Xii. присущее и привходящее.

Любой объект характеризуется множеством изюминок, совокупность которых лежит в базе отечественного представления о нем. Но среди этих изюминок либо линия выделяются значительные и несущественные. Значительные изюминки предмета постоянны и сохраняются в разных его отношениях и состояниях к вторым предметам. Кое-какие из таких значительных изюминок являются неспециализированными для классов либо групп однородных предметов, другие характеризуют отдельные группировки предметов в классов.

Свойственными являются те особенности предмета, каковые отличаются постоянством при трансформации его состояния и без которых существование предмета представляется неосуществимым. Привходящими являются переменные либо необязательные изюминки предмета.

Человек может владеть тем либо иным цветом глаз, кожи, волос, голосом; он бывает мужчиной либо дамой, ребенком, юношей, стариком. Но ни одна из этих изюминок не характеризует человека как такового, потому что люди отличаются от всех других живых существ совокупностью линия — разумом, языком, телесностью. От животных люди отличаются языком и разумом, от ангелов — телесностью.

Вместе с тем все люди в обязательном порядке бывают или мужчинами, или дамами; равно как или младенцами, или детьми, или девушками и юношами, или лицами среднего возраста, или стариками. Дабы поделить людей по полу либо возрасту, необходимо иметь представление об изюминках, присущихвсем людям, а половые и возрастные показатели окажутся привходящими,так как любой человек, оставаясь разумным, возможно мужчиной, дамой, ребенком, юношей и т.д.

Отношение свойственного и привходящего есть базой построения рассуждений. Обобщение требует отвлечения от несущественных для целей аргументации данных; группировки и упорядочения значительных.

Свойственными являются субстанциальные особенности. Под субстанциейв древней философии понимается первая сущность, бытие по большому счету либо наивысший род, и в этом смысле субстанция противостоит природе, которая имеется субстанция, проявляющаяся в собственных значительных показателях и владеющая качественной определенностью, к примеру, одушевленность, телесность и разумность человека. [72]

“Но святые отцы, отказавшись от ненужных словопрений, общее, о многих предметах высказываемое, т.е. низший вид именовали субстанцией, формой и природой, к примеру, ангела, человека, собаку и т. п. Равным образом слова форма и вид имеют значение однообразное со словом природа. Единичное же они назвали индивидом, лицом, ипостасью, к примеру, Петра, Павла.” [73]

Привходящее (акциденция)“имеется то, что в предметах и бывает и отсутствует, не разрушая предмета. И опять: акциденция имеется то, что может одному и тому же предмету как принадлежать, так и не принадлежать. Так человек возможно белым, и высоким, умным, с приплюснутым носом.”[74]

В случае если акциденция есть чёртом существующего предмета и как привходящее носит личный темперамент, то субстанция, как присущее бытию конкретного предмета либо совокупности предметов, имеет неспециализированный и необходимый темперамент и в отдельных предметах проявляется вместе с привходящим.

Исходя из этого “носителем” сущности есть отдельный предмет, а класс мыслится при условии абстракции от частных изюминок входящих в него личных предметов. Человека по большому счету не существует: Адам первенствовал человеком, конкретным носителем всех значительных изюминок людской рода, вместе с тем и частных линия, свойственных лишь ему — Адаму, и никому иному. Так и любой человек есть в той же степени человеком, как и все остальные: не бывает человека в большей либо меньшей степени. Человечество представлено конкретными людьми, любой из которых есть обладателем всех значительных, свойственных человеку изюминок независимо от того, как и как эти черты проявляются в нем:

“Нет разумной души, которая по сущности была бы более полезной, чем вторая разумная душа. Потому что Всевышний, будучи Благим, созидает всякую душу по образу Самого Себя и создаёт ее в бытие самодвижущейся. И любая душа по собственной воле выбирает или честь, или через дела собственные добровольно выбирает бесчестие.” [75]

Акциденции подразделяются на отделимыеинеотделимые. Отделимые акциденции представляют собой состояния либо положения предмета (юность, старость, заболевание, здоровое состояние), каковые проявляются в тех либо иных событиях места, времени, состояния. Неотделимые акциденции представляют собой особенности многих предметов (к примеру, курносый шнобель, большой рост), неотъемлемые от них.

“… мы неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно либо неписьменно. Одно из них заповедует делать красивые иконные изображения, поскольку это в соответствии с с историею евангельской проповеди, является подтверждением того, что Всевышний Слово действительно, а не призрачно, вочеловечился, и служит на пользу нам: по причине того, что такие вещи, каковые взаимно друг друга растолковывают, несомненно, и обосновывают взаимно друг друга. На таком основании мы, шествующие царским методом и следующие божественному учению святых отцев отечественных и преданию кафолической церкви, — потому что знаем, что в ней обитает Дух Святый, — со осмотрительностью и всяким тщанием определяем, дабы честные иконы и святые предлагались (для поклонения) совершенно верно равно как и изображение честного и животворящего креста, будут ли они сделаны из красок, либо (мозаических) плиточек, либо из какого-либо другого вещества, лишь были бы сделаны приличным образом, и будут ли пребывать в святых церквах Божиих на одеждах и священных сосудах, на стенах и на дощечках, либо в зданиях и при дорогах, а равняется будут ли это иконы Господа Спасителя и Бога отечественного Иисуса Христа, либо непорочной Владычицы отечественной святой Божией матери, либо честных ангелов и праведных мужей и всех святых”. [76]

B определении Мирового Собора указываются постоянные и переменные акциденции. Постоянные — предмет изображения на иконе, переменные — методы, материалы, места.

XIII. Показатели.

Смоляков: Из-за чего присущее данной части суши \


Также читать:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: