Введение в проблему институтов и институциональных изменений

Университеты — это “правила игры” в обществе, либо, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, каковые организуют взаимоотношения между людьми. Следовательно, они задают структуру побудительных мотивов людской сотрудничества — будь то в политике, социальной сфере либо экономике. Институциональные трансформации определяют то, как общества развиваются во времени, и так являются ключом к пониманию исторических изменений. Вряд ли кто-нибудь начнёт оспаривать, что университеты воздействуют на функционирование экономических совокупностей. Кроме этого не вызывает споров утверждение о том, что долгие различия в функционировании экономических совокупностей формируются под весьма глубоким влиянием развития университетов. Но ни современная экономическая теория, ни описательная историческая наука не проявляют видимого интереса к роли университетов в экономическом поведении и функционировании экономики, по причине того, что до сих пор не созданы аналитические правила, каковые разрешили бы включить институциональный анализ в экономическую историю и теорию экономики. Задача данной книги пребывает в том, дабы выработать такие основополагающие правила. Результаты соответствующего анализа потребуют пересмотра многих теоретических положений публичных наук в экономической теории и целом в частности и организуют новое познание процесса исторических трансформаций. В настоящем изучении я разглядываю их влияние и природу институтов на экономический (либо социальный) процесс (часть I). Потом (часть II) я излагаю неспециализированные правила теории институциональных трансформаций для того, чтобы не только сформулировать научные базы экономической (и каждый) истории, но и растолковать, как прошлое воздействует на будущее и настоящее, как инкрементные* институциональные трансформации определяют существующие на любой момент рамки людской выбора и

  • Инкремент (increment) — приращение, прирост. Имеется в виду недискретный темперамент институциональных трансформаций, для которых типично перетекание, в большинстве случаев очень полное, содержания ветхих университетов в новые. — Прим. перев.

какова природа зависимости настоящего от траектории предшествующего развития (path dependence)*.

Основная задача изучения — отыскать познание того, из-за чего экономические совокупности в течение долгого периода времени функционируют по-различному (часть III).

I

Университеты уменьшают неопределенность, структурируя повседневную судьбу. Они организуют взаимоотношения между людьми, так что в то время, когда мы желаем поздороваться с приятелями на улице, отправиться на автомобиле, приобрести апельсины, занять деньги, организовать собственный бизнес, похоронить родных и совершить каждые

другие действия, с которыми сталкиваемся в простой судьбе, мы знаем (либо можем легко обучиться), как это сделать. Нетрудно подметить различия в университетах, если бы мы постарались совершить подобные же действия с участием вторых людей в второй стране — к примеру, в Бангладеш. Говоря опытным языком экономистов, университеты определяют и ограничивают комплект альтернатив, каковые имеются у каждого человека. Университеты включают в себя все формы ограничений, созданных людьми чтобы придать определенную структуру людским взаимоотношениям. Являются ли университеты формальными либо неформальными? Они бывают и формальными, и неформальными. Меня интересуют и формальные ограничения — такие, как правила, придуманные людьми, и неформальные ограничения — такие, как кодексы поведения и общепринятые условности. Университеты смогут быть продуктом сознательного людской плана — как, к примеру, Конституция США, либо в ходе исторического развития, подобно простому праву. Для меня воображают те институты и интерес, каковые явились продуктом людской плана, и те, что складываются в ходе исторического развития, не смотря на то, что для аналитических целей их, быть может, нужно будет изучать раздельно. Я буду разглядывать и многие другие свойства университетов.

* В институционально-эволюционной теории различают три типа взаимоотношений между содержанием ветхих и новых университетов: path dependence — глубокая сообщение, сильная зависимость новых университетов от ветхих, path determinacy — менее сильная зависимость, оставляющая место для происхождения совсем новых университетов, и path indeterminacy, либо path independence — отсутствие явной связи между ветхими и новыми университетами. Подробнее см., напр., Tool, Marc R. “Institutional adjustment and instrumental value”. Review of international political economy, v. 1, № 3,

Autumn 1994, pp. 405-443. — Прим. перев.

Глава I

Институциональные ограничения включают как запреты индивидам выполнять определенные действия, так и, время от времени, указания, при каких условиях отдельным индивидам разрешены кое-какие действия. Исходя из этого, как уже было сообщено, университеты представляют собой рамки, в пределах которых люди взаимодействуют между собой. Они полностью подобны правилам игры в командных спортивных играх. Иными словами, они складываются из формальных

писанных правил и в большинстве случаев неписаных кодексов поведения, каковые лежат глубже формальных правил и дополняют их — к примеру, запрещают сознательное нанесение травмы ведущему игроку соперника. И как направляться из данной аналогии, правила и неформальные кодексы время от времени нарушаются, и тогда нарушитель подвергается наказанию. Исходя из этого серьёзный элемент механизма функционирования университетов пребывает в том, что установление факта нарушения

не требует особых упрочнений и что нарушитель подвергается жёсткому наказанию. Продолжая спортивные аналогии, возможно заявить, что формальные и неформальные правила наровне со эффективностью и способом обеспечения их соблюдения образуют в совокупности целый темперамент игры. Кое-какие команды получают успеха, неизменно нарушая правила и так устрашая соперника (и имеют соответствующую репутацию). Как результативна такая стратегия — это зависит от эффективности контроля за соблюдением суровости и правил наказания. Время от времени кодексы поведения — честное спортивное соперничество — удерживают игроков в рамках правил, даже в том случае, если нарушения сулят им успех в игре.

В настоящей работе проводится различие между организациями и институтами. Подобно университетам, организации структурируют взаимоотношения между людьми. В действительности, в случае если проанализировать издержки, появляющиеся благодаря существования институциональных рамок, то мы заметим, что издержки обязаны своим происхождением не только этим рамкам, но и организациям, каковые сложились благодаря существования данных институциональных рамок. С теоретической точки зрения принципиально важно четко отделить правила от игроков. Правила призваны определять то, как ведется игра. Но цель команды, которая действует по этим правилам — победить игру, сочетая умение, взаимодействие и стратегию игроков, пользуясь честными приемами, а время от времени — и нечестными. Моделирование навыков и стратегий, складывающихся по мере развития команды — это совсем второй процесс, нежели развития правил и моделирование создания и последствий их применения.

В понятие “организация” входят учреждения и политические органы (политические партии, Сенат, горсовет, контрольное ведомство), экономические структуры (компании, профсоюзы, домашние фермы, кооперативы), публичные учреждения (церкви, клубы, спортивные ассоциации) и образовательные учреждения (школы, университеты, центры опытного обучения). Организация — это группа, объединенных рвением сообща достигнуть какой-либо цели. Дабы смоделировать организацию, нужно проанализировать ее руководящие органы, умения и навыки участников, и влияние обучения в ходе деятельности (learning by doing) на достижение организацией успеха к определенному времени. Институциональные рамки оказывают решающее влияние и на то, какие конкретно как раз организации появляются, и на то, как они развиваются. Но со своей стороны и организации влияют на процесс трансформации институциональных рамок. Но, как отмечалось выше, в настоящем изучении акцент делается на университетах, каковые являются основой правил игры, а организации (и их начальники) изучаются в основном с позиций их роли в качестве агентов институциональных трансформаций; исходя из этого упор сделан на анализе организаций и взаимодействия институтов.

Организации создаются с целью достижения определенных целей за счет того, что существующий комплект ограничений (как институциональных, так и тех, каковые традиционно рассматриваются экономической теорией) формирует возможности для соответствующей деятельности; исходя из этого в ходе перемещения к цели организации выступают главными агентами институциональных трансформаций.

3.5 Институциональные трансформации как теоретическая неприятность — Андрей Мельвиль


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: