X. методические рекомендации по изучению « истории»

Жизнь общества неосуществима без знания собственной истории. Как раз историческая наука дает конкретные представления о живой связи времен, разрешает оценить значение настоящего и будущего. О важности изучения истории говорили многие узнаваемые мыслители. В Х в. один из наибольших византийских историков Лев Диакон подчеркивал, что «в случае если и имеется какое-либо из благ, приносящих пользу судьбы, то, по крайней мере, не меньше, а больше всего оказывает нам услуги, есть нужной и нужной история»[1].

Узнаваемый русский историк Н.М. Карамзин отмечал: «История в некоем смысле имеется священная книга народов: основная, нужная; зеркало их деятельности и бытия; скрижаль правил и откровений; завет предков к потомству; дополнение, пример и изъяснение настоящего будущего»[2].

История России владеет богатейшим арсеналом источников. Под историческим источником знают каждый монумент прошлого, свидетельствующий об истории людской общества. Эти источники дошли до отечественного времени в виде монументов материальной культуры, письменности, народных традиций, обычаев, языка.

По собственному характеру исторические источники делятся на следующие главные группы: письменные, вещественные, этнографические, устные (фольклор), лингвистические, аудиовизуальные.

К письменным источникам относятся: летописи, материалы делопроизводства и законодательные акты национальных учреждений, литературные и публицистические произведения, документы политических организаций и партий, статистические источники, периодическая печать, мемуарная литература, ежедневники, личная переписка.

направляться учитывать, что письменные источники охватывают относительно маленький период истории людской общества. Письменные источники Старой Руси сохранились лишь с XI в. Исходя из этого для более ранних исторических периодов возрастает роль других типов источников. Ответственное значение в этом случае покупают вещественные источники, каковые изучаются археологией – отраслью исторической науки. Изучение орудий труда, предметов материального производства (одежды, утвари, публичных и частных построек), памятников искусства разрешает, в определенной степени, воссоздать далекое историческое прошлое. Этнографический материал (быт, нравы, обычаи, традиции), эти языка, изучаемые лингвистикой, былины, сказания, пословицы, другие произведения и песни устного творчества, исследуемые фольклористикой, расширяют отечественные исторические знания, дополняют и уточняют материалы письменных и других источников.

Особенная несколько источников аудиовизуальные (фотодокументы, фонодокументы, кино- и материалы). Эти источники показались недавно, и значение их для изучения отечественной истории непрерывно возрастает.

Деление исторических источников на указанные группы в определенной степени условно. Так, к примеру, монументы письменности в один момент являются монументами материальной культуры. Многие этнографические источники одновременно с этим являются монументами археологическими, вещественными. Кое-какие письменные монументы сначала появлялись как устные произведения (к примеру, былины, сказания, легенды и т.д.). Эта связь исторических источников и растолковывает условность групп.

Письменные источники направляться отличать от исторических изучений, т. е. произведений, написанных на базе источников. Но, и это деление, в известной мере, условно. Так, в свое время книга В.Н. Татищева «История Русский» показалась как изучение, основанное на целом последовательности источников. Кое-какие из этих источников до отечественного времени не дошли, были потеряны. Исходя из этого «История Русский» в отдельных собственных частях в наши дни делает функции источника, поскольку сохранила тот либо другой исторический факт.

направляться учитывать да и то, что любое историческое изучение уже в момент собственного появления делается свидетельством уровня развития исторических знаний собственного времени. Оно делается объектом последующего историографического изучения и, в конечном итоге, источником.

Главным способом изучения отечественной истории есть независимая работа студентов. «Знание лишь тогда знание, в то время, когда оно куплено упрочнениями собственной мысли, а не памяти», – подчеркивал Л.Н. Толстой. В наше время роль независимой работы все более возрастает. Это – ведущая тенденция образования. Цель учителей – оказать помощь будущим экспертам овладеть навыками независимой работы, научить их трудиться как следует, развить у студентов интерес к творческому поиску, рвение к обновлению и постоянному обогащению приобретенных знаний, организовать у них знания-умения, разрешающие им самостоятельно решать опытные неприятности.

Изучение истории России складывается из прослушивания курса лекций, независимой работы над источниками и рекомендуемой литературой, участия в семинарских занятиях, визита групповых и личных консультаций, написания контрольных работ. Любая их этих работ делает определенную функцию.

Лекционный курс. Лекции занимают ответственное место в изучении истории России. В учебных лекциях дается последовательное научное изложение курса с учетом новейших данных науки, освещаются самые важные главные события и теоретические проблемы, факты. Лекции оказывают помощь студентам в независимой работе над литературой и первоисточниками, в подготовке к семинарским занятиям, экзаменам.

Лекции нужно пристально слушать и записывать. Такое сочетание усиливает степень восприятия лекционного материала. Целесообразно в порядке подготовки к лекции, уточнить по программе её тему и ознакомиться с содержанием, применяя соответствующую литературу. Это будет содействовать более глубокому усвоению нового материала, окажет помощь в составлении конспекта.

Ведение записей по ходу лекций воображает громаднейшую сложность для студентов первого курса. Не имея навыков конспектирования, часть студентов стремиться записать лекцию дословно, что фактически нереально. Нужно записывать самое серьёзное и значительное. Как это делать?

Перед тем как затевать записывать, направляться уяснить идея лектора, а после этого излагать ее в виде главных положений, выводов, доводов, доказательств. Нужно пристально смотреть за изюминками изложения материала лектором. Для выделения самые важных положений учитель применяет особенные приемы: интонацию, темп речи, повторения, обращения к аудитории со словами: «увидьте», «обратите внимание», «выделите».

В тех случаях, в то время, когда лектор цитирует исторический источник, оптимальнее цитату записывать всецело либо, по крайней мере, ее начало с необходимой ссылкой на документ, для того, чтобы дописать ее дома. направляться не забывать, что учитель, в большинстве случаев, применяет те цитаты, каковые в самый концентрированном виде разъясняют сущность центральных положений темы.

Нужно обучаться писать скоро, применяя как общепринятые сокращения слов, фраз, так и условные обозначения, осознанные записывающему. Отдельные положения лекции при конспектировании направляться разделять промежутками, а самые важные места выделять подчеркиванием.

Записи лекции вести лучше в тетради, нумеруя страницы и оставляя поля. Конспект лекции требует домашней доработки. оптимальнее сделать это в тот же сутки. Быть может, будет нужно дописывать цитаты, уточнить понятия, с которыми было нужно встретиться в первый раз, выделить самые важные положения, записать на полях дополнительные факты, собственные мысли и т.д. Полный и толковый конспект лекции – надежная база при подготовке к семинарам, зачетам, экзаменам.

Семинар – это практическое занятие под управлением учителя, цель которого уточнить, углубить и обобщить знания, полученные студентами на лекциях в ходе независимой работы.

На семинарские занятия выносятся самые важные и непростые неприятности курса. К каждому занятию предлагаются тема, вопросы и литературы и определённый список источников, каковые направляться изучить. К началу семинара студент должен иметь достаточно ясное представление обо всех вопросах и готовься ответить по любому из них. Целесообразно иметь замысел выступления по каждому вопросу и конспект. Главный момент работы на семинаре – выступление. Оно возможно в форме доклада, освещающего отдельный вопрос темы, а также в форме уточнения либо дополнения по разглядываемым на занятии проблемам. Выступление на семинаре по главному вопросу должно быть вычислено на 7–10 мин.. направляться стремиться вольно и светло излагать собственные мысли, руководствуясь замыслом либо кратким конспектом выступления. Нужно, дабы конспект выступал в роли справочного пособия, помогающего прокомментировать ту либо иную идея, подтвердить вывод цитатой либо цифрами из источника. На занятии нужно пристально смотреть за выступлениями товарищей, отмечать неясные вопросы и выносить их на дискуссию группы. Слушая разъяснения учителя, нужно делать дополнительные записи в тетради. На протяжении творческой беседы на семинаре идет процесс активного усвоения материала, во многом облегчающий в будущем подготовку к экзаменам.

Семинар – коллективная форма подведения итогов независимой работы. Успех семинарских занятий зависит от активности и подготовленности всей группы: чем лучше подготовлены студенты, чем активнее они выступают, тем оживленнее проходит семинар, тем громадную пользу приносит он всем участникам в освоении учебного материала.

Умение трудиться с книгой – главное звено в независимом изучении студентами истории. Отмечая только ключевую роль книги в накоплении и получении знаний, А.И. Герцен писал: «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, страны исчезали, а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством, и в нее кристаллизовались все учения, потрясающие умы, и все страсти, потрясающие сердца; в нее записана та огромная исповедь активной судьбе человечества, которая именуется глобальной историей. Но в книге не одно прошедшее; она образовывает документ, по которому мы вводимся во владение настоящего, во владение всей усилий и суммы истин, отысканных страданиями, облитых время от времени кровавым позже; она – программа будущего».

Чтение всякой важной, а особенно научной книги, требует особого рода и опыта трудовых навыков, каковые неспешно смогут быть доведены до совершенства.

Как лучше организовать собственную работу? Вот кое-какие рекомендации, проверенные на опыте многих поколений студентов, аспирантов, учителей.

Первый этап работы – предварительное неспециализированное знакомство со всеми «автобиографическими» данными книги: правильное и полное наименование, эпиграф; из каких глав, частей и разделов она состоит; в то время, когда написана и издана. Наряду с этим целесообразно поразмыслить, из-за чего создатель дал такое наименование книге, и на протяжении ее изучения установить, откуда оно происходит. Как мы знаем, наименование книги в большинстве случаев есть концентрированным выражением ее содержания.

В случае если в книге имеется предисловие либо введение, то его нужно прочесть, поскольку в нем в большинстве случаев дается цели и проблематики краткая характеристика работы ее написания, указывается историческая ситуация. Это окажет помощь осознать содержание книги и сущность разглядываемых в ней вопросов. Принципиально важно кроме этого прочесть послесловие и заключение, в которых создатель дает обобщающие выводы, вытекающие из содержания его произведений.

Второй этап работы – вдумчивое, осмысление и внимательное чтение книги прочтённого. Чтение это должно носить деятельный темперамент. Просматривать направляться не спеша, обдумывая содержание, получая его глубокого понимания. Время от времени стоит перечитать текст два раза. По ходу чтения полезно делать заметки в самые важных местах, отмечать то, что не хорошо ясно. В ходе чтения крайне важно пользоваться научно-справочным аппаратом: примечаниями, приложениями, предметными и именными указателями.

При изучении учебной и научной исторической литературы может встретиться большое количество непонятных терминов и незнакомых слов, смысл и значение которых тяжело уяснить из самого текста. В таких случаях большую помощь окажут справочные издания: энциклопедии, словари (политический, философский, зарубежных слов и др.). Так, если не знать значения таких терминов, как «закуп», «рядович», «вервь», то тяжело будет разобраться в социальной структуре Древнерусского страны. Так, знание исторической терминологии есть нужным условием глубокого и прочного усвоения курса отечественной истории. Вследствие этого целесообразно каждому студенту-заочнику завести собственный «исторический словарь» и записывать в нем все непонятные термины с краткими разъяснениями к ним. Таковой словарь понадобится и при изучении вторых гуманитарных дисциплин, и при подготовке к экзамену по истории России.

Третий этап работы – умение записать прочтённое. Ведение записей нужно для глубокого изучения содержания книги. Они организуют и дисциплинируют, оказывают помощь вернуть в памяти прочтённое, во многом облегчают подготовку к экзаменам и семинарским занятиям.

Умение вести запись – это мастерство, и нужно упорно им овладевать. Это дается лишь практикой, терпеливой творческой работой. Перед тем как начать вести запись, необходимо пристально прочесть изучаемый материал, продумать, разобраться в нем. Это разрешит избежать повторений, более сжато и содержательно выразить мысли. Время от времени студенты, не успев прочесть страницы, сходу начинают записывать. Такое механическое переписывание пользы не принесет и есть избыточной тратой времени.

Возможно применять различные формы записей: замысел, тезисы, конспект. Замысел возможно кратким либо развернутым. Записи в форме замысла направляться применять по большей части для тех изданий, каковые несложны по структуре, малы по количеству, не воображают сложности в усвоении, изучались ранее. Тезисы предполагают изложение в сжатой форме главных положений прочтённого.

На отечественный взор, самая приемлемой для студентов формой записи есть конспект, т. е. краткое изложение содержания книги. При составлении конспектов вероятен шаблон, единый, пригодный для всех способ ведения записей. Нужны разные типы записей, поскольку сами документы разны по объёму и содержанию, сложности, стилю, структуре. Необходимо отметить только кое-какие неспециализированные приемы. Фундаментальным принципом работы над конспектом должно быть: максимум нужного и ничего лишнего. Студент обязан стремиться к тому, дабы записи были краткими и конкретными. Конспект теряет силу и суть, если он через чур велик по количеству. Записывать направляться лишь главные положения прочтённого и, что особенно принципиально важно, их аргументацию. Содержание документа нужно излагать собственными словами, не допуская искажения смысла. определения и Важнейшие выводы рекомендуется включать в конспект всецело, т. е. цитировать.

Большое значение имеет оформление записей. Для конспектов нужно иметь отдельную тетрадь, на титульном странице которой пишутся фамилия студента, специальность, номер его зачетной книжки.

Страницы в тетради нужно пронумеровать и покинуть место для оглавления. За годы учебы в институте наберется большое количество записей, и по оглавлению возможно будет скоро отыскать необходимый конспект. Конспект должен быть составлен в эргономичной и наглядной форме, разрешающей легко ориентироваться в записях, видеть самые важные положения. В начале конспекта направляться указать наименование книги, авторство, время и место ее издания, и выходные эти. Целесообразно писать наименование глав, разделов, параграфов. Отдельные положения в конспекте направляться затевать с красной строчка, выделять последовательно цифрами (1, 2, 3, …), буквами (а, б, в) либо подчеркивать. Цитаты нужно в обязательном порядке заключать в кавычки и давать сноску на страницы. В тетради рекомендуется иметь широкие поля: кроме формулировки вопроса, на них возможно разместить замысел ответа, дополнительный материал, личные мысли, замечания, вопросы и т.д.

Предложенная методика независимой работы с книгой используется на протяжении изучения письменных источников.

На протяжении независимой работы по изучению истории необходимо пользоваться историческими атласами, мочь ориентироваться по карте. Это содействует запоминанию событий и лучшему осмыслению и фактов.

Консультации проводятся с целью научного кругозора и расширения знаний студентов, углубления у них навыков независимой работы. На консультациях учитель разъясняет студентам не хватает усвоенные вопросы, самые сложные неприятности курса, знакомит с главными методическими приемами учебы, растолковывает, как нужно трудиться с литературой и источниками, составлять разные виды записей, информирует о новинках научной и учебной исторической литературы и т. д. В часы консультаций студенты смогут побеседовать с учителем по всем интересующим их проблемам истории.

Последним этапом изучения всего курса «Истории России» основной формой контроля успеваемости есть экзамен. Он призван выяснить, как глубокие и прочные знания купил студент в ходе независимой работы с учебной литературой.

Экзамен проводится в строгом соответствии с учебной программой и на основании билетов, утвержденных кафедрой.

Подготавливаться к экзамену рекомендуется по программе курса «История России», применяя книжки, рекомендации и литературу, предложенные в данной методической разработке.

К экзамену по истории допускаются студенты-заочники, удачно выполнившие контрольные работы. При явке на экзамен студент должен иметь при себе зачетную книжку, и зачтенную контрольную работу.

Экзамен проводится в устной форме по билетам, каковые содержат по два вопроса из различных разделов курса. На экзамене студент в праве пользоваться программой курса. Для обдумывания ответа дается не меньше 30 мин.. Рекомендуется, взяв билет, в первую очередь, ознакомиться со всеми его вопросами. При неясности смысла того либо иного вопроса направляться без промедлений обратиться к экзаменатору за разъяснением.

На протяжении подготовки оптимальнее разработать развернутый замысел ответа каждого вопроса; записать цифры и основные даты, что оказывает помощь мобилизовать собственные знания и последовательно изложить их. Кое-какие студенты на экзамене по истории стараются писать подробный ответ на любой вопрос – его перед экзаменатором. Этого не нужно делать, поскольку на письменное изложение уйдет через чур много времени и возможно не успеть подготовить ответ на второй вопрос билета. Лучше собственными словами по разработанному замыслу изложить сущность вопроса.

По мере необходимости учитель может задать дополнительные вопросы в пределах программы данного курса. Лишь по окончании определения глубины знаний студенту выставляется экзаменационная оценка по пятибалльной совокупности. Хорошие оценки заносятся учителем в зачётную книжку и экзаменационную ведомость студента. Неудовлетворительная оценка проставляется лишь в экзаменационную ведомость, неявка на экзамен отмечается в ведомости словом «не явился». Студент, взявший неудовлетворительную оценку, обязан пересдать экзамен.

Любой, решивший взять высшее образование без отрыва от производства, обязан знать, что количество требований по курсу « История России» однообразен на дневном и заочном обучении, и, не смотря на то, что условия учебы имеют значительные различия, никаких скидок в учебном ходе студентам-заочникам не делается. Приобретая высшее образование, они совмещают учебу в институте с работой, преодолевая все вероятные трудности на этом добропорядочном пути.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…..3

I. Учебный замысел дисциплины……………………………………………………….3

II. Главные сведения о дисциплине………………………………………………4

III. Рекомендуемая литература…………………………………………………………..6

IV. Электронные средства информации……………………………………………6

V. Электронный адрес кафедры для консультаций……………………………….7

VI. Учебная программа дисциплины………………………………………..……..7

VII. Словарь исторических понятий и терминов…………………………………….19

VIII. Справочная хронологическая таблица…………………………………………..39

IX. Семинарские занятия, их объём и тематика в часах…………………………48

X. Методические советы по изучению дисциплины…………………….49

[1] Диакон Лев. История. – М., 1988. с.7

[2] Карамзин Н.М. История государства Российского. – М., 1988. Кн.1 с.х.

Как я выучила английский? МОИ РЕСУРСЫ!


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: