Второй зал: xviii-xix век

Музей Владимирского скита

Методическая экскурсия И.А.Матвеевой, 2012. Расшифровка и доп. Щелчковой Марфы.

Вступление

Музейное дело при монастырях не новшество. В начале XX в., перед Собором, церковная публичная судьба активизировалась. Правитель продолжительно не имел возможности решиться на созыв Собора, но было ясно, что он в итоге случится. И правитель советовал Синоду разослать предложение готовить предложения к Собору. Епископы РПЦ освещали те вопросы, каковые на Соборе необходимо решить, обдумав. Пара лет подготавливались эти вопросы. Материалы увлекательнейшие. на данный момент изданы (Свято-Тихоновским университетом в Москве, в 2010? году). А также обсуждался низкий образовательный уровень приходского духовенства по России. Наряду с этим многие мелкие храмы владеют настоящими церковными сокровищами, предметами мастерства, каковые находятся в ненадлежащих условиях, а священники кроме того не смогут осознать, какие конкретно сокровища у них сохраняются. В следствии по всем епархиям был разослан циркуляр: создавались епархиальные древлехранилища. Это были предтечи церковных музеев, где планировали церковные сокровища, достаточно древние, возможно, ветхие, с целью хранения и реставрации. В Финляндской и Выборгской епархии главой епархии митрополитом Сергием Страгородским было решено создать древлехранилище на базе Валаамского монастыря. В 1911 г. тут, на Валааме, начало официально функционировать епархиальное древлехранилище.

Как организовать хранение, учет, паспортизацию? Ко мне были приглашены Паялин и Шляпкин – известнейшие историки-источниковеды — дабы научить братию вести тут музейное дело и архивное дело. И ко мне впредь до революции из закинутых мелких приходов привозили разные предметы, которые связаны с богослужением, иконы – древние по времени и нуждающиеся в реставрации. на данный момент все эти вещи находятся в музее города Куоппио.

Такой же музей был при Троице-Сергиевой лавре. И при вторых больших монастырях.

На Валааме музей открылся в 1979 г. В нем трудились совсем светские люди, но подвижники. Они организовывали экспедиции в Приладожские почвы, собирая экспонаты по крупицам. (Так как с Валаама возможно было вольно все увозить: приехал на экскурсию – положил в сумочку и увёз.) Какие-то вещи обнаружили у частных лиц, выкупали (финансирование, по меркам Карелии, было хорошее).

В 1992 г. музей был реорганизован. Приобрел статус церковно-исторического. С частичным национальным финансированием и чуть-чуть монастырским. Позже по большому счету закрыт. Сейчас открыт заново как монастырский музей. Музей имеет громадные фонды. Площадей, где это всё возможно продемонстрировать, нет. Совсем маленькой часть представлена в экспозиции музея, располагающегося в цокольном этаже.

Первый зал: ранняя история Валаамского монастыря

Книги – весьма хорошие муляжи. Среди них – Закхеево Евангелие апракос. Само Евангелие хранится в Библиотеке, многие книги – в Публичной библиотеке Санкт-Петербурга, все сохраняются в особенных условиях.

Иконы, которые связаны с Валаамом, самые ранние по времени написания. Это не Средние века, а XVIII век.

Самая ранняя икона – Богоматери Деисус (Предстояние) (неправильно подписана «Владимирская»), она более ранняя — XVI, но нет никаких сведений, что она написана на Валааме. Отыскана на протяжении экспедиций в северное Приладожье работниками Валаамского музея.

Икона преподобных Германа и Сергия. На обороте надпись: написана в Валаамском монастыре при игумене Дамаскине для прихода в селе (?Гаврилово). Другими словами это презент монастыря мелкому приходу в Карелии. Данный приход пребывал в Олонецком уезде, где находится пос. Видлицы, куда вывезли «снабжаемых» из дома калек.

Потом:

— достаточно произвольный комплект икон,

— портреты русских царей, сыгравших особенную роль в судьбе Валаамского монастыря, жалованные грамоты, каковые приобретал от них Валаамский монастырь,

— предметы, в той числе монеты европейские и российские, отысканные на протяжении раскопок, проводившихся на Валаамском монастыре.

Экспозиция «Рукописная мастерская (скрипторий)». Это работа современных дизайнеров-музейщиков Санкт-Петербурга. Парта была забрана из Валаамской иконописной мастерской. (В том месте, где на данный момент находится почта, на ветхом Валааме пребывала иконописная мастерская, где а также обучали мальчиков иконописному делу. Парта пребывала в том месте в советское время. Не ясно – была она в том месте исторически либо притащили откуда-то, но это XIX век. Хранилась в фондах музея. Тут из неё сделали стол валаамского писца.)

Сидеть за партой запрещено!

Второй зал: XVIII-XIX век

Экспонаты расположены по кругу.

Лекция 1 | История русской журналистики второй половины XVIII века, начала XIX | Лекториум


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: