Взаимосвязь социальной работы с другими науками

Социология изучает общество, убеждения и поведение своеобразных групп — семей, детей, мужчин, дам, лиц девиантного поведения, пожилого возраста и др. Познания в области социологии разрешают социальному работнику изучить социальные неприятности, овладевать интерперсональными технологиями и навыками. К примеру, главный навык эксперта социальной сферы — это умение общаться, которое предполагает умение так говорить с человеком, имеющим ту либо иную проблему, дабы он смог раскрыться, довериться и ощутить себя в безопасности. Собрав данные и проанализировав ее, социальный работник намечает потом замысел действий для решения проблемы. Знание социологии, в особенности прикладной, полезно для социальной работы, но не подменяет ее. Исходя из этого смешение двух этих понятий в обыденном сознании населения неправомерно.

Не считая социологии социальные работники применяют эти вторых дисциплин, к примеру психологии. Эта дисциплина тесно связана с социальной работой. Психологи изучают индивидов и пробуют осознать механизмы их развития, серьёзные факторы, воздействующие на поведение и психику человека, и психологию коллективов.

Для выяснения различий между психологией и социальной работой целесообразно применять определение первой как профессии, которая связана с отношениями между их окружением и людьми. Из этого определения направляться, что социальные работники должны применять социологии и знания, и психологии, дабы оценить неприятности клиентов и осуществить замыслы нужного вмешательства.

Наряду с этим социальные работники не смогут сосредоточиться лишь на индивиде, как это делают психологи, либо на социальном окружении, как социологи. Они изучают разные нюансы того и другого круга неприятностей, содействуют выработке конструктивного их решения. Смежной для социальной работы есть и психиатрия, которая сосредоточивается на изучении патологий внутреннего мира человека.

Социальная работа кроме этого взаимосвязана с социальной экологией. Двойная фокусировка ее и на человеке, и на окружающей среде, и вдобавок шире — природе и человеке, — обусловливает ее экологическую сущность. Она разрешает выяснить модели взаимоотношений между природой и человеком. Для этого нужно знание не только уже упомянутых психологии и социологии, но и биологии. Последняя оказывает помощь осознать, как функционирует человеческий организм, включая влияние и репродуктивные процессы генетики на восприятие и поведение.

Следующая область, которая связана с социальной работой, — это вопросы урбанизации. В случае если эксперт, опытный особенности функционирования города и роль муниципального окружения, включается в процесс разрешения неприятностей клиента, средоточием трансформаций есть не индивид, а широкая совокупность.

Многие программы обучения социальных работников требуют достаточно основательной медицинской подготовки. К примеру, сложившаяся на Западе профессия трудотерапевта (эксперта, трудящегося конкретно с калеками) предусматривает получение знаний в области медицины, и реабилитационного консультирования.

Среди смежных дисциплин, знание которых нужно для социального работника, направляться назвать и правоведение. Без знания законов, основания теоретических и практических качеств домашнего и права, пенсионного обеспечения и т.д. сложно давать консультации клиенту, помогать ему в ответе его жизненных неприятностей, отстаивать его интересы.

многовариантность и Многоплановость содержания деятельности эксперта по социальной работе распространяется и на область управления. Исходя из этого менеджмент наряду с другими учебными дисциплинами занимает одно из ведущих мест в подготовке экспертов.

Мы назвали главные блоки смежных дисциплин, нужных для создания высококвалифицированного социального работника. направляться иметь в виду и принципиальную важность для практики и единства социальной работы теории.

Научные знания, как мы знаем, смогут быть условно поделены в зависимости от ориентации в ответе задач на фундаментальные и прикладные. В случае если фундаментальные науки в основном ориентированы на решение гносеологических задач, то прикладные — на социальную деятельность. С этих позиций социальная работа, как уже подчеркивалось, относится к группе прикладных наук.

Исходной базой для сбора, анализа разнообразного по содержанию эмпирического материала для разных наблюдений, изучений конкретных социальных явлений и процессов, фактов публичной судьбе есть практика. Она разрешает накапливать опыт социальной работы, осмысливать его и делать теоретические обобщения.

Так, социальная работа как наука складывается из двух главных разделов: теоретико-методологического, фундаментального (методика, законы, категориальный аппарат науки) и прикладного (области социально-практического, управленческого приложения теоретического и эмпирического знания, научное обеспечение ответа практических соцвопросов в обществе, каковые призван решать социальный работник). Практическая деятельность социального работника очень многогранна. На низовых уровнях организации общества (семья, район, трудовой коллектив) она включает в себя регуляцию межличностных и групповых взаимоотношений, организацию социального обслуживания населения, коррекцию девиантного поведения, предупреждение и локализацию распрей, консультирование и социальное просвещение, психопрофилактику и т.д. На уровне функционирования региональных и муниципальных структур социальный работник, не упуская из поля деятельности организацию вышеназванных направлений, занят кроме этого проблемами миграции и занятости, социоинженерным проектированием, большими инновационными мероприятиями в сфере управления и производства.

По собственной природе социальная работа, имманентной чёртом которой есть интегративность, не имеет возможности опираться на одну какую-то теорию либо модель практики. Разнообразные формы социальной работы как бы проходят «полностью» все теории, являются комплексные конструкции разных моделей практики социальной работы. В частности, в случае если теория оказывает помощь осознать определенные сочетания событий, обусловливающих те либо иные социальные неприятности, то она есть адекватной для данной формы практики социальной работы[21].

Теория действенна, если она определяет конкретные направления деятельности по оказанию социальной помощи человеку в защите его социальных прав и обеспечений. Одновременно с этим эти направления складываются из определенных компонентов социальной работы как профессиональной деятельности и реализуются через средства и разные формы в зависимости от социальной обстановки. Так, содержание теории социальной работы и главные направления ее как профессиональной деятельности определяются социальной практикой. При отсутствия для того чтобы действия применяемая теория не может быть действенной.

Определение места теории социальной работы в совокупности вторых наук в большой степени зависит от содержания ее категорий, от изюминок ее способов, от исследованности неприятностей, составляющих ее главное содержание.

В ходе познания теории социальной работы как целостной совокупности научных знаний, как характеристики науки и прикладной взаимосвязи ее компонентов выявляются не сходу, а неспешно, по мере проникновения в их природу, сущность. Накапливая знания об одних качествах социальной работы, научная совокупность формирует благоприятные предпосылки для познания вторых качеств и для более глубокого проникновения в сущность предмета изучения в целом. Наряду с этим принципиально важно комплексно применять целый арсенал инструментария научного познания, в частности: эксперимент и наблюдение, теоретическое объяснение и описание, логические доказательства и обоснование, сравнение и аналогию, абстрагирование и обобщение, дедукцию и индукцию, синтез и анализ, научную теорию и гипотезу в целом.

Итак, развитие и становление социальной работы как независимой науки проходит в условиях постоянных дискуссий по ее главным методологическим проблемам. И в один момент с развитием научной теории социальной работы идет выделение и осмысление методологических правил применения явлений (факторов, процессов) социальной практики, методолого-мировоззренческое их познание.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Выясните методологические базы теории социальной работы как независимой научной дисциплины.

2. Какова роль социальной работы как научной дисциплины в совокупности социальных наук?

3. Выясните темперамент соотношения: а) социологии и социальной работы; б) психологии и социальной работы; в) социальной педагогики и работы.

4. Какие конкретно, на Ваш взор, философские идеи употребляются теорией социальной работы?

ЛИТЕРАТУРА

1. Григорьев С.И., Гуслякова Л. Г. организации построения и Основы концепции социальной работы первой половины 1990-х годов. Барнаул-Москва, 1993.

2. Ключевский В. Хорошие люди Старой Руси// Антология социальной работы. М., 1994. Т. 1.

3. методика и Теория социальной работы / Под ред. И.Г. Зайнышева. М., 1994. Т. 1,2.

4. методология и Теория социальной работы / С.И. Григорьев, Л .Г. Гуслякова, В.А. Ельченинов и др. М., 1994.

5. Ярская В.Н. Философия социальной работы: вопросы преподавания // Социальная работа. М., 1992. Вып. 5.

Факультет социальной работы и социологии


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: