Выбор фирмы в условиях несовершенной конкуренции

Настоящие рынки, на которых действуют настоящие компании, фактически без исключений являются рынками несовершенной борьбе.

Собственный наименование они взяли в связи с тем, что борьба, соответственно, и стихийные механизмы саморегуляции действуют на них не полностью.

Самый распространенными предпосылками несовершенной борьбе являются:

1) большая часть рынка (либо обособленного сегмента) рынка) у отдельных производителей;

2) наличие барьеров проникновения в отрасль;

3) неоднородность продуктов;

4) несовершенство (неадекватность) рыночной информации.

Действия компании в данных условиях разглядим на примере кра йней формы несовершенного рынка – монополии.

Безотносительная монополия — редкое дляхозяйственной практики явление. Чаще приходится сталкиваться с монопольными влияниями, в то время, когда компания в той либо другой степени осуществляет контроль рыночный сегмент. Но, анализ модели чистой монополии разрешает глубоко изучить поведение компаний, владеющих рыночной властью, и уяснить цели и причины национального вмешательства в рыночный механизм [7, с.331].

Монополия — свидетельствует концентрацию всего количества отраслевого предложенияу одного продавца, реализующего уникальныйпродукт. Так как существование монополии связано с замещением благ, то ее отличительной чёртом есть эластичность спроса. Спрос на продукт компании-монополиста неизменно менее эластичен в сравнении со спросом на продукт компании, у которой имеются заменители.

Ценообразование на рынке несовершенной борьбе имеет значительные изюминки в сравнении с процессом ценообразования на рынке идеальной борьбе. В первую очередь, это связано с чёртом главных параметров рыночного механизма. Кривая спроса монополиста сходится с кривой рыночного спроса, исходя из этого при каждой цене монополист может реализовать количество товара, равное количеству рыночного спроса. Она носит убывающий любые изменения и характер количества выпуска, влияют на цену.

Равенство предельных издержек и предельного дохода компании сводят к правилу, учитывающему взаимозависимость с эластичностью, которым легче пользоваться на практике. Для этого представим формулу предельного дохода в следующем виде: [10]

MR=?R/ ?Q = ?(PQ)/?Q

Доход, приобретаемый в следствии выпуска дополнительной единицы продукции, ?(PQ)/?Q имеет две составляющие. Произведя одну дополнительную единицу продукции, и реализовав ее по цене Р, компания приобретает доход: 1*Р=Р. Но кривая спроса на рынке, на котором реализовывает компания, характеризуется отрицательным углом наклона (убывает по цене) и исходя из этого продажа и производство данной дополнительной единицы приводят к маленькому понижению цены, ?P/?Q которое сокращает доход от всей реализованной продукции (т.е. изменение дохода равняется: Q(?P/?Q)). Так:

MR=P+Q(?P/?Q)

Умножив и поделив выражение Q(?P/?Q) на P возьмём:

P+P(Q/P) ?P/?Q

Как мы знаем, что, что эластичность спроса определяется как:

(?Q/?P) (P/Q) это значит, что (Q/P) (?P/?Q) имеется величина, обратная эластичности спроса: 1/ED в точке, в которой количество производства максимизирует прибыль. Следовательно:

MR=P+P(1/ED)

Уравняв предельные издержки и предельный доход, возьмём:

P+P(1/ED)=P(1+1/ED)=MC

Такая интерпретации предельной выручки компании разрешает заключить о том, что для убывающей кривой спроса предельная выручка компании (МR):

— во-первых, постоянно будет меньше цены (Р), так как эластичность спроса по цене на продукцию компании (Ed) отрицательна и выражение (1+1/ED) будет меньше единицы. Т.е, в более неспециализированной форме возможно констатировать, что ускоренное падение предельного дохода позвано тем, что продажа дополнительной единицы продукции не только увеличивает доход на величину ее стоимости,но и уменьшает его на сумму удешевления всех прошлых единиц.

Потому, что в силу действия правила MR = МСпредельный доход есть наиболее значимым причиной, диктующим выбор оптимального количества производства, то изменение его динамики кардинально меняет и условия рыночного равновесия компании.

во-вторых, MR находится в прямой зависимости от цены (P) и в обратной от эластичности спроса по цене (Ed) [7, с.270-271].

На рисунке 2.23 изображен процесс выбора оптимального размера производства для компании в условиях несовершенной борьбе.

Рис.2.23. Максимизация прибыли в условиях несовершенной борьбе.

Максимизирующей прибыли компании соответствует количество выпуска qm, при котором предельные издержки и предельная выручка производства будут равны. Основываясь на спросе на собственную продукцию, Dфирма назначит цену Рm. Наряду с этим цена будет быть больше уровень предельных издержек производства данного количества предложения. Появляющаяся между предельными издержками и ценой реализации производства отличие будет свидетельствовать о наличии у компании рыночной власти, а величина данной отличия (Р — МС) — характеризовать ее величину: чем больше это превышение, тем посильнее рыночная власть компании. Разбирая величину рыночной власти компании, направляться обратить внимание на два момента. Первый касается связи между эластичностью спроса и рыночной властью, а второй — связи между прибылью и рыночной властью.

Из графика видно, что превышение цены над предельными издержками производства будет тем больше, чем менее эластичным есть спрос (чем круче кривая спроса) на продукцию компании и напротив. Из этого следует вывод, что рыночная власть (Р — МС) при понижении эластичности спроса растет, а при ее повышении — понижается. Конечно, что при безотносительной эластичности спроса она становясь равной нулю (Р = МС), другими словами исчезает по большому счету. (состояние идеальной борьбе).

Не смотря на то, что наличие у компании рыночной власти формирует предпосылки для получения ею экономической прибыли, прямой зависимости между ними нет. При данном количестве предложения прибыль формируется не только под влиянием выручки, но и зависит от уровня средних издержек производства:

?=TR — ТС = (Р — AC) q. Другими словами, вероятно такое положение, в то время, когда компания владеет намного меньшей рыночной властью если сравнивать с соперником, но, наряду с этим приобретает громадную экономическую прибыль, и напротив [7, с.272].

Для измерения степени рыночной власти, американским экономистом А.П. Лернером в первой половине 30-ых годов XX века был предложен индекс, известный как коэффициент Лернера(L), что определяется как отношение превышения цены продукта над предельными издержками его производства к цене компании: L=(P-MC)/P. Чем выше его значения, тем большей рыночной властью владеет компания. Коэффициент Лернера выражается в полных размерах, изменяясь от 0 для идеальной борьбы до 1 для монополии. Учитывая, что для владеющей рыночной властью компании MR = P+P(1/ED), то для случая максимизации прибыли (MR = МС) предельные издержки можем выразить как МС = P+P(1/ED). Это выражение предельных издержек используем для определения степени рыночной власти компании:

L=(P-MC)/P = {Р — P+P(1/ED)}/P = -1/ED.

Так, степень рыночной власти возможно выяснена как:

L=(P-MC)/P либо -1/ED

Степень рыночной власти компании находится в обратной зависимости от эластичности спроса на ее продукцию, а владеющая рыночной властьюфирма будет назначать цену, превышающую предельные издержки производства на величину, обратно пропорциональную данной эластичности.

Из равенства L=(P-MC)/P = -1/ED определим цену, которую будет назначать компания, владеющая рыночной властью: P=MC/(1+1/ED).

Это уравнение воображает универсальное правило ценообразования для любой компании, владеющей монопольной властью[7, с.273].

Ответ монополиста об количестве предложения зависит не столько от кривых издержек, сколько от характера спроса. Наряду с этим основное значение имеет эластичность спроса, определяющая положение кривой предельной выручки, что для монополиста есть решающим моментом. При смещении кривой рыночного спроса его эластичность для данного уровня цены может как увеличиться, так и уменьшиться. Исходя из этого однозначного соотношения между объёмом предложения и ценой не существует. При одном количестве предложения смогут установиться различные стоимости, а одному уровню цены смогут соответствовать различные количества предложения. При таком механизме установления рыночного равновесия найти зависимость, отражающую зависимость между объёмом предложения и рыночной ценой, не представляется вероятным. Следовательно, у монополиста кривой предложения не существует. Обстоятельство этого легко понять, в случае если отыскать в памяти, что условием построения кривой предложения совсем конкурентной компании есть заданный уровень цены, что в условиях монополии отсутствует.

Потому, что компания-монополист есть единственно компанией в отрасли, постольку равновесие, достигнутое ею в кратковременном периоде, будет являться и равновесием в долговременном периоде. В условиях долговременного равновесия монополист, в отличие от совсем конкурентного производителя, экономическая прибыль которого равна нулю, будет максимизировать прибыль (либо минимизировать убытки) благодаря сохраняющихся барьеров на входе в отрасль.

Перечень использованной литературы:

1. Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: Микро-и макроуровень: Учебное пособие.-2-е изд. испр.-М.-ДЕЛО, 2005.-440с.

2. Микроэкономика: практический подход (Managerial Economics) : учебник / коллектив авторов ; под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. — 6-е изд.,- М. : КНОРУС, 2011. — 704 с.

3. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник. -3-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 624 с.

4. Сафрончук М.В. Микроэкономика : учебное пособие. — 2-е изд., М. : КНОРУС, 2009. — 256 с.

5. Сеелева О.Н. Экономическая теория. Микроэкономика. http://www.studfiles.ru/preview/3156148/ (режим доступа:30.01.2016).

6. Симкина Л.Г Микроэкономика: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2012. -360 с.

7. Тарануха Ю.В. Микроэкономика: учебник для студентов институтов, занимающихся по экономическим профессиям.-М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006.-640 с.

8. Экономическая теория. Белецкая Л.В. Библиотека русских книжек (http://uchebnikionline.com/politekonomia/ekonomichna_teoriya_- _biletska_lv.htm (режим доступа:30.01.2016).

9. Экономическая теория: Полный курс МВА / И. К. Станковская, И. А. Стрелец: Рид Групп; Москва; 2011. Гл. 7.2 http://vipbook.info/nauka-i-ucheba/uchebnie-posobiya/258142-ekonomicheskaya-teoriya-polnyy-kurs-mva.html (режим доступа:30.01.2016).

10. Пиндайк Р. Рубинфельд Д. Микроэкономика. http://economics-lib.ru/books/item/ (режим доступа:25.04 2016).

Контрольные вопросы к п. 2.3

1. В чем особенности бухгалтерских и экономических издержек?

2. Какие конкретно параметры лежат в базе разграничения кратковременного и долговременного периодов при определении издержек?

3. Дать краткую чёрта издержек производства в кратковременном периоде.

4. В каких точках кривая МС пересекает кривые AVC и TVC и из-за чего?

5. Обязана ли компания закрыться, если она приобретает нулевую экономическую прибыль?

6. В случае если предельные издержки возрастают, то возможно ли заявить, что возрастают ( либо уменьшаются) средние переменные издержки?

7. Из-за чего кривая предельного дохода конкурентной компании MR сходится с линией цены Р и имеет горизонтальный вид?

8. При каких условиях конкурентная компания достигает равновесия?

9. Из-за чего в долговременном периоде конкурентная компания приобретает лишь обычную прибыль?

10. При каком количестве выпуска конкурентная компания достигнет оптимального масштаба в долговременном периоде?

Тестовые задания к п.2.3

1. Издержки, величина которых не зависит от количества производимой продукции:

а) неспециализированные издержки;

б) средние неспециализированные издержки;

в) постоянные издержки;

г) средние постоянные издержки.

2. В точке минимума предельных издержек средние издержки должны быть:

а) возрастающими;

б) убывающими;

в) постоянными;

г) минимальными

3. Какое из приведенных положений не относится к чёрту условий идеальной борьбе и из-за чего:

а) кривая предельных издержек пересекает кривую средних издержек в точке, соответствующей ее минимальному значению;

б) компания находится в равновесии, в то время, когда ее предельный доход равен предельным издержкам;

в) кривая спроса на продукт компании – горизонтальная линия;

г) кривая предельных издержек и средних имеет U-образную форму;

д) кривая спроса на продукт компании имеет отрицательный наклон.

4. Постоянные издержки компании – это:

а) оптимальные издержки производства, при которых достигается большой количество выпуска продукции;

б) издержки, каковые несет компания кроме того в том случае, если продукция не производится;

в) неявные издержки;

г) затраты на ресурсы по стабильным стоимостям, действовавшим в момент их приобретения.

5. Для конкурентной компании цена продукта равна предельному доходу:

а) правильно;

б) неверно.

6. Издержки, величина которых изменяется в зависимости от трансформации количества производства:

а) средние неспециализированные издержки;

б) предельные издержки;

в) неспециализированные переменные издержки;

г) неспециализированные постоянные издержки;

д) средние переменные издержки.

7. Цена израсходованных ресурсов, оцененная в текущих стоимостях их приобретения:

а) экономические издержки;

б) неспециализированные постоянные издержки;

в) бухгалтерские издержки;

г) неспециализированные переменные издержки;

не) неспециализированные средние издержки.

8. В то время, когда возрастает объем производства, средние постоянные издержки:

а) возрастают;

б) уменьшаются;

в) не изменяются.

9. Понятие экономических издержек свидетельствует, что:

а) производство осуществляется с минимальными затратами;

б) цена собственных ресурсов не должна включаться в издержки;

в) нужно учитывать другую цена всех применяемых ресурсов;

г) бухгалтерские затраты превышают их на величину непроизводственных затрат.

10. Какая из нижеприведенных формул верна:

а) экономическая прибыль – бухгалтерская прибыль = внешние издержки;

б) экономическая прибыль + внутренние издержки = бухгалтерская прибыль;

в) бухгалтерская прибыль + внутренние издержки = экономическая прибыль;

г) внешние издержки + внутренние издержки = выручка.

Ответы: 1. в); 2. г); 3. д); .4. б); 5 а); 6. в); 7. в); 8. б); 9. в). 10. б).

Контрольные вопросы к п.2.4

1. Что лежит в базе классификации рыночных структур?

2. Обстоятельство, по которой любой из участников идеальной борьбе не имеет возможности оказывать влияние на рынок?

3. В чем отличие кривой рыночного спроса и кривой спроса на продукцию отдельной конкурентной компании?

4. В чем содержится борьба компаний, трудящихся в условиях совсем конкурентного рынка?

5. Из-за чего кривая спроса на продукцию монополии имеет отрицательный наклон?

6. Может ли компания иметь власть над рынком, не являясь безотносительным монополистом?

7. Какие конкретно обстоятельства позволяют на конкурентном рынке появиться монополии, а на монопольном рынке – борьбы?

8. Перечислить пара индустрии, каковые могут служить примером олигополии.

9. Каков критерий определения монополией количества продаж?

10. Дать чёрта индексу монопольной власти.

Тестовые задания к п.2.4

1. Количество производства, при котором цена товара равна минимальному уровню средних переменных затрат:

а) точка максимизации прибыли;

б) точка закрытия;

в) точка равновесия.

2. Кривая предложения конкурентной компании в кратковременном периоде:

а) линия цены товара;

б) возрастающая часть кривой средних издержек, расположенная выше их минимального значения;

в) возрастающая часть предельных издержек, расположенная выше средних переменных издержек;

г) возрастающая часть средних переменных издержек, расположенная выше их минимального значения.

3. Конкурентная компания, максимизирующая прибыль, прекратит производство в кратковременном периоде, в случае если:

а) неспециализированный доход не покрывает неспециализированные издержки компании;

б) цена продукта ниже минимального значения средних издержек;

в) цена продукта ниже минимального значения средних переменных издержек;

г) цена продукта ниже минимального значения предельных издержек.

4. Рост экономической прибыли на конкурентном рынке содействует:

а) сокращению производства в действующих компаниях, дабы не завлекать соперников;

б) увеличению рыночной цены;

в) происхождению сил, талантливых свести эту прибыль к нулю;

г) притоку новых компаний в эту отрасль.

5. Компания, действующая в условиях идеальной борьбе в долговременном периоде, выбирает количество выпуска продукции, при котором P равна минимальному значению LAC:

а) правильно;

б) неверно.

6. Совсем конкурентная компания в долговременном периоде приобретает:

а) обычную прибыль;

б) экономическую прибыль;

в) хорошую прибыль;

г) сверхприбыль.

7. При равенстве каких показателей монополист возьмёт большую прибыль:

а) цены товара и предельных издержек;

б) средних издержек и предельного дохода;

в) предельного предельных издержек и дохода;

г) предельных издержек и предельной полезности.

8. Совсем конкурентная компания максимизирует прибыль при условии:

а) обеспечения мельчайших издержек производства;

б) равенства значений ее предельных издержек производства рыночнойцене создаваемого продукта;

в) реализации большого количества продукции;

г) обеспечении большой прибыли на единицу продукции.

9. Рыночная власть – это:

а) господство компании над клиентами;

б) подчинение собственной политике соперников;

в) возможность оказывать влияние на рыночную цену;

г) возможность проигнорировать закон спроса;

д) непоколебимая конкурентоспособность.

10. Может ли конкурентная компания, находящаяся в условиях долговременного равновесия, приобретать хорошую экономическую прибыль?

а) может, в случае если цена товара выше средних издержек производства.

б) не имеет возможности, поскольку в этом случае все компании отрасли имеют нулевую прибыль.

в) может, если она в состоянии снизить средние издержки до отметки ниже отраслевого.

г) может, если она владеет неповторимыми факторами производства.

д) может, в случае если ее продукция владеет особенными потребительскими особенностями.

Ответы: 1. б); 2. в); 3. в); 4. в); 5. а); 6. а); 7. в); 8. б); 9. в); 10. б).

5.9 Выбор компании в условиях несовершенной борьбе


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: