Введение. социология религии как специальная социологическая теория.

Социолог имеет дело с религией как социальным феноменом, т.е. он изучает религию как дешёвое наблюдению, эмпирическим способам изучения социальное поведение групп (и человека индивидов): как образуются и функционируют институты и религиозные группы, благодаря чему они сохраняются либо перестают существовать, каковы отношения между религиозными группами, из-за чего между ними появляются конфликты, что лежит в базе ритуальных действий и т.д.

Вопрос о том, как эти верования — наровне с религиозными организациями — воздействуют на поведение людей. Неприятность содержится в том, дабы распознать мотивацию людских действий.

Социология религии относится к числу социологических теорий среднего уровня. Она добывает эмпирические эти, характеризующие религию как одну из социальных систем, и, обобщая эти сведенья, разрабатывает ее теоретическую модель в рамках общесоциологической теории.

Психолог имеет дело с религией как психологическим феноменом.

Центральная тема социологии религии — общества и взаимодействие религии. Социология концентрируется на социальном измерении религии, ее влиянии на социальное поведение.

Социолог занимается тем, что возможно измерено, что возможно замечать и подлежит проверке (без сверхъестественного). Религиозная вера вызывает и обусловливает нравственное поведение? Это нужно проверить.

Для социолога религия — совокупность поведенческих актов групп и индивидов, вербальных действий людей и продуктов их деятельности (материальной и духовной), т.е. то, что делают, что высказывают и думают люди, их мнения, да и то, что ими сделано, достигнуто, реализовано в данной их деятельности.

Социология религии занимает нейтральную позицию в споре между воинствующим неверием и воинствующей верой. Вопрос — как ты относишься к религии и вопрос —: что ты знаешь о религии, само собой разумеется, соприкасаются, но все же это различные вопросы.

Социолог применяет для анализа религии способы, выработанные и используемые социологией в изучении социальных явлений по большому счету: статистический анализ и опрос; эксперимент и наблюдение; кросс-культурный сравнительный анализ; контент-анализ, анализ письменных источников, исторических документов.

Дюркгейм Элементарные формы религиозной судьбе. Тотемическая совокупность в Австралии (1912). Дюркгейм исходил из того, что религия видится во всех известных нам обществах и в этом смысле представляет собой универсальный социальный феномен. Это событие разрешало высказать предположение, что религия делает в обществе некую нужную для его существования функцию. И в случае если это так, то социологический анализ религии нужен для понимания общества в целом. Познание религии как интегрирующей общество силы (солидарность, суицид).

Маркс — религия оправдывает и узаконивает существующие социальные порядки, либо осуждает их, отрицая их право на существование (опиум народа).

Вебер — Основная функция религии — функция смыслополагания, рационализации людской деятельности. дух капитализма и Протестантская этика (1905) он исследует вклад христианства в историю Запада, обосновывая, что протестантизм содействовал пробуждению духа предпринимательства и культивировал аскетический стиль судьбы, стимулировавшие развитие современной экономики.

1. Социальный университет религии в структуре общества.

Неприятность определения религии — это неприятность различения религии и нерелигии. В социологии она решалась по-различному, и возможно заявить, что методологические изюминки социологического определения религии смогут быть выражены в соответствии с разными исследовательскими подходами, каковые разрешают обобщить чаще всего встречаемые схемы определения религии. Обратимся к некоторым из них.

1.Расширительное определение: понятие религии включает в себя разные по характеру и содержанию феномены (отношения, предметы). Примером может служить логика Э. Дюркгейма, для которого религиозным было любое отношение к ценностям и общезначимым нормам (религия отождествляется с коллективной идеологией), либо определение Э. Фромма: «Под религией я осознаю любую разделяемую группой дей и систему мышленияствия, разрешающую индивиду вести осмысленное существование и дающую объект для преданного служения».

2. Определение, связывающее сущность религии с верой в сверхъестественное. У любой религии (в отличие от нерелигии) имеется специфическая черта — вера в сверхъестественное, лежащее за пределами земных законов. Э. Тайлор писал: «Целесообразнее всего не составит большого труда принять за определение минимума религии верование в духовных существ».

3. Функциональное определение дает ответ на следующие вопросы: чему помогает какие функции и религия она делает. В рамках функционализма религия предстает как создатель ценностей и системы норм, отвечающих на какой-либо ответственный для общества либо человека вопрос (масштабную и неразрешимую проблему). М. Йингер, к примеру, сводит религию к совокупностям вер и практик, каковые оказывают помощь людям совладать с конечными проблемами людской бытия (смертью, страданиями, заболеваниями и т. п.); М. Вебер видел в религии мотивирующий комплекс, задающий суть людской действию.

4. Субстанциональное (сущностное) определение: чтобы выяснить социальные функции религии, нужно осознать, что лежит в их основе, что функционирует. К субстанциональным определениям возможно отнести марксистское познание религии как превратного отражения в головах людей объективных событий их жизни. Субстанциональный подход исключает широкий охват темы, отнесение к религии вторых сфер культуры и псевдорелигиозных феноменов (коммунизм либо национал-социализм также возможно принять за религию — имеется функциональное сходство, но не сущностное). Субстанциональное определение религии выделяет субъект религии (личность либо несколько), объект религии (священные вещи, Всевышний, Абсолют, Космос), субъект-объектные связи (отношение к священному, переживания, ужас и т. п.).

5. Феноменологическое определение: религия — одна из символических совокупностей (наровне с наукой, мастерством, философией), надстраивающихся над первичной «действительностью повседневной судьбе» (Т. Лукман).

Конкретно-историческое разнообразие религий ставит перед наукой проблему их классификации, для ответа которой нужно выяснить критерии классификации. В социологии религии применяют следующие классификации:

1) по масштабу распространённости и историческому этапу религии разделяются:

• на древние (ранние либо примитивные) — анимизм, тотемизм, фетишизм, культ предков, волшебство и т. п.;

• национальные — иудаизм, синтоизм;

• мировые — буддизм, христианство, ислам;

2) по количеству всевышних:

• политеистические (многобожие) — языческие культы, индуизм;

• дуалистические, каковые признают две равные божественные сущности, две Силы (Добро и Зло, Тьма и Свет) — зороастризм;

• монотеистические (единобожие) — иудаизм, христианство, ислам;

• этические (религии без всевышних) — буддизм, конфуцианство, даосизм;

3) по уровню (специфике) организации:

• жестко централизованные (имеется единый управляющий центр) — христианство, буддизм;

• не жестко централизованные — ислам;

• самоорганизующиеся — индуизм, синтоизм, даосизм;

• децентрализованные — к примеру, современные протестантские перемещения в христианстве;

4) по времени происхождения и вкладу в формирование кульнации и туры региона:

• классические;

• нетрадиционные, либо новые.

Социология. Вводная лекция.


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: