Взгляды ксенофонта на социальное и экономическое устройство древней греции

ВВЕДЕНИЕ

Ксенофонт есть одним из самых значимых древнегреческих писателей- историков. Ученик Сократа, афинян, что предпочёл стать опытным армейским и помогать главному сопернику Афин – Спарте, есть одним из самых спорных древних историков.

Древние делали выводы о Ксенофонте очень высоко. Вместе с Геродотом и Фукидидом он причислялся к разряду великих историков, вместе с Платоном и Антисфеном — к числу крупнейших философов сократического направления, его язык считался примером аттической прозы и сравнивался по сладости собственной с медом, сам автор, исходя из этого заслужил прозвище «Аттической пчелы».

Наоборот, в литературе нового времени, особенно под влиянием работ германских филологов-классиков, установилось стойкое критическое отношение к Ксенофонту. Из правильного наблюдения о преобладании у него интереса к практическим проблемам, а не к абстрактным спекуляциям, делался вывод о его поверхностности и неоригинальности, как писателя.

СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КСЕНОФОНТА

Ксенофонт появился в Афинах в 430 году до н.э. и принадлежал к богатой рабовладельческой аристократии. Он — ученик известного древнегреческого философа Сократа. По своим политическим взорам выступал как приверженец аристократической Спарты и соперник афинской народовластии.

Ксенофонт был наибольшим греческим историком по окончании Геродота и Фукидида. Его именовали аттической аттической пчелой и музой, подчеркивая тем самым красивый греческий язык, на котором он писал собственные произведения, и необычайное трудолюбие писателя и этого историка. И в случае если Геродот и Фукидид покинули потомкам лишь по одному произведению, каковые прославили их имена, то из-под пера Ксенофонта вышло более десятка творений, разных по тематике.

Его жизненный путь возможно условно поделить на три периода. К первому периоду относится время от рождения до участия в походе Кира Младшего. Активная военная и политическая деятельность, участие в походе греческих наемников в Персию, и нахождение на спартанской работе составляют второй период судьбы Ксенофонта. Последний, третий, период он провел в Скиллунте и Коринфе, занимаясь литературной деятельностью и хозяйством.

В собственном родном городе Ксенофонт взял блестящее аристократическое образование и был воспитан в духе неприязни к народовластию и преклонения перед олигархическим режимом Спарты. Громадное влияние на него оказало знакомство с Сократом. История сохранила рассказ о том, как Ксенофонт познакомился со своим будущим преподавателем. в один раз, встретив в узком переулке Ксенофонта, Сократ загородил ему дорогу палкой, а после этого задал вопрос, где возможно приобрести съестные припасы. Ксенофонт ответил и решил пойти дальше. Но Сократ опять преградил ему путь и задал вопрос, где люди делаются добродетельными. На данный вопрос Ксенофонт ответить не имел возможности. Тогда Сократ сообщил ему: «При таких условиях иди за мной и обучайся».

Скоро Ксенофонт вошел в кружок Сократа и, став его слушателем, вел литературные записи бесед собственного учителя, каковые позднее применял при написании собственных трудов.

Так, нужно подметить, что на становление взоров Ксенофонта огромное влияние имело его тесное общение с Сократом, статус сократовского ученика и нахождение в его кружке. К тому же происхождение, участие в военных и политических событиях собственного времени кроме этого оказали влияние на становление взоров Ксенофонта, что ненавидел афинскую народовластие, поддерживая спартанское полисное устройство, считая его совершенным.

Взоры КСЕНОФОНТА НА СОЦИАЛЬНОЕ И ЭКОНОМИЧЕСКОЕ УСТРОЙСТВО СТАРОЙ ГРЕЦИИ

Экономические взоры Ксенофонта изложены в работе Домострой, подготовленной как управление для ведения рабовладельческого хозяйства. Определяя предмет домоводства, он характеризовал его как науку о обогащении и ведении хозяйства. Уделом рабовладельцев являлось управление хозяйством, эксплуатация рабов, но ни за что не физический труд Ксенофонт высказывал презрение к физическому труду, квалифицируя его как занятие, пригодное лишь для рабов. Давая советы по эксплуатации рабов и рациональному ведению хозяйства, он учил обращаться с рабами как с животными. В «Домострое» Ксенофонт отмечает, что сокровище зависит от полезности вещей. Сокровище воображают те предметы, каковые потребны в хозяйстве, которыми человек может пользоваться. Флейта для того, кто не может на ней играться, не воображает сокровище, как и почва, которую хозяин не может обрабатывать. И деньги не являются сокровищем для человека, что не может ими пользоваться.

Главной отраслью рабовладельческой экономики Ксенофонт вычислял земледелие, которое он квалифицировал как самый достойный вид занятия. По словам Ксенофонта, «земледелие — кормилица и мать всех искусств». В отличие от земледелия ремесло не есть хорошим занятием. Согласно его точке зрения: оно не содействует гармоничному формированию тела; обрекает занимающегося ремеслом на сидячий образ судьбы, лишает его солнца. Ремеслом занимаются иностранцы и рабы (плотники, кузнецы, сапожники, сукновалы). Свободному гражданину не пристало быть ремесленником.

Ксенофонт одним из первых среди мыслителей древности уделил громадное внимание вопросам разделения труда, разглядывая его как естественное явление, как ответственное условие повышения производства потребительных цен. Он близко подошёл к принципу мануфактурного разделения труда. Ксенофонт в первый раз указал на связь между рынком разделения и развитием труда. Согласно его точке зрения, от количества рынка зависело расчленение профессий.

Ксенофонт — идеолог в первую очередь натурального рабовладельческого хозяйства. Вместе с тем он считал нужным для этого хозяйства развитие торговли, финансового обращения. В них видел один из источников обогащения и рекомендовал применять в собственных заинтересованностях Ксенофонт признавал деньги как нужное средство обращения и концентрированную форму достатка. Осуждая деньги как торговый и ростовщический капитал, он советовал накапливать их в качестве сокровищ.

У Ксенофонта наметилось познание неоднозначного назначения вещи: как потребительной стоимости, с одной стороны, и меновой стоимости — с другой. Будучи идеологом натурального хозяйства, он не придавал особенного значения меновой цене. Сокровище вещи ставилась в зависимость от полезности, а цена конкретно разъяснялась перемещением предложения и спроса.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ксенофонт, будучи великим мыслителем Старой Греции, наряду с этим, непременно, есть человеком собственного времени, что был уверен, что путь к экономическому процветанию содержится в походах , завоеваниях вторых народов, в получении как возможно большего количества рабов.

Огромное влияние на социально-экономические взоры Ксенофонта оказало его аристократическое воспитание, занятия армейским делом и преданность Спарте, в силу помощи идей аристократии.

Прожив, как и положено настоящему мудрецу, очень продолжительную судьбу Ксенофонт покинул массу произведений, каковые, к тому же, в основном, сохранились сейчас. Его работы, в большинстве случаев причисляют к политическим трактатам.

Ксенофонт. Часть 1


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: