Введение. роль и место курса «современные проблемы науки и образования» в формировании методологической культуры

Педагога-исследователя

Методологическая культура педагога как одна из составляющих опытной компетентности современного педагога. Опытная компетентность как интегративная черта, объединяющая такие понятия как «профессионализм», «квалификация», «опытные свойства» и др. Опытная компетентность как совокупность умений и знаний, определяющих результативность труда: количество навыков исполнения задачи; комбинация личностных свойств и качеств; комплекс знаний и профессионально значимых личностных качеств; вектор профессионализации: единство теоретической и практической готовности к труду; свойство осуществлять сложные культуросообразные виды действий и др.

место и Роль курса «образования и Современные проблемы науки» в формировании методологической культуры педагога-исследователя.

Лекционные занятия

Модуль I.

«Неспециализированные закономерности развития научного знания. Неприятности науки»

Термины модуля:философия науки; наука, классификация наук; парадигма, открытие, допарадигмальный этап, кризис науки, научная революция; обычная наука, феноменальная наука, странности; методика, предмет и объект науки; синергетика.

Тема 1. законы и Феномен науки ее развития (4 часа)

Наука как социокультурный феномен. Понятие науки. ее роль и Наука в развитии общества. Наука как совокупность знания, наука как деятельность. Научное понятие, научный закон, предмет науки. Современная ее отражение и классификация наук в образовании.

Педагогика как наука. Сообщение педагогики с другими науками. предмет и Объект педагогики. Категориальный аппарат педагогики. Главные понятия педагогики – образование, воспитание, обучение – в контексте разных культурно-исторических моделей публичного развития. Междисциплинарный контекст понятия «образование».

Методика педагогики. Методологические правила (подходы) педагогики (системный, личностный, деятельностный, полисубъектный, культурологический, этнопедагогический, антропологический) как основания для вычленения ее действительных проблем и основных способов и определения стратегии их разрешения. Философские неприятности образования.

Тема 2. Смена научных парадигм — закон развития науки (2 часа)

Неравномерный темперамент развития науки: этап «обычной науки» и этап научной революции. Этап научной революции как период коренной ломки, трансформации, переинтерпретации главных достижений и научных результатов, метаморфозы всех основных стратегий замещения и научного исследования их новыми стратегиями. Модели развития науки: история науки как поступательный, кумулятивный, прогрессивный процесс (Э. Мах, П. Дюгем); история науки через научные революции (какое количество. Кун); история науки как совокупность частных обстановок (И. Лакатос). Концепция перманентной революции К. Поппера (принцип фальсифицируемости). Концепция исследовательских программ И. Лакатоса, либо «усовершенствованный фальсификационизм».

Концепция исторической динамики науки Т. Куна. Понятие парадигмы. Циклы развития науки (по Куну). Стадии развития науки: а) допарадигмальная; б) формирование парадигмы; в) «обычная наука»; г) научная революция и кризис.

Естественные, социальные и гуманитарные науки. Этапы развития науки об образовании. Полипарадигмальность как парадигма современной современного образования и науки. научные революции и Научные традиции. Формирование общества знаний и информационного общества. теории и Лженаучные представления. Обстоятельства их особенности и появления развития в современную эру.

Научное знание как потенциал инновационного развития. Условия происхождения инноваций. Преемственность научных теорий, преемственность педагогического знания. Неприятности применения идей синергетики по отношению к сфере прогноза и анализа социокультурных процессов.

Модуль II.

«Главные неприятности развития образования на современном этапе»

Термины модуля: культура, культурологический подход, культуросообразная личность; парадигма, классическая образовательная парадигма, гуманистическая образовательная парадигма; гуманизация, гуманитаризация, демократизация; традиции, инновации, новшество, инновационный процесс; содержание образования; компетенция, компетентность, компетентностный подход.

Тема 3. Современная образовательная обстановка как отражение

Введение — Теория, философия и методология истории


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: