом:

• Ритор присоединяется к эмоциональной оценке неприятности аудиторией и высказывает огорчение тем, что ему приходится выступать в столь сложных событиях.

• Ритор устанавливает топы, по большей части нравственного характера, вместе с тем и особые, которые связаны с технической стороной вопроса, каковые объединяют его с аудиторией (в примере — стремление и патриотические чувства к благу отечества, ответственность за общее дело); эти неспециализированные места представляются как важнейшие.

• Ритор высказывает уважение позиции и понимание аудитории к ней, но наряду с этим указывает на необходимость и чувство долга, каковые побуждают его защищать свою точку зрения.

• Ритор воображает позицию аудитории как коллективную и вызванную естественной чувством (чувство внушения), но не как независимую, продуманную и трезвую, что не утверждается прямо, но подразумевается.

• Ритор пытается продемонстрировать, что аудитория в собственных подходах к проблеме неоднородна, и находит те пункты, в которых возможно поделить аудиторию.

• Точке зрения аудитории, основанному на эмоции, ритор противопоставляет необходимость трезвого, всестороннего и независимого анализа неприятности, руководствуясь теми неспециализированными местами, каковые объединяют ритора с аудиторией. Тем самым он отвлекает аудиторию от коллективной чувства, максимально разделяет ее и начинает организовывать группу собственных приверженцев, сочувствующих и готовых, по крайней мере, выслушать и оценить его доводы.

• Неспециализированные с аудиторией позиции ритор противопоставляет расхождениям как значительно менее ответственным.

• По окончании вступления с ораторской предосторожностью рекомендуется сходу переходить к аналитической технической аргументации — доказательствам, каковые требуют внимания и понижают чувство.

Вступление с ораторской предосторожностью в большинстве случаев не редкость более пространным, чем простое вступление, по причине того, что вступительной частью речи ритор успокаивает аудиторию и достигает более тесного речевого и эмоционального контакта с ней.

Вступление еx аbruрtо.

Данный тип вступления используется, в то время, когда аудитория очень сильно возбуждена, и ритору необходимо успокоить ее, перед тем как перейти к изложению неприятности. Основная задача вступления еx аbruрtо — добиться внимания аудитории и сохранить единодушие с ней в течении всей речи.

Хороший пример вступления еx аbruрtо — начало первой речи Цицерона против Катилины.

“Доколе же ты, Катилина, будешь злоупотреблять отечественным терпением? Как продолжительно еще ты, в собственном неистовстве, будешь издеваться над нами? До каких пределов ты будешь кичиться собственной наглостью, не опытной узды? Неужто тебя не встревожили ни ночные караулы на Палатине, ни стража, обходящая город, ни присутствие всех честных людей, ни выбор этого столь надежно защищенного места для совещания сената, ни лица и взгляды всех присутствующих? Неужто ты не осознаёшь, что твои намерения открыты? Не видишь, что твой заговор уже известен всем присутствующим и раскрыт? Кто из нас, по твоему точке зрения, не знает, что делал ты последней, что предыдущей ночью, где ты был, кого сзывал, какое решил? О, времена! О, нравы! Сенат все это осознаёт, консул видит, а данный человек все еще жив.” [2]

Суть вступления еx аbruрtо в том, что оратор не пробует переломить чувство аудитории, но, напротив, присоединяется к ней и еще возбуждает ее, делая это , пока чувство не достигнет предела и тем самым не разрядится. Время от времени в данный переломный момент оратор стимулирует аудиторию к совместному действию, к примеру, к пению гимна, скандированию лозунгов и т. п. Затем оратор переходит к главной части речи, поддерживая, но, высокий уровень эмоционального напряжения.

Технически такое вступление, как это видно из примера, концентрирует внимание на полемическом сопернике. Оратор обращается к нему, применяет фигуры диалогизма (обращения, вопросы, указания, воззвания, заимословие) для того, чтобы эти диалогические приемы стали собственными словами аудитории.

Вступление еx аbmрtо требует от оратора хорошей самообладания и техники, умения сказать с аудиторией ее языком и способности поддерживать большой уровень чувства в течении всей, довольно часто очень пространной, речи.

Неспециализированные советы.

§ направляться отнестись к вступлению с особенным вниманием, поскольку от него зависит последующий успех речи.

§ Принципиально важно обратить внимание на ораторские нравы: честность, скромность, доброжелательность, предусмотрительность, не навязывая, но, себя аудитории: ритор как раз проявляет эти качества, а не говорит о них.

§ Вступление должно быть умеренно эмоциональным, оратор входит в обращение неспешно; в случае если обращение начата через чур энергично, то эмоции аудитории будут угасать по ходу речи, а сам ритор скоро утомится и не сможет продолжительно удерживать на пряженный строй речи.

§ Вступление должно быть максимально кратким, затянутое вступление ведет к тому, что аудитория и ритор теряют представление об главном содержании речи.

§ направляться избегать посторонних источников вступления, всякого рода историй, примеров из судьбы ритора, смешных рассказов и аналогичного: вступление не должно отвлекать аудиторию от главного содержания речи и должно быть связано с ее главным положением.

§ Вступление произносится либо читается первым, а сочиняется в последнюю очередь; лишь составив и подготовив обращение, направляться обратиться к вступлению.

§ Приступая к публичному выступлению, оратор постоянно сталкивается с более либо менее неожиданной обстановкой, и заблаговременно подготовленное, а тем более написанное, вступление может ему повредить.

§ Стиль вступления должен быть несложным, не нужно использовать незнакомые аудитории, ученые, сложные конструкции и труднопроизносимые слова; во вступлении оратор применяет язык аудитории, но наряду с этим ни за что не прибегает к низким, неотёсанным, выражениям и нелитературным словам.

2. Предложение.

Предложение(теза) представляет собой шепетильно сформулированное применительно к обстановке, строению, конкретной композиции произведения основную идея — тему (см. раздел Изобретение).

В отличие от данной основной мысли, само наименование — предложение —подразумевает ответ, которое предлагаетсяна рассмотрение аудитории. Предложение остается основной мыслью, которая развертывается в текст высказывания, обосновывается и воспроизводится во всех его частях.

Предложение в большинстве случаев находится в начале высказывания: или конкретно по окончании вступления, или по окончании разделения предмета, или по окончании изложения (как в речи святителя Филарета), или кроме того по окончании опровержения, в особенности в то время, когда опровержение помещается в начале речи. Время от времени предложение помещается в конце речи, статьи либо книги и сходится с выводом.

Что касается построения предложения, то ономожет быть простымпо форме: “… вы делом исповедуете, что Христос имеется Божия премудростъ поучающая u Он же естъ предмет поучающей премудрости — истина: что Господь дает премудрость наставляющим, u от лица Его познание u разум в наставляемых” (Притч. 2:6).

Предложение возможно и развернутым,другими словами содержать в себе некое обоснование, которое именуется положением:“…цель у правительства в полной мере определенна: правительство хочет поднять крестьянское хозяйство, оно хочет видеть крестьянина богатым, достаточным,так как где достаток, в том месте, само собой разумеется, u просвещение, в том месте u настоящая свобода. Но для этогонеобходимо позволить талантливому, трудолюбивому крестьянину, другими словами соли почвы русской, освободиться от тех теперешних условий судьбы, в которых он на данный момент находится. Нужно дать ему возможность укрепить за собой плоды трудов собственных u представить их в неотъемлемую собственность.”[3]

П.А.Столыпин тут применяет не только развернутое, но и порванное предложение, части которого поделены вставной конструкцией: сперва дается положение, которое развертывается вставной частью, а после этого — фактически предложение.

Неспециализированные советы.

Предложение должно быть:

§ максимально несложным по форме;

§ понятным;

§ завершенным грамматически и по смыслу;

§ воспроизводимым;

§ новым;

§ спорным;

§ этически приемлемым для аудитории;

§ реалистичным (осуществимым силами аудитории).

3. Разделение.

Разделениепредставляет собой наименование и перечисление в последовательном порядке составляющих содержания всего произведения либо его части: видов родового понятия, частей целого, особенностей либо показателей, последовательности событий, качеств неприятности.

последовательность и Состав частей разделения исходя из этого организуют целый текст либо его часть. Но значение разделения не сводится к его яркому применению в тексте: разделение есть наиболее значимым инструментом размещения как такового, и работа над размещением начинается с построения разделения, потому, что композиционные части речи в собственном составе, порядке и соотношении следования должны быть светло и четко осознаны самим ритором.

В прекрасно выстроенном произведении разделение, даже если оно не представлено в явном виде, заметно по чёткости и последовательности композиции.

Разделение как часть высказывания рекомендуется только в тех случаях, в то время, когда создаваемое произведение пространно, содержательно сложно либо в случае если автору необходимо очень выделить составные части содержания. Так, полезно строить разделение в лекции, в книжке, в полемической статье, в судебной речи, в докладе, в послании и т. п.

Существуют три главных вида разделения: (1) предмета речи,другими словами понятия, лежащего в основании предложения; (2)содержания произведения,другими словами тех вопросов, каковые излагаются в нем; (3)полемической позиции,другими словами предмета полемики.

Разделение предмета речи основано на делении понятия и подчиняется соответствующим логическим правилам.

“Переходя к вопросу о том, в чем же состоит подготовка пастыря к его будущей деятельности, сразу же нужно расчленить эту тему на: 1) подготовку духовную, 2) подготовку интеллектуальную и 3) подготовку внешнюю.”[4]

Разделение содержания основано на составе излагаемых тем либо вопросов, исходя из этого оно зависит от внешних обстоятельств, к примеру, от дидактических требований, степени ясности либо значимости частей разделения, задач построения совокупности аргументации.

“Дабы изучить историческое явление, необходимо прочесть известие о нем в письменных монументах. А для верного отношения к этим монументам необходимо знать множество наук, смотря по тому, к какому роду монументы относятся. При пользовании документами нужна архивистика; в случае если мы имеем дело с печатями, пригодится сфрагистика; в случае если известие написано на камне, нужна эпиграфика; в случае если мы пользуемся монетами, нужна нумизматика. Самый же нужными для историка являются палеография, филология, хронология и география. По большому счету, вспомогательные науки, содействуя исполнению критической задачи, а) выясняют, возможно ли по внешнему виду принять монумент за то, за что его выдают, б) оказывают помощь прочесть его, в) верно осознать его, г) выяснить положение в пространстве и времени.”[5]

Полемическое разделение основано на содержании того произведения либо позиции, каковые рассматриваются ритором, и от тех вопросов, каковые он выделяет в качестве предмета полемики, вместе с тем и от мыслей убедительности критики.

“Имеется два главных соблазна о Церкви, к каким возможно применить имена двух христологических ересей: монофизитства и несторианства.

Экклезиологические монофизиты хотят лишь хранить Истину и умерщвляют церковную икономию, ту многообразную и неизменно разную в зависимости от времени и места деятельность Церкви, при помощи которой Она питает мир. Экклезиологические несториане для икономии готовы забыть о неизменной полноте Истины, обитающей в Церкви, и, вместо того дабы оплодотворять ею мир, начинают искать их во вне, в людской творчестве (философском, художественном, социальном и т.д.) питания для Церкви. Первые забывают, что Церковь хранит божественные сокровища для спасения мира; вторые перестают видеть, что ведения Церкви и источник жизни не мир, а Дух Святый.” [6]

Неспециализированные советы.

Разделение:

§ есть базой размещения;

§ употребляется в пространных произведениях либо в произведениях сложного содержания;

§ рекомендуется в официальных докладах, отвлечённых лекциях, судебных речах;

§ помещается в начале произведения либо его части;

§ последовательность и состав участников деления отражаются в построении текста произведения либо его части.

4. Изложение.

ОРАТОРСКОЕ МАСТЕРСТВО лекция по риторике Роман Василенко #советмиллионера


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: