Выученная беспомощность и поисковая активность

Создатель теории выученной слабости М. Селигман определяет слабость как состояние, в то время, когда человеку думается, что внешние события от него не зависят и он ничего не имеет возможности сделать, дабы их не допустить либо поменять. В случае если это состояние и связанные с ним особенности мотивации и атрибуции переносятся на другие ситуации (т. е. генерализуется), то, значит, налицо выученная слабость. Весьма непродолжительной истории неконтролируемости окружающего мира достаточно для того, чтобы выученная слабость как бы получила собственную судьбу, стала сама руководить поведением человека. На базе совершённых опытов М. Селигман сделал вывод о том, что слабость вызывают не сами по себе неприятные события, в частности опыт неконтролируемости этих событий. Живое существо делается беззащитным, если оно привыкает к тому, что от его активных действий ничего не зависит, что проблемы происходят сами по себе и на их происхождение воздействовать никак запрещено (Ромек, 2002). В опытах было обнаружено, что у человека существует принципиально тот же механизм формирования слабости, что и у животных, и что слабость легко переносится на другие ситуации. Но если сравнивать с животными у людей были обнаружены и кое-какие особенности, каковые подтвердили важность когнитивных процессов в регуляции поведения. В целом последовательности изучений (De Vellis et al., 1978) было продемонстрировано, что человек может обучиться слабости, в случае если просто следит за слабостью вторых. Иными словами, демонстрация моделей слабости так же значительна, как и личный опыт неконтролируемости событий. Как раз опытом неконтролируемости событий разъясняется тот факт, что М. Селигман взял схожие результаты при хороших последствий. Интенсивное поощрение, появляющееся независимо от действий испытуемых, совершенно верно равно как и наказание, ведет к способности и потеря инициативы к конкурентной борьбе.

Итак, слабость у человека вызывается неконтролируемостью и непредсказуемостью событий. Уже в раннем детстве – в младенческом возрасте – человек обучается контролю над внешним миром. Помешать этому процессу смогут три события:

? полное отсутствие последствий (депривация);

? однообразие последствий;

? асинхронность, либо отсутствие видимой связи между их последствиями и действиями.

Однообразие последствий. Дабы избежать беспомощности и пессимизма, последствия как минимум должны быть в наличии. И они должны быть различными. Ребенок, что в ответ на различное (хорошее и нехорошее) поведение приобретает совсем однообразные (не имеет значение – приятные либо неприятные) последствия, совершенно верно так же теряет ориентиры для управления собственной активностью, как и ребенок, по большому счету никакой обратной связи не приобретающий. Имеется еще одна форма слабости, появляющейся по обстоятельству однообразия последствий. Ребенок либо взрослый, что, совершая различные – хорошие и нехорошие, хорошие либо злые – действия, знает, что все равно его родители (либо его статус) защитят его от проблем, выясняется беззащитным в такой же степени, как и тот, кто наталкивается на массивную критику в любом случае, что бы он ни делал.

В случае если приблизить эти результаты к настоящей судьбе, то слабость появляется тогда, в то время, когда человек (ребенок), пробующий решить некую поведенческую проблему, не находит никакой совокупности в том, как окружающие реагируют на его действия, и никто ему не оказывает помощь найти эту совокупность.

Асинхронность. Третья обстоятельство слабости может пребывать в том, что между последствиями и действиями проходит так много времени (асинхронность во времени), что нереально связать реакции окружения с теми либо иными собственными действиями. Порка по пятницам, разнос по понедельникам, случайно и достаточно редко выдаваемая заработная плат – все это последствия, каковые асинхронны со собственными обстоятельствами. В этом случае заработная плат перестает ассоциироваться с результатами труда, критика своих родителей – с неточностями, допущенными в домашнем задании.

Предстоящие изучения разрешили лучше осознать процесс происхождения выученной слабости. Как выяснилось, итог обучения зависит не только от того, что человек убеждается в собственной неспособности оказать влияние на обстановку, решить конкретную задачу, но и от сформировавшихся в прошлом опыте ожиданий. Многое определяется тем, считает ли человек данную задачу не решаемой по большому счету либо он считает, что она не по силам лишь ему. Выученная слабость начинается лишь в последнем случае. Человек может признать, что задача имеет ответ, но оно доступно лишь тем, кто имеет особую подготовку. Такая внутренняя позиция, как показывают изучения, не ведет к обучению слабости. Это обучение осуществляется, в то время, когда человек знает, что поставленная перед ним задача возможно решена такими же, как он (Христенко, 2005).

Выраженность выученной слабости и степень ее распространения на разные виды деятельности в настоящем и будущем определяется сочетанием психотерапевтических установок. самые тяжёлые последствия связаны с установками, при которых человек видит обстоятельство слабости в собственных личных качествах, воспринимающихся как неизменные и распространяющиеся на все формы жизнедеятельности. Помимо этого, человек может вычислять, что он терпит неудачу лишь тут и лишь на данный момент, быть может предполагать, что неудачи будут преследовать его в будущем, причем не только в данной конкретной деятельности, но и в второй.

Так, обучение слабости происходит при наличии нескольких факторов:

? человек не имеет предшествующего опыта ответа непростых задач;

? у него недостаточный уровень потребности в поиске;

? он уверен в том, что с данной задачей справится любой, равный ему (по физическим, психотерапевтическим и др. данным) человек, но не он сам;

? долгое время он сталкивается с обстановками, в то время, когда он не видит четкой связи между собственными их последствиями и действиями.

Тесно связанная с представлениями М. Селигмана и его сотрудников концепция поисковой активности (Ротенберг, Аршавский, 1984) разрешает объемнее представить проблему, связанную с влиянием выученной слабости на формирование виктимности. Под поисковой активностью понимается деятельность, направленная на трансформацию внешнего либо внутреннего замысла обстановки при отсутствии определенного прогноза результатов деятельности в ней, но при постоянном их учете. Такое определение подразумевает, во-первых, широкий круг личностных факторов, обусловливающих устойчивость человека к отрицательным действиям окружающей среды (в отличие от концепции выученной слабости, учитывающей по большей части только особенности атрибутивного стиля), а во-вторых, предполагает, что человек, переживающий состояние стресса, есть не пассивным объектом действия внешних условий (каким он представляется с позиций концепции выученной слабости), но активным субъектом, реорганизующим либо пробующим реорганизовать дискомфортную обстановку так, дабы она стала приемлемой. Поисковая активность есть неспециализированным, неспецифическим причиной, воздействующим на резистентность организма к вредным действиям окружающей среды. Наоборот, отказ от поиска есть неспецифической и универсальной предпосылкой к формированию самых разнообразных форм патологии.

Иными словами, поисковой активностью именуется деятельность, направленная либо на трансформацию неприемлемой обстановке, либо на трансформацию собственного отношения к ней, либо на сохранение удобной обстановке вопреки действию угрожающих ей обстоятельств и факторов. Человек запрограммирован природой на эластичное поисковое поведение в изменяющемся динамичном мире как самой природы, так и социальных взаимоотношений. В действительности стопроцентный прогноз конечных результатов блокирует поисковую активность, превращая жизнь в комплект автоматизированных действий, отражающих искусственно выстроенную обстановку. Одновременно с этим в ходе поискового поведения не только конечные, но и промежуточные результаты должны учитываться, оцениваться и употребляться для коррекции поведения, которое без этого окажется не хватает эластичным и в конечном счете – малоэффективным.

Антиподом поисковой активности есть отказ от поиска. У человека он проявляется разнообразно: как депрессия, невротическая тревога, переживание безразличия, слабости, безнадежности, каковые довольно часто предшествуют формированию разных болезней. Чем выше поисковая активность человека в простом состоянии, тем тяжелее переносится отказ от поиска. Состояние отказа отрицательно отражается на итогах любой деятельности. Появившись в конкретной обстановке, оно, как и выученная слабость, имеет тенденцию «захватывать» поведение в целом, по причине того, что, в случае если кроме того ощущения безнадежности и депрессии явились реакцией на какую-то конкретную неудачу, они способны парализовать активность в любом втором направлении. Понижение поисковой активности обусловливает происхождение новых неудач и формирует замкнутый круг, вырваться из которого возможно, в случае если в неудачах появляется просвет либо неожиданно случается событие, требующее полной мобилизации для спасения собственной судьбе либо жизни родных.

Кроме этого ясно, из-за чего неизменные и легкие успехи снижают устойчивость к выученной слабости – так как наряду с этим формируется 100 %-й хороший прогноз и отпадает необходимость в поисковой активности. Ясно кроме этого, из-за чего постоянные поражения, преследующие с раннего детства, содействуют выученной слабости – наряду с этим формируется неизменный отрицательный прогноз и обесценивается поисковая активность. Наоборот, чередование поражений и побед, как это в большинстве случаев происходит в жизни, формирует ощущение зависимости и неопределённый прогноз результатов от собственных усилий, что содействует тренировке поисковой активности и «иммунизирует» к выученной слабости.

Отказ от поисковой активности формируется на ранних этапах развития индивида, по причине того, что любой человек в младенчестве приобретает неизбежный опыт пассивного, зависимого поведения; его личные физиологические и психотерапевтические возможности для поискового поведения еще не сформировались, они формируются лишь неспешно и при активной помощи своих родителей. В случае если же эта стимулирующая помощь, разрешающая преодолеть исходный ужас перед поиском, выражена не хватает, то пассивная позиция закрепляется и в будущем при каждой очередной сложности содействует поведению отказа, капитуляции. Выученная отказ и беспомощность от поисковой активности ведет к тому, что человек, оказавшись в ситуации жертвы, фактически ничего не предпринимает для трансформации данной ситуации .

Жизнь превосходных идей. Выученная простой ключ и беспомощность к счастью


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: