Второй фундаментальный вопрос о сущности коммуникации. типология коммуникативных субстанций

ОТК (шпора)

Билет

предмет и Объект теории коммуникации. Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук.

Коммуникация – действенное опосредованное субъект-субъектное синхронное и диохронное взаим-е, на протяжении которого от одного субъекта к второму перемещается имеющая для них суть информация в совершенной либо идеально-материальной форме.

Объект науки – некий элемент, объективно существующей действительности, которую эта наука выбирает для изучения

Объект существует независимо от процесса познания и от факта наличия самой науки

Предмет науки – это искусственно сконструированная исследователем часть объекта, забранная для изучения при условии абстрагирования от всех сторон объекта.

Предмет науки направлен на обнаружение лишь отношений и специфических связей, составляющих какую-либо сторону функционирования объекта.

Объект естественных наук – природа.

Объект Т.К. – коммуникационные процессы в людской обществе в совокупности их информационного и семиотического измерений.

Предмет Т.К. – психотерапевтические, социальные, семиотические и сопряженные с ними явления, отношения и процессы, появляющиеся на протяжении и в следствии обмена информацией, смыслами между их общностями и людьми и реализуемые на протяжении совместного создания, преобразования и воспроизведения социальных действительностей при помощи знаковых средств

Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук

Т.К. – междисциплинарная комплексная наука.

Предмет Т.К. – психотерапевтические, социальные, семиотические и сопряженные с ними явления, отношения и процессы, появляющиеся на протяжении и в следствии обмена информацией, смыслами между их общностями и людьми и реализуемые на протяжении совместного создания, преобразования и воспроизведения социальных действительностей при помощи знаковых средств

Предметное пространство Т.К. образуется в следствии пересечения предметных областей хороших (фундаментальных) наук, со своей стороны изучающих различные нюансы человеческого знакового сотрудничества.

Семиотика – наука о символах

Онтология – часть философского знания, которая связана с учением о бытие объекта (существует ли объект, и в случае если да, то в какой форме).

Фундаментальные науки, складывающие предметное пространство Т.К.:

— Философия

— Комплекс лингвистических наук

— Искусствознание

— Психология

— Комплекс инженерных дисциплин

В общем виде Т.К.: психотерапевтические, социальные, семиотические, появляющиеся в ходе и результате обмена информации между социальными субъектами.

Билет

Главные методологические подходы в теории коммуникации.

Методика – наука о способах объяснения и познания используемых в какой-либо научной области способов.

Т.К. в собственной методологической базе имеет как полный комплект общенаучных способов, так и личный своеобразный методологический аппарат.

Общенаучные способы, используемые в гуманитарных науках:

— Диалектический способ. Явления в их связи и развитии.

— Способ синтеза и анализа

— Сравнительный способ

— Способ идеально-типической реконструкции социальной действительности

— Способ экстрополяции (составление прогнозов на базе развития прошлого)

— Способы сбора эмпирической информации

• Способ наблюдения

• Способ анализа документа

• Опросные способы

• Социальный опыт

Помимо этого, Т.К. опирается на личные своеобразные методологические подходы

1) Процессно-информационный подход

Разглядывает К. как обмен определенными кол-вами информации между субъектами.

Осн. категории:

— информация

— шумы, помехи

— кол-во и кач-во сведений

— эффективность сотрудничества

2) Социально-семиотический подход

Разглядывает Соц.К. как процесс создания нового социального целого посредством знакового сотрудничества

Осн. Категории:

— категория смысла

— символа

— понимания

— творчества

Эти два подхода дополняют друг друга, совокупность I и II подходов разрешает полноценно растолковать эффекты К.

Билет

Общее понимания коммуникации. Обыденное содержание понятия. Дедуктивный под движение. Первый фундаментальный вопрос о сущности коммуникации.

Базисное познание смысла категории коммуникации:

— Человеческое общение, контакты, связи между людьми

— Процесс передачи информации

— Сообщение, осуществляемая при помощи техн устройств, средств сообщения.

Коммуникация понимается расширительно, в значительно большем кол-ве значений, чем в рамках Т.К.

Полный комплект значений:

— Общение, информационное сотрудничество между людьми

— Взаим-е, обмен сигналами между животными и людьми

— Связь между разными объектами, в т.ч. технич природой

— Каналы связи между разными объектами

— средства и Пути физического сообщения между пространственно поделёнными объектами.

Т.К. отказывается от для того чтобы расширительного понимания собственной базисной категории и предлагает личный подход к ее осознаю.

Дедуктивный подход – подход, который связан с выведением из понятия наиболее категорий и общих понятий данной науки.

Таковой подход, в большинстве случаев, используется в теоретических дисциплинах.

Первый фундаментальный вопрос:

Сотрудничество объектов какого именно типа возможно обозначено как коммуникация

Существуют расширительная и строгая концепция:

— самый широкий подход: объекты смогут быть любыми – природными, социальными, неодушевленными. Любое сотрудничество – коммуникация

— Довольно расширительный подход: один из объектов должен быть одушевленным

— Узкий строгий подход: Объектами К. смогут быть лишь существа из мира живой природы, реализующие независимое поведение и способные к высшей нервной деят-ти. Мы будем трудиться на базе этого подхода!!!

Такие объекты смогут быть обозначены как субъекты (субъекты животного мира, их общности и люди).

Дополнительный вопрос: Каково должно быть минимальное кол-во субъектов, дабы их сотрудничество именовалось коммуникацией.

Сотрудничество, в котором одинаковый субъект отправляет и приобретает сообщения в различные моменты времени есть коммуникацией, т.к. субъект в момент отправки и получения сообщения находится в различных темпоральных измерениях. Такая коммуникация именуется субъектно-вырожденной.

Билет

Второй фундаментальный вопрос о сущности коммуникации. Типология коммуникативных субстанций

Перемещение субстанции какого именно типа делает субъект-субъектное сотрудничество коммуникацией?

На базе сущности онтологического критерия возможно выделить три типа субстанций субъект-субъектного взаим-я:

— Субстанции материального типа: опытен тела, вещ-во, энергия

— Субстанции совершенного типа: информационные образования, имеющие суть для субъектов сотрудничества. Материальное содержание данных субстанций несоизмеримо мало если сравнивать с их смысловым наполнением.

— Субстанции материально-совершенного типа (смешанные): в них и содержательная и материальная сторона имеют значение для хар-ра и результата взаим-я.

Совершенная субстанция сотрудничества – это субстанция, эффект сотрудничества в которой обеспечивается за счет внутреннего содержания заключенной в ней информации.

Пример: запятая в «Казнить нельзя помиловать» (материальное содержание – чернила, мел – одинаково, а эффект полностью различный.

Субстанция совершенной природы – субстанция, которую составляют разного рода информационные образования, сигналы как психологической, так и не психологической природы, имеющие для субъектов сотрудничества смысл и особое содержание.

Основная изюминка совершенной субстанции – информационная наполненность, которая связана с существованием определенного значимого для субъектов смысла.

Суть – некое содержание, значимое для субъектов в отношении того, что изменяет в нем определенный психологический, психосемиотический, химический либо другой процесс либо их совокупность.

Идеально-материальная субстанция – такая сущность, в которой информационное содержание либо совершенный суть функционируют неразрывно с материальным носителем.

Принято выделять два типа смешанных субстанций:

— Чистые (идеально-материальные). Материальная форма выступает в кач-ве носителя смыслов

— Смешанные субстанции. В этих субстанциях материальная форма выступает в кач-ве главного смысла.

Так, принято сказать об:

— Идеально-материальной субстанции. Материальный носитель может изменяться без трансформации содержания сообщения.

— Материально-совершенной субстанции. Материальная форма всецело исчерпывает суть.

Две версии ответа на второй фундаментальный вопрос:

— Коммуникацию опосредует перемещение субстанций любого типа (расширительная трактовка)

— Коммуникация – взаим-е, опосредованное только субстанциями совершенной и смешанной природы (узкий подход). Мы остановимся на этом подходе!!!

Коммуникативная субстанция – имеющее выраженную либо латентную материальную форму информационное образование, имеющее суть для субъектов взаим-я.

Проблемный блок определения коммуникации (множ либо ед число), связанный со вторым фундаментальным вопросом.

Два подхода:

— Отсутствие какого-либо различия между применением ед. либо мн.ч.

— Разделение коммуникаций и коммуникации.

  • Коммуникация – содержательно-эквивалентно термину «общение»
  • Коммуникации – технические нюансы перемещения каких-либо объектов между пространственно поделёнными объектами.

Особенное место занимает вопрос о массовых коммуникациях, тут возможно и ед. и мн.ч.

  • Массовая коммуникация – процесс общения с массовой аудиторией
  • Массовые коммуникации – процесс взаим-я между соц.орг. и массовой аудиторией, опосредованный совокупностью технологических технических средств и приёмов (средства весов. коммуникаций)

Билет

Первый и третий фундаментальные вопросы о сущности коммуникации.

Первый фундаментальный вопрос – см. билет №4

Третий фундаментальный вопрос: Какой тип сотрудничества между субъектами возможно обозначен как коммуникация и соответственно какие конкретно характеристики сотрудничества нужно и достаточно делают его коммуникацией?

Первые две хар-ки мы уже выяснили:

1) субъект-субъектное сотрудничество

2) опосредованное субстанцией взаим-е

Опираясь на функц подход, дадим хар-ку каждому из элементов данной схемы:

S (source) — M (message) — R (receiver) — E (effect)

Функция S: про-во и передача коммуникативной субстанции.

Функция M: перенос смыслов ко второму источнику взаим-я

Функция R: Восприятие, обработка, получение инфы, реакция

!!! Необходимым условием коммуникации есть определенное изменение в подсознании, поведении и сознании R, порожденное смыслами, содержащимися в сообщении.

Именно это изменение и есть эффектом комм-ии, делает комм-ю комм-ей, а субъекта, взявшего сообщение, настоящим получателем.

Продолжение черт:

3) Коммуникация – действенное сотрудничество, т.е. имеющее эффект

4) Коммуникация способна выступать как синхронное и диохронное сотрудничество.

В следствии сформулированы четыре исчерпывающих наиболее значимых чертей коммуникативного сотрудничества.

!! В Т.К. принято применять термин «коммуникативный» для обозначения процессов информационного сотрудничества.

Билет

TED | 10 способов улучшить общение


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: